Общие материалы по медалям

Сообщение
Автор

Re: Общие материалы по медалям

#101 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:41

Рис. 21. Ф. Толстой. В память Бородинской битвы. Рис. 22. Ф. Толстой. В память трехдневной битвы при г. Красном. Рис. 23. Ф. Толстой. В память битвы при Арсис-сюр-Об. Рис. 24. Ф. Толстой. Тройственный союз
Рис. 21. Ф. Толстой. В память Бородинской битвы. Рис. 22. Ф. Толстой. В память трехдневной битвы при г. Красном. Рис. 23. Ф. Толстой. В память битвы при Арсис-сюр-Об. Рис. 24. Ф. Толстой. Тройственный союз

Произведения Толстого проникнуты чувством и переживанием самого автора, его философскими размышлениями о прекрасном, о самом ценном в человеке, в русском народе. Таковы медальоны "Бой при Кульме" и "На переход за Рейн". В них воплощено утверждение жизни, воздана слава мужественному народу-победителю. Лаконична медаль "Тройственный союз" (рис. 24).

В медальоне "Бой при Кульме" изображены всего две фигуры, Русский воин отнимает у сраженного неприятеля меч. Все предельно просто. Основное содержание - тема жизни и смерти. Смелая сильная фигура русского воина утверждает жизнь. Она полна силы, мужества, отваги, физической красоты. Легкая накидка, развевающаяся за спиной воина, вносит в композицию былинную поэтичность.

Медальон "На переход за Рейн" решен одной фигурой русского воина в славянских доспехах со щитом и мечом в руках. Рейн отождествлен со струей воды, выливающейся из опрокинутой урны, обвитой лозой винограда. Около урны - полулежащая мужская фигура с веслом. Фигура воина поражает своей пластической завершенностью. Она подчиняет себе все окружающее пространство. Взгляд воина смело устремлен вперед.

Особая притягательная сила этого медальона - в завершенности образа, в его целостности и особой значимости. Это заставляет и в малой скульптурной форме ощутить величие памятника, созданного на века (рис. 25).
Вложения
000017.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#102 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:42

Рис. 25. Ф. Толстой. На переход за Рейн. Рис. 26. Ф. Толстой. В память сдачи Браилова, Варны и других крепостей. Рис. 27. Ф. Толстой. В память перехода через Балканы
Рис. 25. Ф. Толстой. На переход за Рейн. Рис. 26. Ф. Толстой. В память сдачи Браилова, Варны и других крепостей. Рис. 27. Ф. Толстой. В память перехода через Балканы

Толстой сумел в рельефе передать ощущение скульптурного пространства, развернуть действие во времени, сохраняя при этом целостность и завершенность пластического образа. Разнообразная, тонкая моделирующая лепка, прекрасное умение построить фигуру в любом сложном ракурсе, тонкий, мягкий рисунок, чувство ритма в линиях и движениях, любование каждой отдельной живой формой и при этом умение достичь обобщенности и целостности образа, раскрытие значимости и активности силуэта - все это делает медальоны Толстого высокохудожественными памятниками малой пластики.

Своеобразие медальерного искусства Ф. Толстого заключается в сложном органическом сочетании монументальности, образности, простоты изображения с жизненной правдивостью образа, целостностью мировосприятия.

При изучении особенностей творческого метода художника улавливается родственность его стиля со столь же самобытным искусством Ч. Камерона. Творчество Камерона внесло в холодный рационализм классицизма живую струю, наполнило его трепетом жизни, глубоким, эмоциональным чувством, человеческой теплотой и интимностью. В ранней рельефной работе "Улисс убивает женихов Пенелопы" на темы "Одиссеи" Гомера Толстой использует отдельные архитектурные детали, характерные для стиля Камерона, что говорит о безусловном интересе художника к творчеству архитектора.

Привлекает внимание у Толстого и сама идея создания лепных барельефов-медальонов. Для отделки комнат Екатерининского дворца (агатовой, спальни и других) Камерон также применил фарфоровые лепные барельефы-медальоны. Это сходство становится еще более очевидным, если вспомнить, что медальоны Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 года, были в 1838-1839 годах включены в архитектурное оформление стен Александровского зала Зимнего дворца.

Медальоны Федора Толстого были выполнены в фарфоре. Белые фигуры располагались на тонированном (чаще всего голубом) фоне.

Ч. Камерон, И. Мартос, Ф. Толстой - это те художники, творчество которых определило своеобразие русского классицизма.

