КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XIX в.

Сообщение
Автор

КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XIX в.

#1 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 30 ноя 2014, 19:43

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Однажды попалась мне на глаза серия старинных китайских гуашей 1820 - 1825 гг., которые показывают технологию фарфорового производства. И вот подумал сделать такую наглядную тему о производстве фарфора в Китае в старину.

Не буду я слишком перегружать материалом данную тему, поскольку так, на мой взгляд, душевнее воспринимается эта прекрасная серия китайских рисунков. Уж не обессудьте.

А профи в фарфоре, да будет у них желание и время, могут дополнить тему более глубокой информацией.

Итак...

История фарфора насчитывает более 3-тысяч лет. Начало производства фарфор в Китае относится примерно к 6-7 веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка.


Изображение
Добыча каолина (белой глины), ок. 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге.

В основе фарфора лежит глина. Но не всякая глина годится для его изготовления. Глины существуют «тощие» и «жирные». Первые труднее поддаются лепке, но зато при обжиге формы изделий из этой глины почти не искажаются. К «тощим» глинам относится и каолин, что по-китайски означает «фарфоровая глина».

Каолинит — глинистый минерал из группы серпентина, основное сырье для производства керамики и фарфора. Нередко присутствует в составе бирюзы и хризоколлы.
«Гао-Лин» (кит. «Высокий Холм») — название местности на юго-востоке Китая (окр. Цзиндэчжэнь, провинция Цзянси), где минерал добывали с глубокой древности. Кстати, отсюда же и происхождение термина «глина». Впервые описан как «kaolinite» американскими минералогами С. Джонсоном и Дж. Блейком (S. W. Johnson and J. M. Blake, American Journal of Science 1867).


Изображение
Добыча китайского камня, ок. 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге.

В каолине почти нет посторонних примесей. Он легко принимает нужную форму.Тем не менее у каолина есть существенный недостаток — он плохо плавится даже при сильном нагреве. А без этого невозможно получить звонкие прозрачные фарфоровые изделия. Следовательно, чтобы получить настоящий фарфор, одного каолина мало.
Китайские мастера нашли выход далеко не сразу. Это произошло тогда, когда они наткнулись в горах на залежи породы, именуемой «фарфоровым камнем». Она состоит из кварца и полевого шпата и имеет сероватый или желтоватый оттенки. Но если этот камень раздробить и истолочь, а затем тщательно промыть полученный порошок в воде, он становится белым.


Изображение
Процесс изготовления фарфора, стадия переработки глины, ок. 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге.

Залежи каолина имеются не только в Китае, но и в других странах. Однако разрабатывать их начали только тогда, когда стали изготовлять фарфор. Каолин хорош многим, и прежде всего, своей белизной. Эта белизна отличает обожженный фарфор (до покрытия его глазурью) от всех других глиняных изделий.

Изображение
Измельчение глины, ок. 1825.

Изображение
Разминание глины.

При температуре 1800°С фарфоровый камень плавится и становится прозрачным, как стекло. Значит, если смешать молотый фарфоровый камень с измельченным каолином, то получится масса, которая отлично сплавляется. А фарфор из этой массы после обжига становится не только белым, но и звонким, прозрачным. Кстати, фарфоровый камень нигде не встречается, кроме Китая. Но даже имея все виды сырья, нелегко наладить производство фарфоровых изделий.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XI

#2 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 30 ноя 2014, 19:48

Изображение
Работа на гончарном круге, ок. 1825.


Изображение


Изображение


Изображение
Создание сосудов, ок. 1825.


Изображение
Ручная работа и украшение, ок. 1825.

Для успешного проведения всех операций от мастеров требовалось хорошее знание керамической массы, условий обжига, свойств и качества красок, способов глазурования предметов. Кроме этого, мастер должен был обладать большим практическим опытом работы. Именно наблюдательность мастеров, творческая способность их к эксперименту, тщательность работы, стремление постоянно совершенствовать формы фарфоровых изделий, способы и характер росписи создали в конечном итоге высокохудожественное фарфоровое производство.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XI

#3 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 30 ноя 2014, 19:56

При росписи фарфора надглазурными красками он подвергается вторичному обжигу в муфельных печах.

