Общие материалы по медалям

Сообщение
Автор

Re: Общие материалы по медалям

#81 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:21

Рис. 4, 5. М. де Пасти. Изота Атти (аверс и реверс)

Интересна медаль работы Пизанелло "Цецилия Констанци". Скульптор создал жизненно правдивый, внутренне собранный образ молодой женщины (рис. 6).
Вложения
000005.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#82 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:22

Рис 6. Пизанелло. Цецилия Констанци

Медали XV-XVI веков очень скульптурны. В основе их пластического решения лежит тот же творческий метод, что в скульптурных портретах. Техника литья того времени давала возможность художникам лепить формы медали крупными, обобщенными объемами.

Медали эпохи Возрождения выполнялись крупнейшими живописцами и скульпторами. Таков, например, "Автопортрет" - медаль величайшего мастера немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера, создавшего цельный, обобщенный образ художника. Четкое профильное изображение возникает из сочного, напряженного фона, придавая всему облику активное, действенное начало (рис. 7).
Вложения
000006.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#83 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:23

Эпоха Возрождения дала замечательные образцы выразительных острых характеристик, например портрет Екатерины Медичи на медали французского скульптора Жермена Пилона (рис. 8).
Вложения
000007.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#84 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:23

Рис. 8. 8. Ж. Пилон. Екатерина Медичи

Начиная с XVII века медальерное искусство развивается почти во всех странах Европы. Укрепление абсолютистской власти в ведущих европейских государствах нашло свое отражение в медали. Серийность ее производства, прочность материала, обеспечивающая долголетнее существование, и, наконец, легкость транспортировки способствовали тому, что медаль распространилась по всему континенту. Однако, становясь официальным памятником, медаль утрачивает ту свободу и демократичность в трактовке образов, которые были ей свойственны в эпоху Возрождения. Главным объектом изображения в XVII веке становится король (лицевая сторона медали - аверс) и его деяния: выстроенные при его правлении архитектурные ансамбли, дворцы, флотилии, а также одержанные победы (оборотная сторона медали - реверс).

Принцип подобного расположения, т. е. портрет на лицевой стороне и изображение отдельных событий - на оборотной, сохранится в последующие два столетия.

С середины XVII века одной из могущественных стран Западной Европы становится Швеция. Парадные портреты королей и видных государственных деятелей на шведских медалях отличаются чертами парадной репрезентативности. Пышные локоны париков, каскадом ниспадающие на плечи, и широкие складки одежды были призваны возвеличивать образ правителя.

На оборотной стороне этих медалей часто изображались морские пейзажи со вздымающимися волнами и парусными кораблями, а иногда известные своими красотами долины, ущелья, горы.

Таковы медали выдающегося шведского мастера Гедлингера, отразившие важные события в стране. Примечательно, что именно шведские художники стремились передать в медали пространство и свет. На оборотных сторонах медалей, как правило в пейзажном изображении, впервые в медальерном искусстве обрисовываются перспективные дали, что создает ощущение пространства.

В XVIII веке схема изображения и пропорции медали строго регламентируются. На лицевой стороне - профильное изображение короля, на оборотной - аллегорическая сцена. Плоский рельеф, точная проработка каждой детали и, наконец, четко построенная композиция определяют особенности западноевропейской классицистической медали. И если в живописи конца XVIII века в эпоху французской революции отчетливо звучат мотивы героики и гражданской доблести, то медаль, будучи официальным памятником, еще долго остается в рамках намеченной схемы.

В XVIII веке медальерное искусство активно развивается во всех европейских странах. Значительную роль в образном строе медали начинает играть аллегория. И хотя портреты правителей по-прежнему занимают ведущее место, передаче исторических событии, раскрытых в условной аллегорической форме, придается огромное значение.

Художники четко разграничивают изображение и фон, причем фон подчеркивает плоскость медали, а вся образная нагрузка ложится на рельефное изображение. Часто делается рельефный гурт, четко отделяющий медаль от окружающей пространственной среды.

XIX век отмечен расширением тематики медалей, а также количественным ростом их выпуска. Во Франции, Германии, Польше, России работает значительно больше, чем в предыдущем столетии, мастеров-медальеров. В каждой стране отдельные медальеры стремятся отойти от официально узаконенной формы медали к более простым решениям, что хорошо прослеживается на примере русской медали второй половины XIX века.

С конца XIX века мастера начинают интересоваться жанровыми темами, их внимание привлекают события повседневной жизни. Следуя по этому пути, медальеры с середины XX столетия обращаются к широкому показу событий и явлений окружающей действительности, имеющих социальное звучание. Примечательно, что мастера современных медальерных школ умеют через отдельную, точно найденную и осознанную деталь создать цельный, пластически законченный образ. В лучших медалях наших современников образ доводится до предельного обобщения, и уже сейчас отдельные достижения в образном решении медали позволяют говорить о новом этапе развития этого вида искусства.

Оживление европейского медальерного искусства начинается около 50-х годов XX века. На первый план выступили медальеры социалистических стран - Венгрии, ГДР, Польши, СССР, Чехословакии. Для искусства XX века характерны острота и динамичность образных решений, глубокая идейная насыщенность, поиски новых средств выражения. Эти черты определяют и пластический строй медали.

Особое место в историческом развитии европейского медальерного искусства занимает русская медаль. Медаль в России появилась в конце XVII века. Она пришла из стран Западной Европы, в первую очередь из Швеции, и в своем развитии последовательно прошла все художественные стили, в которых развивалось медальерное искусство европейских стран. Кроме того, в России еще долго сохранялись традиции чеканки древнерусской "деньги", которая частично проявила себя и в медали.

Прежде чем обратиться к истории русской и советской школы медали, а также к обзору медальерного искусства стран социалистического содружества, остановимся на классификации медали, на некоторых особенностях медали как памятника искусства.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#85 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:25

Медаль как памятник искусства

В самом образном строе медали заложены возможности передачи пространства, движения во времени. Передача пространства может получать различные решения.

По традиционному представлению иллюзорное пространство в медали отождествлялось с ее плоскостью. Решая медаль композиционно, художник разделял ее на изображение и фон. Иллюзия пространства усиливалась при многоплановости композиции и перспективном изображении архитектурного сооружения или пейзажа. При этом мастер четко определял границу углубления для изображения. Передача иллюзорного пространства методом углубления не должна была нарушать архитектоники медали.

Примеров таких медалей можно привести много как в европейском, так и в русском медальерном искусстве. Наиболее наглядно это видно на медали шведского мастера XVII века Гедлингера "На сооружение Стокгольмского банка" (рис. 9) и на плакете русского мастера XIX столетия Андрея Губе "На сооружение в С.-Петербурге Триумфальных ворот в честь войск" (рис. 30).

Рис. 9. И. Гедлингер. На сооружение Стокгольмского банка. Рис. 10. Т. Ассони. Идущие. Рис. 11. Ф. Павлу. Встреча
Рис. 9. И. Гедлингер. На сооружение Стокгольмского банка. Рис. 10. Т. Ассони. Идущие. Рис. 11. Ф. Павлу. ВстречаРешение иллюзорного пространства у этих мастеров вытекало из представления о медали как о рельефе на плоскости: глубина воспринималась только за счет точного перспективного построения. При этом иллюзорное пространство на медали отграничивалось от окружающей реальной пространственной среды рельефным кольцом по краю медали

Поиски и достижения в скульптуре малой формы приводят художников-скульпторов середины XX века к интересному пониманию пространства в медали. Изображение на медали перестает быть рельефом на плоскости. Скульптурно решенная плоскость медали становится элементом изображения. Исчезает гурт, создается единство медали (как скульптурного памятника, установленного в реальном пространстве) с окружающей средой. Подчас эта среда становится теперь пространством для изображенного на медали. Такое решение медали придает ей особый динамизм, эмоциональную напряженность, т. е. то, что присуще мироощущению человека XX века.

Примечательно, что при решении на медали пространственной композиции, при изображении пейзажа современные мастера не теряют чувства скульптурности всей медали. Живописные дали, небо лепятся сочными формами, создающими ощущение воздушной среды, которая гармонично сливается с реальным пространством.

Передача движения фигур - это раскрытие ее состояния, т. е. показ состояния до и после изображенного момента. В круглой скульптуре, в рельефе, в медали это достигается особой выразительностью пластических средств, которые, не нарушая присущей скульптуре статичности, создают ощущение определенного момента жизни.

Прекрасным примером передачи движения во времени могут служить медальоны Ф. Толстого, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года. В медальоне "В память битвы при Арсис-сюр-Об" силуэт очерчен одной замкнутой линией, но она активна и напряжена. Движения фигуры взаимно обусловлены и предельно завершены. Несмотря на то, что показан только кульминационный момент, зритель ясно представляет себе развитие действия.

