Однажды попалась мне на глаза серия старинных китайских гуашей 1820 - 1825 гг., которые показывают технологию фарфорового производства. И вот подумал сделать такую наглядную тему о производстве фарфора в Китае в старину.
Не буду я слишком перегружать материалом данную тему, поскольку так, на мой взгляд, душевнее воспринимается эта прекрасная серия китайских рисунков. Уж не обессудьте.
А профи в фарфоре, да будет у них желание и время, могут дополнить тему более глубокой информацией.
Итак...
История фарфора насчитывает более 3-тысяч лет. Начало производства фарфор в Китае относится примерно к 6-7 веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка.

Добыча каолина (белой глины), ок. 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге.
В основе фарфора лежит глина. Но не всякая глина годится для его изготовления. Глины существуют «тощие» и «жирные». Первые труднее поддаются лепке, но зато при обжиге формы изделий из этой глины почти не искажаются. К «тощим» глинам относится и каолин, что по-китайски означает «фарфоровая глина».
Каолинит — глинистый минерал из группы серпентина, основное сырье для производства керамики и фарфора. Нередко присутствует в составе бирюзы и хризоколлы.
«Гао-Лин» (кит. «Высокий Холм») — название местности на юго-востоке Китая (окр. Цзиндэчжэнь, провинция Цзянси), где минерал добывали с глубокой древности. Кстати, отсюда же и происхождение термина «глина». Впервые описан как «kaolinite» американскими минералогами С. Джонсоном и Дж. Блейком (S. W. Johnson and J. M. Blake, American Journal of Science 1867).

Добыча китайского камня, ок. 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге.
В каолине почти нет посторонних примесей. Он легко принимает нужную форму.Тем не менее у каолина есть существенный недостаток — он плохо плавится даже при сильном нагреве. А без этого невозможно получить звонкие прозрачные фарфоровые изделия. Следовательно, чтобы получить настоящий фарфор, одного каолина мало.
Китайские мастера нашли выход далеко не сразу. Это произошло тогда, когда они наткнулись в горах на залежи породы, именуемой «фарфоровым камнем». Она состоит из кварца и полевого шпата и имеет сероватый или желтоватый оттенки. Но если этот камень раздробить и истолочь, а затем тщательно промыть полученный порошок в воде, он становится белым.

Процесс изготовления фарфора, стадия переработки глины, ок. 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге.
Залежи каолина имеются не только в Китае, но и в других странах. Однако разрабатывать их начали только тогда, когда стали изготовлять фарфор. Каолин хорош многим, и прежде всего, своей белизной. Эта белизна отличает обожженный фарфор (до покрытия его глазурью) от всех других глиняных изделий.

Измельчение глины, ок. 1825.

Разминание глины.
При температуре 1800°С фарфоровый камень плавится и становится прозрачным, как стекло. Значит, если смешать молотый фарфоровый камень с измельченным каолином, то получится масса, которая отлично сплавляется. А фарфор из этой массы после обжига становится не только белым, но и звонким, прозрачным. Кстати, фарфоровый камень нигде не встречается, кроме Китая. Но даже имея все виды сырья, нелегко наладить производство фарфоровых изделий.