Изображение
Малые муфельные печи.

Изображение
Большие муфельные печи.

Печь окружает двойная стена, в промежутке между стенками закладывается уголь, во внутренней стене внизу имеются отверстия для прохождения воздуха. Когда фарфоровые изделия уже помещены в печь, ее стены смазывают плотным слоем глины, затем дверцу печи герметически закрывают и держат закрытой в течение суток пли трех. Вынутые из печи изделия должны долгое время остывать.

Изображение
Опорожнение печей, ок. 1825.

Не менее важными условиями, которые обеспечивали производство в Китае высококачественного фарфора, явились открытия, способствующие поддержанию наиболее рационального температурного режима печей. Более тысячи лет назад в Китае появились первые секционные печи для обжига керамики. Они назывались ступенчатыми и представляли собой длинный ряд смежных комнат, идущих уступами по склону холма. В самой нижней печи разжигали огонь, и раскаленный воздух, прежде чем добраться до трубы, проходил всю систему. Большое значение для поддержания правильного температурного режима при обжиге имела также конструкция дымовых труб.

Изображение
Печь «Дракон», ок. 1825.

Известный синий фарфор Цинцы, изготовленный в фарфоровой печи "Лун Ци Няо" в провинции Чжэцзян славен многими достоинствами. О нем люди говорят, что его синева подобна нефриту, чистота - зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию Цина. Это древний ударный музыкальный инструмент в виде изогнутой пластины, сделанной из нефрита, камня или меди. Изделия из синего фарфора со времен сунской династии широко покупались в странах Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, сегодня в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из синего фарфора Лунцюань времен династии Сун, Юань, Мин и других.

Изображение
Загрузка печей.

Южная часть Китая является регионом изобретения печей для обжига и совершенствования технологии изготовления, к примеру, селадона. Особенно большой известностью пользовались печи для обжига в Лунцюане. Большие объёмы лунцюаньского селадона экспортировались в XIII-XV веках по всей Восточной Азии, в Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток. Большие блюда из селадона были популярны в исламских странах.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XI

#4 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 30 ноя 2014, 20:03

Изображение
Рисование по поверхности до глазури.

Производство фарфора – очень сложный и трудоемкий процесс. Прежде чем из куска фарфоровой массы будет сделана простая чашка, она пройдет через руки 70-80 мастеров – формовщиков, художников, муравщиков, декораторов. После сушки фарфоровое изделие покрывалось глазурью. Именно глазурь делает поверхность фарфора гладкой, блестящей и водонепроницаемой.

Изображение
Студия эмалирования.

Как и сейчас, так и тогда все диктовала мода и предубеждения. В разные времена в Китае был популярен разный цвет фарфора, и тому есть много факторов включая и религиозные. Производство фарфоровой посуды существовало в Китае уже в 6 веке, однако с уверенностью говорить о появлении специализированной чайной посуды можно века с 8-го. Во времена династии Тан, в моду вошел белый и серо-зеленый фарфор (коричнево-зеленый, голубовато-зеленый), который, если ударить по нему палочкой, «издавал голос скорбящей яшмы». Позднее получили распространение чайные чашечки черного цвета, а в эпоху Мин – белый фарфор, расписанный кобальтом. Важно заметить, что вся чайная посуда была небольших размеров – китайцы считали, что из больших чашек пить чай не вкусно. В настоящее время практически вся китайская фарфоровая чайная посуда – белого цвета, но причудливо и очень красиво расписанная. Чаще всего – голубым и зеленым.

Изображение
Нанесение глазури, ок. 1825

В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы. Например, известный фарфор Цзюнци провинции Хэнань, отличающийся красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью является лучшим фарфором династии Сун. В этот период (10-12 века) были сделаны большие успехи в изготовлении изделий из фарфора. Примером может служить фарфор марки "Яобянь", который обладает очень высоким качеством. Такой фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Наиболее известными в то время являлись изделия мастерских Дэхуа и Лунцюань.