Образность русского классицизма, одухотворенного большим человеческим чувством, с особой силой раскрывается при сравнении медальона Ф. Толстого "В память Бородинской битвы" и медальона французского художника Дроца, посвященного тоже Бородинскому сражению. И тот и другой решают композицию с помощью трех сражающихся фигур. Но холодность, бесстрастность и отвлеченность образов на медалях Дроца превращают его произведения в сухие и скучные композиции с традиционным обращением к мотивам античной мифологии.

Серия медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года, явилась вершиной творчества Толстого. В его последующих произведениях нашли место те глубокие изменения, которые произошли в русском искусстве 30-50-х годов.

40-е годы ознаменованы творчеством К. Брюллова, А. Иванова, А. Федотова. Мощная струя реалистического искусства, которая начиная с 30-х годов захватила все сферы русской художественной культуры, проникает и в медальерное искусство. Ф. Толстым и его учениками было сказано новое слово в реалистическом осмыслении медали. В их творчестве, как и в творчестве многих скульпторов того времени, постепенно накапливаются элементы, составившие впоследствии эстетическую основу реалистического направления. Эти устремления, продиктованные новыми тенденциями в жизни русского общества, постепенно вступают в борьбу с классицистическими условностями, разрушают образную систему классицизма, которая к 40-м годам утрачивает свою героическую, гражданственную сущность.

Впервые новые черты обнаруживаются в исполненной Ф. Толстым в 1826-1829 годах серии медалей, посвященных войне с Персией и Турцией. Наиболее характерными медалями этой серии являются "Сражение под Ахальциком", "В память перехода через Балканы", "В память сдачи Браилова, Варны и других крепостей", "На взятие Карса".

В серии, посвященной 1812 году, фигуры изображены в сложных ракурсах и поворотах. На подготовительных рисунках медальонов Толстой с присущей ему тщательностью прорисовывает каждый мускул, каждый изгиб тела. Теперь же, при создании серии о событиях войны 1826-1829 годов, начиная с подготовительных черновых набросков, художник изображает фигуры одетыми. Его привлекает своеобразие и эффектность национального костюма и военных доспехов.

На медали "В память сдачи Браилова, Варны и других крепостей" в центре изображенной группы людей - стоящий русский воин. Вокруг него коленопреклоненные турки в национальных костюмах (спиной к зрителю). Они передают победителю ключи от крепости. Турки образуют как бы декоративный венок вокруг стоящего русского воина (рис. 26).

Образностью и выразительностью композиции отличается медаль "В память перехода через Балканы" (рис. 27). Не случайно именно в этой работе снова прозвучали черты, присущие серии 1812 года.

На медали изображен русский воин, победно шагающий по горным вершинам с мечом и знаменем в руках. У ног воина на вершине горы орел с распростертыми крыльями. Символ русской монархии теряет свою каноничность, превращаясь на медали в живописный элемент композиции. Силуэт изображения простой, очерчен одной плавной линией. Он сдержанно строг и активен и в то же время поэтичен. Композиция интересна по замыслу. Пейзаж на медали наполнен воздухом, создает ощущение иллюзорного простора.

Введение в медаль пейзажа было новым явлением в произведениях Толстого.

Элементы повествования улавливаются в поздних рисунках к трем дополнительным медальонам к серии 1812 года. Предполагалось поместить медальоны в оставшиеся три свободных места в Александровском зале Зимнего дворца. Это были медальоны "При Тиссе Александр I вырывает победу у Наполеона", "Взятие Касселя" и "Взятие Бремена". Исполнены в 1836-1837 годах.

В медалях, исполненных в 40-50-е годы, Ф. Толстой живо откликается на события в жизни столицы. Например, медаль "На постройку Николаевского моста". Интересна ее оборотная сторона, где показан пейзаж - мост и часть Невы. Пейзаж является самостоятельным мотивом. Он сохраняет классицистическое двуплановое построение, но перспективное изображение моста создает ощущение иллюзорного пространства. Благодаря удачно найденному соотношению изображения и фона плоскость медали не разрушается.

Всего, помимо двух исторических серий, Федор Толстой исполнил 26 медалей к различным знаменательным датам и событиям.

Архивные документы позволили установить, что для некоторых медалей, исполненных другими мастерами, Толстой составил проекты рисунков, очень отличающихся от всех дошедших до нас проектов рисунков XIX века, для которых характерен метод живописного пятна, например рисунок медали "В память 25-летия Общества сельского хозяйства Юго-Восточной России" (медаль исполнена мастером П. Уткиным) или медаль М. Мещерякова "Для студентов института сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии".

Высокое графическое мастерство, прекрасное знание анатомии человеческого тела, умение владеть ракурсами позволяло Ф. Толстому в линейном рисунке передать ощущение трехмерности. Примером могут служить рисунки к медальонам "В память битвы при Кульме", "В память сражения на высотах Кацбахских".

Творчество Ф. Толстого определило целую эпоху в развитии русского медальерного искусства периода классицизма и наметило пути развития реализма в русской медали. В серии медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года, Толстой выявил широкие изобразительные возможности медали. В лучших произведениях, созданных художником, присущая медали иносказательность сочетается с глубокой одухотворенностью и правдивостью в передаче героических образов. В творческом осмыслении медали, стремлении к наиболее полному раскрытию ее изобразительных возможностей заключена сила и значимость искусства Ф. Толстого.

Ф. Толстой оставил не только художественное наследие, но и теоретические работы по медальерному искусству. "Записки" художника можно считать учебным пособием по медали.

В основе высказываний лежит реалистический подход к изображению события:

1. Основой творчества медальера должно быть глубокое изучение и знание натуры.

2. Художник должен стремиться к верной передаче человеческого образа, быть знакомым с пластической анатомией, с архитектурой.

3. Художник должен изучать античное искусство как самое совершенное и применять его законы при создании своего образа, при разработке современного исторического сюжета.

4. Композиция должна быть построена по принципу треугольника как наиболее простой и лаконичной формы.

5. Свободное поле медали должно быть строго ограничено, так как его "излишество... очень вредит красоте медалей".

6. Аллегория должна быть простой, без пышных украшений, образы должны быть понятными современному человеку. "...Вырезка штемпелей со строгим исполнением красоты и верности природе. Строго соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех людей, при которых совершилось... известное событие... Ни под каким видом не следует наполнять медаль посторонними вещами, не относящимися к объяснению того предмета, на который производится медаль".

7. Медальер должен быть не только мастером в резьбе штемпелей, но и в первую очередь художником.

8. Весь процесс создания медали художник должен выполнять сам - и проект рисунка, и модель из воска.

Глубокое изучение и знание натуры, верность, правдивость в передаче образа человека, взятого из окружающей жизни, разработка современного исторического сюжета, создание своего героя, изучение лучших образцов художественного наследия - все эти положения являются критерием создания подлинного художественного произведения. Медали Толстого, как и его теоретические работы, являются ценным наследием.

Творчество Ф. Толстого показало, что медаль как произведение малой пластики способна подняться до уровня национального художественного памятника.

В 30-50-е годы происходят крупные изменения в политической и культурной жизни России. Это годы углубления кризиса феодально-крепостнического строя, обострения общественных противоречий, период глубокого разочарования в среде передового дворянства после подавления декабристского восстания 1825 года. В России растет освободительное движение. В 30-40-е годы складывается разночинная интеллигенция.

Новая эпоха требовала новых художественных форм, нового художественного мышления. Все сферы творчества охватывает мощное реалистическое направление, которое особенно ярко проявилось в живописи и графике. В творчестве графиков Агина, Шевченко, в живописи Федотова и Перова намечаются черты критического реализма, пробуждается интерес к оценке событий повседневной жизни.

Начиная с 40-х годов становится ощутимой демократизация в развитии русского медальерного искусства, что прежде всего сказалось в расширении тематики. В работах мастеров школы ф. Толстого - А. Лялина, А. Клепикова, П. Уткина - наблюдается определенный интерес к бытовому жанру. В их творчестве еще сохраняются черты классицизма. Вместе с тем для некоторых композиций становится характерным реалистическое начало.

Наиболее классицистично творчество П. Уткина, воспитанника Академии художеств, получившего звание академика. Современники особо отмечали мягкость и камерность работы мастера.

Художественный критик С. Эрнст в статье "Медальер Павел Уткин" писал: "Его сочинения, лепка медалей и резьба на стали и камнях отличаются особенной верностью, хорошим стилем и редкой отчетливостью работы".

Время, в которое работал П. Уткин, утратило тот накал, который был рожден событиями Отечественной войны 1812 года. Художник не обращался к исторической тематике. Медали Уткина посвящены в основном событиям повседневной жизни. Такова медаль "За прилежание и благонравие" (для воспитанников Горного института).

Оборотная сторона медали решена аллегорически. Справа богиня земли, сидящая на льве, в легких античных одеждах, с короной на голове. В левой руке богиня держит бубен, правой протянутой рукой она венчает лавровым венком коленопреклоненного юношу в крестьянской одежде. У ног юноши символы горного дела - компас и молоток. Художник стремился найти образное решение темы "Посвящение на путь науки". Однако целостность композиции нарушается, когда художник изображает юношу в русском национальном костюме рядом с богиней античной мифологии. Кроме того, некоторая иллюстративность снижает образную значимость медали (рис. 28).
Вложения
000018.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#103 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:42

Рис. 28. П. Уткин. За прилежание и благонравие (воск). Рис. 29. А. Губе На постройку Пусковской обсерватории
Рис. 28. П. Уткин. За прилежание и благонравие (воск). Рис. 29. А. Губе На постройку Пусковской обсерватории

Для позднего классицизма в медальерном искусстве характерна медаль Уткина "В память открытия Александровской колонны". Медаль исполнена мастером по рисунку архитектора Монферрана (автора колонны). Существует несколько вариантов рисунков к медали, сделанных Монферраном. Особенно интересен рисунок 1829 года, где изображен ансамбль Дворцовой площади. На первом плане колонна, за ней красиво развернут полукруг здания Генерального штаба. Вверху - надпись. Изображение удачно передает классицистический ансамбль Генерального штаба. Полукружье архитектурного сооружения как бы повторяет линию круга медали. Свободного поля в медали почти нет. Иллюзорное пространство перед зданиями, включающее Александровскую колонну, как бы вливается на плоскость медали из реальной пространственной среды.

Окончательный вариант был исполнен в 1833 году. На гладком поле медали изображена одна колонна-монумент. Медаль "В память открытия Александровской колонны" чрезвычайно интересна, так как над ней совместно работали архитектор и медальер.

Творчество П. Уткина завершило развитие классицизма в медальерном искусстве.

В 40-50-е годы параллельно с реалистическими тенденциями в медали существует академическое направление, возглавляемое Академией художеств. Примером этого направления в медальерном искусстве может служить медаль В. Баранова "За успехи в науках" для учеников мужских гимназий. Композиция построена по мотивам античной мифологии (с изображением богини Минервы).

К школе Ф. Толстого примыкает творчество берлинского мастера А. Губе (1805-1848). Его работы, выполненные в России, тесно связаны с русским классицизмом в медальерном искусстве. Он значительно расширил и обогатил изобразительные возможности медали. Для его лепки характерны энергичность, разнообразие пластических приемов, сочетание тонкой проработки деталей с живописностью, обобщенностью крупных скульптурных объемов.

Портреты Губе отличаются образностью и выразительностью. Такова медаль "В честь генерал-майора Е. И. Еллерса" (директора Петербургского монетного двора). Портрет Еллерса ясен по замыслу. Голова повернута в три четверти и слегка приподнята вверх, что придает образу внутреннюю напряженность и энергичность. Подвижное, волевое лицо, жесткий взгляд под сурово сдвинутыми бровями, упрямо сжатый рот, слегка опущенные углы губ, глубокая складка около носа, упругая жилистая шея, продолжающая линию овала лица. Силуэт напряжен и активен. Хорошо найдена гармония чрезвычайно сложного для барельефа поворота в три четверти и гладкого фона. Создается ощущение трехмерности бюста. В изображении нет дополнительных повествовательных элементов. Все внимание художник сосредоточивает на раскрытии характера портретируемого - делового, решительного человека.

Иная трактовка представителя дворянской знати, президента Академии наук С. Уварова на медали "В честь С. Уварова". Это официальный портрет государственного деятеля, характеристику которого дополняет рука с тонкими, холеными пальцами аристократа.

В творчестве А. Губе интересное решение получает пейзаж (медаль "На постройку Пулковской обсерватории" (рис. 29), плакета "На сооружение в С.-Петербурге Триумфальных ворот в честь войск"; рис. 30).
Вложения
000019.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#104 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:43

Рис. 30. А. Губе. На сооружение в С.-Петербурге Триумфальных ворот в честь войск

Архитектурные пейзажи Губе имели важное значение для развития русского медальерного искусства. В них целостность мировосприятия классицизма, его рационализм, строгость и ясность форм превосходно сочетаются с правдивостью, живописностью, тонким рисунком, графической выразительностью.

Губе применил интересный метод передачи пространства на медали. Отодвигая изображение на второй план, оставляя перед ним свободное поле медали, художник как бы включает зрителя в иллюзорное пространство медали, постепенно разворачивая архитектурный ансамбль. Подчеркивая линию горизонта, мастер сохраняет архитектонику медали и "удерживает" изображение на плоскости.

В медали "На постройку Пулковской обсерватории" А. Губе усиливает выразительность каждого элемента композиции. Здание обсерватории, развернутое фронтально вторым планом, со свободным полем, покрытым мелким кустарником, четко читается на гладком фоне. Такое построение композиции делает архитектурное сооружение главным, оно организует и подчиняет себе окружающее пространство (одна из отличительных черт классицистического ансамбля). По рельефному кольцу ритмично расположены знаки зодиака. Они образуют живописное, орнаментальное обрамление. Художник умело сочетает тонкую графическую проработку растительности, деталей здания с крупными скульптурными массами.

К плакете "На сооружение в С.-Петербурге Триумфальных ворот в честь войск" рисунок составлен самим художником. Это делает произведение особенно интересным. Губе сумел передать своеобразие архитектуры 30-40-х годов и, в частности, показать специфику произведения архитектора В. Стасова.

На плакете Триумфальные ворота изображены на втором плане. Перед ними свободная, покрытая рустованным камнем площадь, уходящая вглубь, за ворота. По линии горизонта - здания города (в центре со шпилем). Для большей завершенности изображения художник несколько вольно располагает здания по бокам ворот: он их сближает, создавая ощущение целого города. Верхняя часть ворот изображена на гладком фоне, что подчеркивает ее суровость и мощь, - это было характерной особенностью произведений архитектора Стасова и вообще архитектуры 30-40-х годов. Свободная площадь перед воротами усиливает их величие и строгость. Рельеф высокий, лепка разнообразная, создающая тонкие переходы от света к тени. Тщательно проработанные детали сочетаются с крупными объемными массами.

В творчестве А. Губе, так же как и в произведениях художников школы Ф. Толстого, ощущается демократизация персонажей, что найдет свое развитие на новом этапе.

Творчество А. Губе сыграло известную роль в расширении пластических возможностей медали. Его медали с изображением архитектурных ансамблей становятся как бы частью окружающей среды. Это новое явление можно по достоинству оценить лишь в наше время. Новаторские начинания, которые наблюдались в творчестве мастеров прошлого столетия, и в первую очередь в пейзажных и архитектурных композициях А. Губе, не пропали даром. Впоследствии они развились в определенную концепцию понимания медали как художественного памятника, где категории пространства и движения во времени получили интересное воплощение в творчестве советских и зарубежных мастеров.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#105 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:43

Русское медальерное искусство второй половины 19 начала 20 века
Вложения
000020.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#106 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:44

Утверждение в медали бытового жанра

Вторая половина XIX века - время бурного расцвета русской демократической культуры, которая неразрывно связана с небывалым общим подъемом в эпоху подготовки и вызревания буржуазно-демократической революции в России.

Основополагающей работой, выразившей новые передовые эстетические взгляды, явилась диссертация Н. Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855).

Под воздействием идей революционных демократов четырнадцать молодых художников в 1863 году выходят из Академии художеств и создают под руководством И. Крамского Товарищество передвижных художественных выставок. Их творчество основывалось на правдивом отражении окружающей действительности.

Развитию критического реализма в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века в значительной мере способствовало Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогические установки преподавателей училища - Тропини-на, Пукирева, Саврасова - были направлены на утверждение реализма как творческого метода.

Наиболее яркое выражение основные положения критического реализма находят в творчестве передвижников. Критика и осуждение пороков, порожденных пережитками крепостничества и системой самодержавия, сочетались у художников-демократов с интересом и симпатией к людям труда. Теперь на смену пафосу героики 1812 года и периода восстания декабристов приходят суровые образы новых героев - просветителей-демократов и революционеров-разночинцев (И. Репин. "Не ждали", В. Маковский. "Осужденный" и др.).

Взгляды передвижников на искусство прекрасно передают слова М. Антокольского: "Искусство есть выражение духа народа".

В эти годы известный критик, большой знаток искусства В. Стасов писал: "Я одного требую, чтобы уничтожались ходули, ложь и идеальничание в скульптуре, чтобы в ней воцарилось выражение того, что существует на самом деле, что тревожит и радует, что наполняет счастьем или горем жизнь действительных людей... Я требую от скульптуры тех же прав и обязанностей, которые ныне давно существуют для живописи..."

Это высказывание Стасова о скульптуре в полной мере можно отнести и к медалям. Общая направленность и стилистические особенности медальерного искусства во второй половине XIX и в начале XX века иные, чем в первой половине. Для искусства нового периода характерно развитие реалистических и демократических тенденций, это время не только поисков новых путей, но и создания высокохудожественных произведений.

Мощная струя реализма была настолько сильна, что проникла и в медальерное искусство. Этому в значительной степени способствовало изменение в самой структуре медальерного дела. Отдельные учреждения, ведомства, общества получают право заказывать вырезку штемпелей, медалей. Такой порядок способствовал расширению круга тем, создавал благоприятные условия для творческой деятельности медальеров.

Начиная с 60-х годов получают новое содержание многие ранее сложившиеся жанры медали - портретный, исторический, батальный и пр. Появляются медали с экономической и крестьянской тематикой, расширяется круг тем юбилейных и памятных медалей. Это все свидетельствовало о максимальном приближении медали к общим проблемам изобразительного искусства, хотя прямого и достаточно широкого выражения в медали идеи освободительного движения не получили.

Если в живописи, графике, скульптуре художник мог выразить свое отношение к окружающей действительности, непосредственно воплотить в произведении свои философские и эстетические взгляды, то в области медали дело обстояло значительно сложнее. Сохраняя за собой функции официального памятника, медаль до конца века остается в определенной зависимости от правительственных кругов, от установок Монетного двора, поэтому новые демократические устремления получают выражение в медали в смягченной форме. Они проявили себя в реалистичности и демократичности художественного образа, в частности в бытовом жанре.

На торжестве по поводу 15-летия существования Товарищества передвижных художественных выставок Г. Мясоедов говорил, что "новость в искусстве" заключена в его искренности, искусство "решилось говорить о том, что ему близко и хорошо известно, с чем рядом оно родилось и выросло". В какой-то мере это высказывание можно отнести к медали, которая в эти годы обратилась к бытовому жанру.

Безусловно, закрытие в 1868 году медальерного класса в Академии художеств отрицательно сказалось на профессиональной подготовке художников-медальеров. Однако именно отделение медальерного дела от Академии художеств открывало перед медалью новые возможности.

К 60-м годам Академия художеств окончательно утратила свою прогрессивную роль и была далека от новых задач эпохи. Отделение от Академии художеств позволяло медальерному искусству войти в общее русло развития реализма в изобразительном искусстве, способствовало расширению и обогащению ее тематики, ибо медальеры получали известную свободу в выборе тем.

В 60-90-е годы значительное место в изобразительном искусстве занимает портрет, особенно в творчестве передвижников. Главное внимание художники уделяли раскрытию социально-психологической характеристики персонажа. Портреты, созданные передвижниками, были претворением в жизнь теоретических положений революционеров-демократов, и в первую очередь Н. Чернышевского.

Медальерное искусство второй половины XIX века правдиво воссоздает широкую картину жизни страны. В это время портрет занимает значительное место. Художники стремятся не только к передаче внешнего сходства, но и нередко к раскрытию внутреннего мира портретируемого. Медальерами А. Лялиным, И. Чукмасовым, В. Алексеевым, С. Важениным создана целая галерея портретов выдающихся людей эпохи, деятелей науки, искусства, литературы.

Реалистичны портреты, исполненные А. Лялиным. Художник изображает обычно портретируемого погрудно, на гладком фоне. Лялин заостряет внимание на внешнем облике человека, у него отсутствуют сложные ракурсы и повороты, нет особого интереса к передаче ярко выраженной индивидуальности. Пластическая лепка мягкая, без энергичных мазков. Отдельные черты классицизма в портретах Лялина сохраняются до конца его творческого пути.

Большое количество портретов видных ученых и общественных деятелей созданы медальером В. Алексеевым. Для художника характерно стремление к заостренной характеристике образа. Такова портретная медаль, выполненная в честь выдающегося мореплавателя и географа Ф. П. Литке. Строгое, несколько суровое лицо с нависшими бровями, определенный, с резкими чертами профиль, пышные, вьющиеся бакенбарды и усы. Художник стремится раскрыть суровость и энергию ученого.

Контрастом к образу Ф. П. Литке является портрет М. И. Глинки на медали "В память открытия памятника М. Глинке" (памятник был открыт в городе Смоленске). Спокойное, грустное и мечтательное лицо обрамлено мягкой бородой. Композитор задумался, погрузился в мир звуков (рис. 31).
Вложения
000021.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#107 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:44

Рис. 31. В. Алексеев. В память открытия памятника М. Глинке. Рис. 32. А. Грилихес-отец. На открытие Томского университета. Рис. 33. И. Чукмасов. От Вольного экономического общества
Рис. 31. В. Алексеев. В память открытия памятника М. Глинке. Рис. 32. А. Грилихес-отец. На открытие Томского университета. Рис. 33. И. Чукмасов. От Вольного экономического общества

Стремление к подробной передаче внешнего облика человека свойственно портретам медальеров Грили хеса-отца и Грилихеса-сына. Эти мастера старались в своих портретах передать мельчайшие детали лица, подробности костюма. Увлекаясь передачей внешнего облика, художники не раскрывали характера человека. Вместе с тем в портретах, исполненных Грилихесом-сыном, например в медали "В память 50-летней ученой деятельности академика И. Кокшарова", больше обобщенности и законченности, чем в портретах, выполненных его отцом.

Самостоятельное значение как жанр в медальерном искусстве сохраняет архитектурный пейзаж. Такова медаль А. Лялина "На постройку Пулковской обсерватории". Композиция ее классически ясна и органична, хотя и несколько условна. На плоскости медали изображен холм и здание обсерватории. По кругу медали - рельефное кольцо с символами знаков зодиака.

Иное решение получает пейзаж на медалях В. Алексеева. Художник идет по пути изображения пространственного пейзажа. Алексеевым исполнена одна сторона медали "В память заключения мира с Турцией". На медали дано изображение города Бургаса (другая сторона с видом города Адрианополя исполнена медальером А. Клепиковым). Пейзаж сохраняет классицистическую фронтальность. На медали изображены панорама города, морской берег, горные вершины, полоса моря. Парусные суда (по линии горизонта) подчеркивают архитектонику медали. Изображение береговых далей наполняет пейзаж воздухом.

Несколько по-иному, с применением орнамента, в который вплетена надпись, решена другая медаль Алексеева - "В память 100-летия Горного института".

Сочетание архитектурного сооружения с орнаментом часто встречается и на медалях Грилихеса-отца. Так решена медаль "На открытие Томского университета". Посередине медали фронтально изображен ансамбль зданий университета. Линия основания лепится высоким рельефом. По краю медали сделана рельефная полоса, окаймленная с внутренней стороны лепным узором. Под изображением плоскость медали заполнена орнаментом, в который вплетен герб города Томска (рис. 32). В орнаменте улавливается замысловатая символика, которая в те годы встречается и в оформлении книг, декоративном убранстве фасадов зданий и предметов прикладного искусства. Стилизация цифр и букв в изображении даты постройки Томского университета на медали Грилихеса-отца напоминает вязь орнамента в книгах, иллюстрированных И. Билибиным.

Наиболее определенно реалистический метод проявился в сюжетных медалях. Бытовая тема была новым явлением в русском медальерном искусстве. Развитие бытового жанра в медали позволило выявить новые возможности медали как художественного памятника, по-новому понять ее специфику, способность малых форм раскрыть темы обыденной жизни.

В 60-90-е годы в медали утверждается крестьянская тематика. Это было отзвуком большой крестьянской темы в литературе, живописи, скульптуре. Интерес к крестьянству носил социальный характер. Под влиянием передовых революционно-демократических идей художники отражали в своих произведениях бесправие крестьян пореформенной эпохи. В медали крестьянская тема в отличие от других видов искусства получает более мягкую, лирическую и несколько более узкую по своей проблематике разработку. Вместе с тем утверждение крестьянской темы в медали знаменовало ее демократизацию, отход от установок академии.

Впервые крестьянская тема получает разработку в творчестве А. Лялина. Такова его медаль "За полезные труды", посвященная сельскохозяйственным работам. На гладком фоне изображен вол с плугом под нависающими над ним ветками дуба. Вверху по кругу надпись. Композиция звучит как символ труда.

На медалях с крестьянской тематикой часто встречаются эмблемы, состоящие из атрибутов науки, орудий труда, снопов, виноградных лоз, ульев, растительного орнамента. Примечательно, что эмблемы на медалях второй половины XIX века жизненно правдивы, они состоят из конкретных предметов. Ослабевает значение отвлеченных аллегорий, символами становятся орудия сельскохозяйственного труда.

Новое понимание эмблемы рождало и новое восприятие символов, присущее реалистическому искусству. В этом плане характерна медаль И. Чукмасова с несколько необычной надписью: "Сила не в силе, а сила в любви", посвященная деятельности Вольного экономического общества. Эмблема состоит из улья - символа трудолюбия, окруженного орудиями сельского труда. Округленный мягкий силуэт улья подчеркнут резкими изломами грабель, как и серпов, которые создают особую напряженность всего силуэта, его активность (рис. 33).

В эти годы на медалях появляются и жанровые сценки из крестьянской жизни. Такова медаль П. Стадницкого "Имени Н. Я. Шихманова - от русского общества пчеловодства". На одной стороне медали изображен портрет Н. Я. Шихманова. На другой стороне - пасека и старик на коленях около улья (рис. 34).

Несколько идеализирована сценка из сельской жизни и на медали П. Стадницкого "От Полтавского общества сельского хозяйства". Три поколения - старик, молодая крестьянка и мальчик - заняты работой в поле. Красивым движением женщина подняла сноп со спелыми колосьями; кругом разложены арбузы, дыни, кукуруза. Композиция решена живописно, тонкие переходы от мягкого рельефа фигур к графической прорисовке фона создают пространственную перспективу (рис. 35).
Вложения
000022.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#108 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:45

Рис. 34. П. Стадницкий. Имени Н. Я. Шихманова - от русского общества пчеловодства. Рис. 35. П. Стадницкий. От Полтавского общества сельского хозяйства. Рис. 36. А. Грилихес-отец. За полезные труды для железнодорожных училищ. Рис. 37. А. Грилихес-сын. В память Среднеазиатской выставки в Москве

Интересна медаль Стадницкого "Русское общество птицеводства в С.-Петербурге", где изображен маленький мальчик с цыпленком в руках. Медаль созвучна скульптуре С. Чижова "Мальчик с бабочкой". Такое сходство говорит о том, что и в круглой скульптуре, и в медали разрабатываются одни и те же темы, взятые из жизни.