Движение во времени получает интересное развитие в работах советских и зарубежных медальеров. В медали "Идущие" венгерского мастера Тамаша Ассони передача беспрерывности движения получает необычное решение (рис. 10). Чтобы передать ощущение потока людей, художник изображает одну фигуру в разных поворотах. Другая особенность композиции - наличие двух точек зрения (одна - сверху, другая - перед потоком людей). Фигуры как бы движутся вниз с горы. Вертикальное построение композиции подчеркивает архитектонику медали. В целом изображение оригинально по замыслу и пластическому решению.

Примечательна другая медаль Тамаша Ассони "Хороший ветер". Композиция предельно проста. Плоскость медали отождествляется с иллюзорной пространственной средой, которая определяет композиционный строй изображения. Вода и небо сливаются в одну динамичную среду. Мерцающий свет освещает линию горизонта, волны, скользящую лодку с парусом. Условность в сочетании с конкретностью лепки определяет декоративность изображения, которая уживается с внутренней напряженностью художественного образа.

Другим примером может стать медаль чехословацкого мастера Франтишека Павлу "Встреча" (рис. 11). Два человека встретились, возможно, после долгой разлуки, возможно, после тяжелой размолвки. Их фигуры слились в едином порыве. Чувства радости, восторга выражают условно решенные лица, фигуры с мягкими, но вместе с тем внутренне напряженными линиями рисунка и пластическими формами. Образ отличается обобщенностью и предельной выразительностью.

В самой сущности медали как малого скульптурного памятника заложено декоративное начало, выражающееся в обобщенности форм, заостренности наиболее характерных очертаний, силуэтов. Медаль может войти в декоративное убранство интерьера, гармонично вписываясь в архитектурно-пространственный ансамбль (вспомним медальоны, исполненные Ф. Толстым и украсившие стены Александровского зала Зимнего дворца, или фарфоровые медальоны английского художника Флаксмана, включенные в убранство Екатерининского дворца в Ленинграде).

В XVIII - начале XIX века наиболее интенсивное развитие Декоративных тенденций в медали определилось в стиле барокко. Пышные формы, сочная лепка с чередованием света и тени создают богатую пластическую поверхность. Повышенная декоративность характерна для медалей русского художника второй половины XVIII столетия И. Вехтера (например, "На вступление Екатерины II на престол").

В современном медальерном искусстве декоративные устремления выступают значительно ярче и определеннее. Прежде всего это связано с пониманием медали в целом как скульптурного* памятника. Стремление к передаче эмоциональной заостренности определяет известную стилизацию форм, что придает образу декоративную выразительность.
Вложения
000008.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#86 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:27

Медаль как национальный художественный памятник

Медаль тесно связана с историей и материальной культурой своего народа. В той или иной степени она всегда сохраняет известные национальные традиции.

Медаль, как официальный памятник, зависит от правящих кругов в значительно большей степени, чем другие виды изобразительного искусства. Короли, императоры, папы и кардиналы старались в медали увековечить свои деяния. В XVII - XIX веках в большинстве случаев на лицевой стороне медали с любой тематикой, как в странах Западной Европы, так и в России, изображался правитель - король, царь, император (что сближало медаль с монетой). Это существенно ограничивало творческие возможности художников-медальеров.

Несомненно, медаль как национальный памятник наиболее ярко проявила себя в персоналиях и в медалях на историческую тему. Серия медальонов Ф. Толстого, посвященная событиям войны 1812 года, впервые в русском медальерном искусстве подняла медаль до уровня подлинного произведения искусства.

Полный простор для выражения функции исторического и художественного памятника медаль получила в нашей стране в послеоктябрьский период и начиная с 50-х годов в странах социалистического содружества.

По глубине содержания и осмысления исторических событий, по пластической форме медаль становится подлинно национальным художественным памятником. Воспитательное и эстетическое значение медали необычайно возрастает в 60-80-е годы XX столетия.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#87 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:27

О медальных кабинетах

Нумизматические (от лат. numisma - монета) кабинеты, где хранят коллекционируемые монеты и медали, начали появляться примерно в XV веке. В XV веке немецкий император Фридрих IV основал Венский мюнц-кабинет, известный и в наши дни богатством нумизматической коллекции.

Крупнейшие мюнц-кабинеты сложились в Париже, Копенгагене, Берлине, Дрездене, Мадриде, Неаполе, Флоренции.

В России мюнц-кабинет сначала являлся частью Кунсткамеры, организованной Петром I (Петр I приобрел в 1720 году прекрасную коллекцию медалей в Гамбурге и Лаудгертово собрание папских медалей). Позже (к 1760 году) большое собрание петровской Кунсткамеры перешло в коллекцию Эрмитажа.

Многие древние монеты и медали хранились при Монетной канцелярии, а когда при Академии художеств был организован медальерный класс, эти монеты и медали перешли в академический мюнц-кабинет.

В XIX веке мюнц-кабинеты существовали при музеях в Москве, Киеве, Одессе, Казани, Керчи; при Петербургском монетном дворе сложилась коллекция штемпелей медалей.

Нумизматические коллекции, в том числе и медальные, включают как подлинные вещи, так и новоделы (копии) и фальшаки (фальшивые монеты и медали), которые представляют известный интерес в историческом плане.

Музейные коллекции со временем пополняются, в том числе за счет частных собраний.

Самые крупные советские медальные коллекции находятся в музеях Ленинграда (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей), Москвы (Государственный Исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), а также в музеях Таллина, Риги, Одессы, Баку, Тбилиси.

В европейских странах богатейшие собрания медалей - в музеях Стокгольма, Лондона, Вены, Парижа, Дрездена, Берлина, Будапешта, Праги, Варшавы.

Производство медалей и значков в СССР, как и в прошлые времена, происходит на монетных дворах, которые поставляют обязательные экземпляры в коллекции Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственного Исторического музея.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#88 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:28

Виды и жанры медальерного искусства


Тематика медалей во многом зависит от исторической и политической обстановки в данной стране, от направленности изобразительного искусства в целом в ту или иную эпоху, от национальных особенностей культуры данной страны. В XVI-XIX веках темы медалей в основном определялись и регламентировались правящей верхушкой, стремившейся к прославлению деяний королей, императоров, видных государственных деятелей, военачальников. Особенно отчетливо это проявилось в России, где медаль с момента своего возникновения в XVIII веке и до середины XIX века была сугубо официальным памятником. Лишь с середины прошлого столетия в искусстве медали стали отчетливо проявляться демократические устремления, обусловившие расширение и обогащение тематики произведений. Мастера получают больше свободы в выборе тем.

Развитие тематики медальерного искусства идет в рамках основных жанров - портретного, исторического, батального, пейзажного и бытового. До XX века границы этих жанров были довольно четкими, особенно это относится к бытовому жанру.

Напряженный ритм XX века дал новый импульс и новое направление развитию жанров. Мастеров теперь привлекают не только исторические события и образы видных людей современности, но и явления окружающей действительности, события повседневности (борьба народов за мир, покорение космоса, постижение законов природы, выдающиеся открытия современности и пр.). Среди медальеров усиливается интерес к отображению взаимоотношений человека и окружающего его мира. Многие социальные явления получают в медали яркую индивидуальную оценку, острую характеристику. Все это говорит о том, что в XX столетии тематические границы медали значительно расширяются.
Вложения
000009.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#89 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:29

Портрет

Жанр портрета в медали утверждается ранее других жанров. Портретные изображения на древних монетах, выполненные в технике медальерного искусства (как, скажем, тетрадрахма Митридата II)" можно считать истоком портретной медали. Становление ее падает на эпоху Возрождения, что было связано с утверждением ценности человеческой личности. В последующие эпохи портретная медаль становится интересным иконографическим памятником, которому обеспечено многовековое существование. В процессе развития медаль становилась более многогранной как по тематике, так и по пластическому выражению.

Развитие портретной медали идет в основном по двум направлениям: с одной стороны, мастера стремятся раскрыть наиболее характерные, присущие только данной личности индивидуальные черты, с другой стороны, художники подчеркивают и выявляют социальную значимость портретируемого, его связь с окружающим миром.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#90 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:29

Исторический жанр

Исторический жанр в медали сложился в Италии в XV-XVI веках. К этому времени относится начало выпуска медалей на темы различных событий. Эти медали получают название мемориальных. Утверждению жанра способствовало то, что он в наибольшей степени отвечал специфике медали как официального памятника, призванного в первую очередь прославлять деяния правителей. Исторический жанр как в европейском, так и в русском медальерном искусстве получил широкое распространение, отражая события из жизни данной страны и эпохи, где главное место принадлежало военным победам.

В России со второй половины XIX - начала XX века меняется аспект исторического жанра. Исторические события начинают рассматриваться художниками как действия народных масс, охваченных патриотическими устремлениями.

С середины XX века в медальерном искусстве СССР и других стран социалистического содружества исторические медали начинают охватывать ключевые тенденции века.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:


Вернуться в «ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 24 гостей