Изделия Дэхуа, как правило, покрывались лишь белой глазурью, зачастую украшались гравировкой и рельефным рисунком. В мастерских Лунцюань создавались изделия, покрытые нежно-голубой или светло-зеленой глазурью, получившей в Европе название "селадон". В этот период, хотя и довольно редко, встречались росписи на сосудах, сделанные зеленой, коричневой или желтой эмалью, а также монохромные, покрытые красной глазурью сосуды.


Изображение
Пакование готового фарфора.

Изображение
Транспортировка фарфора.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XI

#5 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 30 ноя 2014, 20:07

Изображение
Транспортировка по воде.


Изображение


Изображение


Изображение
Нанесение глазури на гончарные изделия.

Хотя глазурованная керамика существовала в Китае и раньше, С.А.М. Адшед пишет, что самый ранний тип стекловидной, прозрачной керамики, которую можно отнести к истинному фарфору, появился не ранее эпохи династии Тан (618—907). Найджел Вуд утверждает, что истинный фарфор был изготовлен в Северном Китае примерно в VII веке, в начала правления династии Тан, а в Южном Китае он появился примерно 300 лет спустя, в начале X века. До того существовал ряд переходных фарфоровидных форм керамики, постепенно приближающихся по своим свойствам к фарфору.

В керамическом производстве особым типом глазури являлся уже упомянутый мной селадон. Селадоном называют также и специфический бледно-серовато-зеленоватый оттенок зелёного цвета. Селадоновая глазурь относится к семейству прозрачных глазурей с трещинками, имеет широкое разнообразие цветов, обычно применяется при производстве фарфора или керамической глиняной посуды. Этот тип керамических изделий был изобретён в древнем Китае, в частности, в провинции Чжэцзян. Селадоновая глазурь может производиться различных цветов, включая белый, серый, голубой и жёлтый, в зависимости от толщины слоя и материала глины, на которую она наносится. Тем не менее, самые известные оттенки лежат в диапазоне от бледно-бледно зелёного с трещинками до насыщенного тёмно-зелёного, причём, часто фактура похожа на зелёные оттенки нефрита. Цвет получается путём проникновения оксида железа в глазурь или в глину. Селадон обычно является продуктом окислительно-восстановительных реакций при обжиге в печи. Как и в большинстве глазурей, в ней могут образовываться трещинки (дефекты глазури), и если такое качество не портит, а украшает, то тогда глазурь так и называют глазурью с трещинками.




Изображение
Магазин фарфора, ок. 1820. Гуанчжоу, Китай. Гуашь на бумаге.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XI

#6 Непрочитанное сообщение Aquitania » 01 дек 2014, 12:37

Коллега! Примите комплиман @}->--

Красиво
Аватар пользователя
Aquitania
Администратор
Сообщений: 4704
Зарегистрирован: 14 мар 2013, 18:09
Контактная информация:

Re: КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XI

#7 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 01 дек 2014, 18:55

Ой спасибо)) :-[
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XI

#8 Непрочитанное сообщение кэт (радистка) » 13 янв 2015, 19:46

Нашему отделу тема очень понравилась! :D Наш коллектив готов выдвинуть автора темы в шорт-лист! Это мысль СанСаныча.
Аватар пользователя
кэт (радистка)
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1397
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 22:08
Контактная информация:

Re: КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XI

#9 Непрочитанное сообщение Дядь Володя » 13 янв 2015, 21:18

кэт (радистка) писал(а):...автора темы в шорт-лист!...


Кэт, спасибо Вам, коллективу и Сан Санычу за оценку!))
...Стыдоба, я не знаю что такое..."шорт-лист" :-[ ...Правда.
Аватар пользователя
Дядь Володя
Модератор раздела
Сообщений: 826
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 20:56
Откуда: с.Ставницы

Re: КИТАЙСКИЙ ФАРФОР: история производства в серии гуашей XI

#10 Непрочитанное сообщение кэт (радистка) » 13 янв 2015, 21:40

Короткий список (в практике присуждения наград и премий в области литературы и искусства — также шорт-лист; англ. short list, shortlist) — список наиболее вероятных кандидатов на звание, награду или премию, отобранных из общего числа претендентов
*THUMBS UP* *DRINK*
Аватар пользователя
кэт (радистка)
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1397
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 22:08
Контактная информация:


Вернуться в «ФАРФОР, СТЕКЛО, КЕРАМИКА»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей