Улус Джучи;Улуг Улус;Алтын Орда; Золотая Орда

Сообщение
Автор

Re: Улус Джучи;Улу Улус;Алтын Орда; Золотая Орда

#21 Непрочитанное сообщение Tatiana » 20 янв 2014, 18:20

AKADEMI писал(а): А кто устанавливал и устанавливает эти памятные знаки?


Местные энтузиасты-краеведы. Раньше они вешали металлические таблички с надписями, но вандалы их отламывали и сдавали на металл.
Сейчас таблички из пластмассы.
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Улус Джучи;Улу Улус;Алтын Орда; Золотая Орда

#22 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 22 янв 2014, 22:45

Татьяна, так узбеки от какого Узбека произошли? Очень интересно.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Улус Джучи;Улу Улус;Алтын Орда; Золотая Орда

#23 Непрочитанное сообщение Tatiana » 23 янв 2014, 09:02

Дормидонт писал(а):Татьяна, так узбеки от какого Узбека произошли? Очень интересно.


Что не работает - то отмирает.
Чем хороши наши увлечения, так это тем, что у всех нас скорее всего не будет такого заболевания как Болезнь Альцгеймера - ведь мы постоянно тренируем наш мозг, нашу память и ежедневно приобретаем новые знания.

Вот, Уважаемый Дормидонт задал вопрос...Ответа на него я не знаю, но самой становится интересно и я лезу в интернет.
Нахожу информацию, делюсь с вами и вот сегодняшний день УЖЕ принёс новые знания...

Вот, что говорит Википедия:

Название «узбек», как полагают, восходит к Öz Beg (Узбек) — монгольскому хану Золотой Орды — Узбек-хана (1312—1340).

Существует несколько гипотез происхождения слово узбек. Основные из них:

Наиболее раннее упоминание слова узбек в качестве личного имени относится к XII веку. Личное имя «узбек» встречается в качестве в арабской литературе, у Усама-ибн-Мункыза (ум. в 1188 г.) в его «Книге назидания»; описывая события, происходившие в Иране при Сельджукидах, автор отмечает, что одним из предводителей войск правителя Хамадана Бурсука в 1115—1116 гг. был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула.

По данным Рашид ад дина, последнего представителя династии Илдегизидов, правивших в Тебризе, звали Узбек Музаффар (1210—1225).

В 1221 году одним из предводителей войск хорезмшаха Джалал ад-дина в Афганистане был Джахан Пахлаван Узбек Таи. Таким образом, слово узбек возникло в Средней Азии ещё до прихода монголов.

Согласно Allen J. Frank и Peter B. Golden личное имя «узбек» появилось на исторической сцене ещё до Узбек-хана, на территории Дашти Кипчака. Намного позже завершения правления Узбек-хана а именно в 60-х годах XIV века этноним «узбек» стал собирательным именем для всего тюрко-монгольского населения восточного Дешт-и-Кипчака. Узбекистанский историк Эрматов М. предполагал, что слово узбек было производным от названия тюркского племени узов.

К концу XIV века на территории восточного Дешт-и-Кипчака, образуется союз кочевых монголо-тюркских племен придерживающихся устоев Узбек хана прозванных за это «узбеками». Впервые о нём упоминается в персидских источниках в связи с описанием борьбы между Урус-ханом (1361—1375) и его противником Тохтамышем.

Намного позже завершения правления Узбек-хана, а именно в 60-х годах XIV века этноним «узбек» стал собирательным именем для всего тюрко-монгольского населения восточного Дешт-и-Кипчака.

По версии ученого Г. В. Вернадского термин узбек являлся одним из самоназваний «свободных людей». Он предполагает что термин узбеки использовались, как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: "согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) значит «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей». Такого же мнения придерживается Савельев П. С. писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название узбек значит — «сам себе господин».


А если из личного опыта, то несколько раз у меня покупали монеты люди с фамилией (только не смейтесь) Узбеков. Мотивация - на счастье!
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Улус Джучи;Улу Улус;Алтын Орда; Золотая Орда

#24 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 23 янв 2014, 09:08

Я встречал несколько вариантов, будучи у компа постараюсь их систематизировать и озвучить.
Плюс поспрашаю у краеведов.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Улус Джучи;Улу Улус;Алтын Орда; Золотая Орда

#25 Непрочитанное сообщение Tatiana » 06 фев 2014, 20:45

Путешествие шейха Ибн-Батуты в Золотую Орду, в половине XIV века

Мухаммад ибн Абдуллах ибн Мухаммад ат-Танджи́ (араб. محمد بن عبد الله بن محمد الطنجي‎‎), более известен как Ибн БаттуУта (араб. ابن بطوطة‎‎; 25 февраля 1304, Танжер — 1377, Фес) — знаменитый арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира — от Булгара до Момбасы, от Тимбукту до Китая. Во время девятимесячного пребывания на Мальдивах женился на дочери местного султана. Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».

Изображение

Историческое значение

Всего Ибн Баттута преодолел 120 700 км, что не под силу многим исследователям, даже пользующимися современными техническими нововведениями. Все посещаемые страны Ибн Баттута описывал с возможной полнотой. В первый раз его сочинение было частично переведено на европейский (латинский) язык в 1818 под названием «De Mohammede Ebn-Batuto Arabe Tingitano ejusque itineribus», затем в 1829 на английский язык под названием «The Travels of Ibn Batuta, translated from the abridged Arabic MS. Copies by Lec».

Нет никаких упоминаний о том, вёл ли Ибн Баттута какие-либо записи все 29 лет своих странствий. Когда он диктовал свои впечатления, он должен был основываться на своей памяти и уже вышедших в свет манускриптах своих предшественников. Некоторые эпизоды путешествией Ибн Баттуты являются явным заимствованием. Западные ориенталисты ставят под сомнение тот факт, что Ибн Баттута действительно посетил все те места, которые он описывает, и считают, что часть его описаний взята из услышанного им, а не из увиденного лично. Так, нерешённым является вопрос, действительно ли Ибн Баттута побывал в Китае. Тем не менее, несмотря на определённую недостоверность, записи Ибн Баттуты дают хорошее представление о большой части цивилизации 14 века.

Ибн Баттута испытывал временами культурный шок из-за несоответствия обычаев народов, недавно принявших ислам, нормам, на которых он был воспитан. Так, например, он был потрясён свободой речи, которую позволяют себе тюркские и монгольские женщины в разговорах со своими мужьями.

Для истории России имеет наибольшее значение описание Золотой Орды времён хана Узбека. В 1874 г. в Петербурге вышло издание этой книги с арабским текстом и французским переводом (Voyages d’Ibn Batoutah. Texte arabe, accompagné d’une tradition par C. Defrémery et B.R. Sanuinetti)

Из описания путешествий Ибнбатуты.

О телегах, на которых ездят в этой стране. Телегу называют они араба (= арба) — пишется через а, ра и ба. У каждой из телег 4 больших колеса; есть между ними такие (арбы), которые везут (только) две лошади, но есть и такие, в которые впрягают больше этого. Возят их также волы и верблюды, смотря по тяжести или легкости арбы. Тот, который заправляет арбой, садится верхом на одну из везущих ее лошадей, на которой (находится) седло. В руке его плеть, которую он приводит в движение для погонки, и большой шест, которым он направляете ее (арбу), когда она сворачиваете с пути. На арбу ставится нечто в роде свода (сделанного) из прутьев дерева, привязанных один к другому тонкими кожаными ремнями. Это легкая ноша; ее обтягивают войлоком или попоной; в ней бывают окна решетчатые и тот, кто (сидит) в ней, видит людей, они же его не видят; он поворачивается в ней, как угодно, спит и ест, читает и пишет во время езды. На тех из таких арб, на которых возят тяжести дорожные и съестные припасы, находится подобная же кибитка, о какой мы говорили, но с замком. Когда я задумал ехать, я изготовил для своей езды покрытую войлоком арбу, в которой со мною (поместилась) моя девушка, для товарища моего Афифеддина Эттузери — маленькую арбу, а для остальных спутников — большую телегу, везомую тремя верблюдами, на одного из которых сел верхом возница арбы. Поехали мы в сообществе эмира Тулуктумура, брата его, Исы, и двух сыновей его Кутлудимура и Сарубека.

О великом султане Мухаммеде Узбекхане . Имя его Мухаммед Узбек — (пишется оно) через у, з и б; слово хан у них значит султан. Этот султан (обладатель) огромного царства, силен могуществом, велик саном, высок достоинством, сокрушитель врагов Аллаха, жителей Константинополя Великого, и (усердный) борец за веру в войне с ними. Владения его обширны и города велики. В числе их: Кафа, Крым, Маджар, Азов, Судак, Харезм и столица его (султана), Сарай. Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественнейшие цари мира, а это (суть): владыка наш (Т. е. государь Мароккский Абуиная Фарис.), повелитель правоверных, тень Аллаха на земле его, представитель победоносной рати, которая не перестанет вступаться за истину до наступления (рокового) часа, да подкрепит Аллах дело его и возвеличит победу его; султан Египта и Сирии; султан обоих Ираков; этот султан Узбек; султан земель Туркестана и Мавераннехра; султан Индии и султан Китая. Когда этот султан (Узбек) в пути, то он (живет) отдельно в ставке своей, и при нем (только) его невольники и сановники его, а каждая из его хатуней находится отдельно в своей ставке; если же он хочет побывать у одной из них, то посылает к ней, чтобы известить ее об этом, и она приготовляется для него. И в пребывании его на месте, и в путешествии его, и в делах его порядок удивительный, чудесный. Одна из привычек его (та), что в пятницу, после молитвы, он садится в шатер, называемый золотым шатром, разукрашенный и диковинный. Он (состоит) из деревянных прутьев, обтянутых золотыми листками. Посредине его деревянный престол, обложенный серебряными позолоченными листками; ножки его из чистого серебра, а верх его усыпан драгоценными камнями. Султан садится на (этот) престол; с правой его стороны хатунь Тайтуглы и рядом с нею хатунь Кабак, а с левой стороны — хатунь Баялунь и возле нее хатунь Урдуджи. У подножия трона стоит справа (старший) сын султана, Тинабек, а слева второй сын его, Джанибек. Перед ним сидит дочь его Иткуджуджюк. Когда приходит одна из них (хатуней), то султан встает перед нею и держит ее за руку, пока она всходит на престол. Что касается Тайтуглы, то она царица и самая любимая из них (жена) у него. Он идет к ней на встречу до двери шатра, приветствует ее и берет ее за руку, а когда она взойдет на престол и усядется, тогда только садится (сам) султан. Все это происходит на глазах людей, без прикрытия. Затем приходят старшие эмиры, для которых поставлены скамьи справа и слева. Со всяким человеком их, когда он приходит в собрание султана, приходит слуга со скамьей. Перед султаном стоят царевичи: сыновья дяди его, братья его и родственники его, а насупротив их, у дверей шатра, стоят дети старших эмиров, и позади их стоят начальники войск, справа и слева. Потом входят на поклон люди по разрядам, каждый разряд в три (человека), кланяются, отходят и садятся в отдалении. По окончании полуденной молитвы, царица между хатунями уходит; затем уходят и прочие из них и провожают ее до ее ставки, а по входе ее в нее, каждая на арбе своей уезжает в свою ставку. При всякой (из них) около 50 девушек, верхами на конях. Перед арбой до 20 старых женщин, верхами на конях, между отроками и арбою, а позади всех около 100 невольников из молодежи. Перед отроками около 100 старших невольников верховых и столько же пеших, с палками в руках своих и с мечами, прикрепленными к поясам их; они (идут) между конными и отроками. Таков порядок (следования) каждой хатуни их при уходе ее и приходе ее. Моя стоянка находилась в лагере по соседству от сына султана, Джанибека, о котором еще будет сказано после. На заутрие дня прибытия своего я зашел к султану после полуденной молитвы. Он уже собрал шейхов, кадиев, правоведов, шерифов, факиров и устроил (им) большой пир. Мы разговелись в присутствии его. Почтенный сейид, глава шерифов, Ибнабдельхамид, и кади Хамза отозвались обо мне с похвалою и советовали султану почтить меня. Эти Тюрки не знают ни (обычая) отвода помещения приезжему, ни отпуска (ему) продовольствия, а только посылают ему овец и лошадей для заклания и меха с кумысом. Вот их (способ) оказывания почета. После этого, однажды, по совершении с султаном полуденной молитвы, когда я хотел уйти, он приказал мне сесть. Принесли кушанья (состоявшие из) похлебок, которые готовятся из дуки, потом вареное мясо баранье и лошадиное.

О хатунях и порядке их. . Каждая хатунь их ездит в арбе; в кибитке, в которой она находится, навес из позолоченного серебра, либо из разукрашенного дерева. Лошади, которые везут арбу ее, убраны шелковыми позолоченными покровами. Возница арбы, который сидит верхом на одном из коней, молодой парень, называемый улакши. Хатунь сидит в своей арбе; на право от нее женщина из старух, называемая улухатунь — пишется через у и л — что значит визирша (= помощница), а слева также женщина из старух, называемая куджукхатунь — пишется через ку и дж — что значить хаджиба (= камерфрау). Перед нею (хатунью) шесть маленьких девушек, которые называются бенат (дочери), отменной красоты и крайнего совершенства, а позади ее две такие же (девушки), на которых она опирается. На голове хатуни — бугтак, т. е. нечто в роде маленькой короны, украшенной драгоценными камнями, с павлиньими перьями на верху. На ней (хатуни) шелковая одежда, усыпанная драгоценными камнями, в роде мантии, какую одевают Византийцы. На голове визирши и хаджибы шелковое покрывало, убранное по краям золотом и драгоценными камнями. У каждой из «дочерей» на голове шапочка, похожая на колпак, с золотым венчиком поверху, который украшен драгоценными камнями, и с павлиньими перьями над ним. Затем на каждой шелковая с золотом одежда, называемая нах. При хатуни (находятся еще) 10 или 15 византийских и индийских отроков, одетых в шелковую, шитую золотом одежду, убранную драгоценными камнями. У каждого из них в руке жезл либо из золота или серебра, либо из дерева, покрытого ими (золотом и серебром). Позади арбы хатуни (следует) около 100 (других) арб. В каждой арбе три или четыре прислужницы, большие и малые, в шелковых одеждах и с шапочками на головах. За этими арбами (едут) до 300 арб, в которые впряжены верблюды и волы. Они везут казну хатуни, ее имущество, одежды, пожитки и съестные припасы. При каждой арбе присматривающий за нею прислужник, женатый на одной из упомянутых девушек. У них есть (такое) обыкновение, что из (этих) прислужников имеет доступ к (тем) прислужницам только тот, у которого есть жена между ними. Всякая хатунь (живет) на этот лад. Мы (теперь) поговорим о них поодиночке.

О старшей хатуни. Старшая хатунь это царица, мать двух сыновей султана, Джанибека и Тинабека, о которых мы будем говорить (ниже), но она не мать дочери его, Иткуджуджук, мать которой была царицей прежде той. Имя этой хатуни Тайтуглы (пишется) через тай, ту, г, ли. Из жен этого султана она у него самая любимая, и у нее он ночует большую часть ночей своих. Почитает ее и народ по причине великого уважения его (султана) к ней, и, несмотря на то, что она самая скупая из хатуней. Сообщил мне (один) из заслуживающих доверия (людей), знакомых с рассказами об этой царице, что султан любит ее за одну свойственную ей особенность, которая (состоит) в том, что каждую ночь он находит ее как бы девственницей. Другой рассказывал мне, что она из потомства (той) женщины, из-за которой, как говорят, царство отошло от Саломона — да будет над ним мир — и которую он, когда царство опять вернулось к нему, приказал оставить в безлюдной степи; что она была брошена в степи Кипчацкой, и что матка этой хатуни видом похожа на кольцо, как это бывает у всякой, кто происходит от упомянутой женщины. Но ни в Кипчацкой степи, ни в другом месте, я не видел (никого), кто бы рассказывал, что он встречал такого рода женщину, или слышал про нее, кроме этой хатуни; только один из жителей Китая рассказывал мне, что в Китае есть род женщин такого вида. Мне под руки не попадалась такая и (потому) я не знаю, действительно ли это так. На другой день после побывки моей у султана, я зашел к этой хатуни. Она сидела среди десятка старых женщин, как бы ее прислужниц; перед нею (находилось) около 50 маленьких девушек, называемых дочками, перед которыми (стояли) золотые и серебряные блюда, наполненные вишнями, и они чистили их. Перед хатунью (стояло) золотое блюдо, наполненное ими же (вишнями), и она (также) чистила их. Мы поклонились ей. В числе моих спутников находился чтец, читавший Коран на египетский лад, прекрасным образом и приятным голосом; он и прочел. Затем она приказала принести кумысу. Его принесли в красивых, легких деревянных чашах. Она собственноручно взяла чашу и подала мне ее. Это у них крайняя любезность. Прежде этого я (никогда) не пивал кумысу, но мне нельзя было иначе (поступить), как взять его. Отведал я его, но в нем нет (ничего) хорошего, и я отодвинул его к одному из моих спутников. Она расспрашивала меня относительно многих обстоятельств нашего путешествия и мы отвечали ей; затем мы ушли от нее. Начали мы с нее ради великого почета ее у царя.

О двух сыновьях султана. Они одноутробные братья и мать обоих царица Тайтуглы, о которой мы говорили выше. Имя старшого из них Тинабек (пишется) через ти и на (?). Бек значить эмир, а тин — тело, так что имя его значить как бы эмир тела. Имя брата его Джанибек (пишется) через джа и ни. Джан значит душа, так что он назывался как бы эмиром души. У каждого из обоих отдельная ставка. Тинабек наружностью был одним из красивейших созданий Аллаха. Отец назначил его преемником царства, и он пользовался у него влиянием и почетом. Но Аллах не захотел этого. По смерти отца своего, он правил короткое время, но потом был убит за постыдные дела, которые с ним приключились, и воцарился брат его Джанибек, который был лучше и превосходнее его. Сейид шериф Ибнабдельхамид это тот, который занимался воспитанием Джанибека. В пору приезда моего, он, кади Хамза, имам Бедреддин Элькавами, имам и преподаватель чтения (Корана) Хусамеддин Эльбохари и др. посоветовали мне остановиться в ставке упомянутого Джанибека, вследствие благородства его. Я так и сделал.

О стране мрака (Сибирь). Захотелось мне пробраться в страну мрака. Вход в нее через Булгар и между ними 40 дней пути. Потом я отказался от этого вследствие больших хлопот (потребных) на это и малой пользы, (от такой поездки). Путешествие туда совершается не иначе, как на маленьких повозках, которые возят большие собаки, ибо в этой пустыне (везде) лед, на котором не держатся ни ноги человеческие, ни копыта скотины; у собак же когти и ноги их держатся на льду. Проникают туда только богатые купцы, из которых у иного по 100 повозок или около того, нагруженных его съестным, напитками и дровами, так как там нет ни дерева, ни камня, ни мазанки. Путеводитель в этой земле — собака, которая побывала в ней уже много раз; цена ее доходит до 1000 динаров и около того. Повозка прикрепляется к ее шее; вместе с нею припрягаются (еще) три собаки. Это авангард, за которым следуют прочие собаки с повозками. Остановится он, и они останавливаются. Такую собаку хозяин ее ни бьет, ни ругает. Когда подается корм, то он кормит собак раньше людей, в противном же случае собака злится, убегает и оставляет хозяина своего на погибель. Совершив по этой пустыни 40 станций, путешественники делают привал у «мрака». Каждый из них оставляет там те товары, с которыми приехал, и возвращается в свою обычную стоянку. На следующий день они приходят снова для осмотра своего товара, и находят насупротив него (известное количество) соболей, белок и горностаев. Если хозяин товара доволен тем, что нашел насупротив своего товара, то он берет его, если же не доволен им, то оставляет его. Те, т. е. жители «мрака», набавляют его (своего товара), часто же убирают свой товар, оставляя (на месте) товар купцов. Так (происходит) купля и продажа их. Те, которые ездят сюда, не знают, кто покупает у них и кто продает им, джинны (= духи) ли это или люди, и не видят никого. Горностай — лучший сорт мехов. В Индийских землях шуба из него стоит 1000 динаров, т. е. по размену на наше золото 250 (динаров). Он чрезвычайно бел (и происходит) от шкуры маленького животного, длиною в пядень. Хвост у него длинный и его оставляют на шубе в своем виде. Соболь ниже его; шуба из него стоит 400 динаров и меньше того. Одна из особенностей этих шкур та, что в них не забираются вши. Эмиры и вельможи Китайские сплошь покрывают свои шубы вокруг шеи одною шкурою его (соболя). Также (поступают) купцы Персии и обоих Ираков. Вернулся я из города Булгара с эмиром, которого султан отрядил вместе со мною, и застал я ставку султана в местности, известной под именем Бишдаг. Это было 28 рамазана. Я присутствовал с ним при праздничном богослужении. Пришелся день праздника в пятницу.

О Харезмской дыне. Подобия Харезмской дыне нет на свете, ни на востоке, ни на западе, за исключением бухарской дыни, за которой следует испаханская дыня. Кожа ее зеленая, внутренность красная. Она (дыня) чрезвычайно сладка; при этом она тверда. Удивительные свойства ее (заключаются) в том, что она разрезывается, сушится на солнце, укладывается в корзины — как у нас делается с сушеными винными ягодами и малагской смоквой — и везется из Харезма в самые крайние земли Индии и Китая. Между всеми сушеными фруктами нет лучше их (этих дынь). Бывало, во время моего пребывания в Дехли, в Индийской земле, как приедут путешественники, так я посылал кого-нибудь купить для меня у них ломтики дыни. Когда царю Индийскому приносили что-нибудь по этой части, то он посылал это мне, узнав мое пристрастие к ним. Один из обычаев его такой, что он наделяет иностранцев плодами их стран и этим оказывает им свое внимание

Татары называют родившегося (ребенка своего) по имени первого входящего в палатку при его рождении. Когда родился султан Ходабенде, то первый вошедший был погонщик мулов, которого они (по своему) называют Харбенде. Этим именем они и назвали его. Брат Харбенде — Газан, которого народ называет Казаном или Казганом, т. е. козлом. Говорят, что он был назван так, потому что при рождении его вошла девушка с козлом.
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Улус Джучи;Улу Улус;Алтын Орда; Золотая Орда

#26 Непрочитанное сообщение Tatiana » 13 фев 2014, 12:53

Карты по истории Золотой Орды:

Амелькин А.О., Селезнев Ю.В., Темушев В.Н. Рост Мамаевой орды // Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. – Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. – С. 120.

Изображение

На основании имеющихся материалов 14в. территорию Золотой Орды для этого периода можно определить лишь суммарно. С небольшими изменениями эти же границы можно принять и для 13в. Арабские географы 14-15вв. указывают примерную государственную границу Джучиева Улуса при Узбеке так: Царство его лежит на северо-востоке и простирается от Черного моря до Иртыша в длину на 800 фарсахов, а в ширину от Дербентадо Булгара примерно на 600 фарсахов. По китайской карте 1331 года в состав Улуса Узбека входили: часть нынешнего Казахстана с городами Джендом, Барчакендом, Сайрамом и Хорезмом, Поволжье с городом Булгар, Русь, Крым с городом Солхат, Северный Кавказ, населенный аланами и черкесами.

Изображение

Таким образом, потомки Джучи владели огромной территорией, охватывающей почти половину Азии и Европы — от Иртыша до Дуная и от Черного и Каспийского морей до ”страны мрака” . Ни одно из монгольских владений, образованных потомками Чингисхана, не могло сравняться с Золотой Ордой ни по обширности своей территории, ни по численности населения.

Говоря о народах, покоренных монголами, необходимо остановиться на татарах, также покоренных монголами в числе других народов.

В исторической науке довольно часто ставится равенство между татарами и монголами, говорится о татарском завоевании и татарском иге, не отличая татар от монголов. Между тем татарские племена, говорящие на тюркском языке, отличались от монгол, язык которых не был тюркским. Быть может, когда-то было некоторое сходство между монголами и татарами, существовало некоторое языковое родство, но уже к началу 13в. от него осталось очень мало. В ”Сокровенном сказании” татары рассматриваются как непримиримые враги монгольских племен. Об этой борьбе между монгольскими и татарскими племенами подробно рассказывается как в ”Сокровенном сказании” , так и в ”Сборнике летописи” Рашид-ад-дина. Лишь к концу 12в. монголам удалось одержать верх. Татарские племена, превращенные в раба-крепостного, или простого воина монгольских феодалов, отличались от монголов своей бедностью.

Когда образовалась Золотая Орда, татарами стали называть и половцев, завоеванных монголами. Впоследствии термин ”татары” был закреплен за всеми тюркскими племенами, порабощенными монголами: половцами, булгарами, буртасами, мажарами и самими татарами.

При образовании Золотой Орды Джучиев улус был разделен между 14 сыновьями Джучи в виде наследственных владений. Каждый из братьев Батыя, стоявший во главе улуса, считал себя государем своего улуса и не признавал над собой никакой власти. Так и случилось позднее, когда государство стало распадаться на новые государственные объединения, но в первый период существования Золотой Орды все же имелось условное единство всего Джучиева улуса. Тем не менее, каждый из них нес определенную повинность в пользу хана и служил ему.

После смерти Батыя, на трон был выдвинут Берке. Ко времени правления хана Берке относится, во-первых, проведение переписи (1257-1259гг.) всего податного населения Руси и в других улусах, во-вторых, учреждение постоянной военно-политической организации монголов в каждом подчиненном монголам улусе в лице десятников, сотников, тысячников и темников. К этому же периоду А. Н. Наносов относит появление на Руси института баскаков.

Юридическим оформлением независимости Джучиева улуса от великих ханов стала чеканка собственной монеты с именем хана. Но превращение Золотой Орды в независимое государство отразилось не только на чеканке монеты. В 1267г. Менгу-Тимур первый из ханов дает ярлык русскому духовенству, освободивший митрополита от целого ряда повинностей и урегулировавший взаимоотношения русской церкви с ханами Золотой Орды. Сохранился также ярлык хана на имя великого князя Ярослава Ярославича об открытии ”пути” немецким купцам из Риги на беспрепятственный проезд рижан через Новгородскую землю в Золотую Орду.
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:


Вернуться в «НАШИ ПРОЕКТЫ ИЛИ ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 18 гостей