Если крестьянская тема нашла отражение в медальерном искусстве, то медалей с экономической, промышленной тематикой значительно меньше. Любопытна медаль, исполненная А. Грилихесом-отцом, "За полезные труды для железнодорожных училищ". На медали изображен один из первых русских паровозов. Такое документально точное воспроизведение паровоза представляет интерес и для истории русского паровозостроения (рис. 36).

Во второй половине XIX века образуются разнообразные общества: любителей аквариума, любителей рыболовства, спортивное общество любителей катания на коньках и др. Каждое из этих обществ стремилось увековечить свою деятельность выпуском медалей. Большое количество медалей выпускалось различными обществами конного спорта. Многие медали этой группы выполнены А. Лялиным. Они интересны еще и тем, что подчеркивают тесную связь медальерного искусства с круглой скульптурой. По архивным материалам удалось установить, что рисунки к медалям на тему конного спорта выполнялись скульптором П. Клодтом, автором знаменитых коней на Аничковом мосту в Ленинграде и квадриги лошадей, управляемых Аполлоном, на здании Большого театра в Москве.

Развитие бытового жанра сказалось на тематике памятных и юбилейных медалей. 60-80-е годы - это годы выдающихся успехов русской науки. Выпускаются медали к знаменательным, юбилейным датам различных научных и воспитательных учреждений, ведомств. Таковы медали "В память 100-летия императорской Академии художеств" В. Алексеева, "В память 50-летнего юбилея общества русских врачей в С.-Петербурге", исполненная А. Грилихесом-сыном. Художественный стиль памятных и юбилейных медалей очень разнообразен.

Экономическая жизнь России второй половины XIX века характеризуется дальнейшим развитием капиталистических отношений, освоением техники. Одной из актуальных проблем отсталой аграрной России было улучшение путей сообщения, внедрение в производство и быт электричества. Строятся водные каналы, железные дороги. В ознаменование и для увековечения этих построек обязательно выпускалась памятная медаль. Такова, например, медаль скульптора Л. Штейнмана "В память сооружения Сурамского тоннеля". На медали изображен только что построенный тоннель и выходящий из него поезд.

В медалях работы А. Грилихеса-сына "В память Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки" раскрывается тема приобщения к знанию. Медаль близка и по содержанию, и по композиции скульптуре С. Чижова "Обучение грамоте". Такое совпадение, видимо, не случайно. Творчество Чижова было хорошо известно в кругу медальеров. Чижов, также как и Клодт, выполнил ряд рисунков к медалям этого времени, да и сам был автором нескольких медалей ("Преуспевшему в науках для Демидовского лицея", "Для Финляндского общества сельского хозяйства"). Это говорит о все растущем сближении круглой скульптуры и медали как малой скульптурной формы.

В 1891 году в Москве состоялась Среднеазиатская выставка. В ее ознаменование была выпущена медаль "В память Среднеазиатской выставки в Москве", исполненная А. Грилихесом-сыном. Композиция символична. В рамке из восточного орнамента изображен пейзаж: пустыня, караван верблюдов, нагруженных поклажей, сопровождающие караван люди в национальных восточных костюмах. На фоне - восходящее солнце как символ возрождающегося Востока (рис. 37).

До конца века в большом количестве выпускаются наградные медали. Ими награждали за самые различные заслуги и достижения в области науки, экономики, искусства. Тематика наградных медалей существенно расширилась.

В своей основе наградные медали - наиболее консервативная группа. Значительная демократизация этих медалей во второй половине XIX столетия, безусловно, одно из крупных достижений медальерного искусства прошлого века.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#109 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:45

Поиски новых путей

Конец XIX - начало XX века (1890-1917) - один из наиболее сложных периодов в истории русской художественной культуры. Напряженность исканий, быстрая смена художественных течений и направлений находят объяснение в исторической обстановке: в России в наиболее концентрированной форме сосредоточиваются противоречия капитализма, одновременно она становится центром мирового революционного движения.

В медали значительно в большей степени, чем в других видах изобразительного искусства, отразились сложности предреволюционных лет. В условиях усиливающегося кризиса капитализма, тяжести столыпинской реакции выпуск памятных медалей резко сократился, сузилась и тематика медалей. Так как они находились под неослабным контролем правительственных учреждений, в них не могла утвердиться революционная тематика. Уменьшается число медальеров. Медальной школы для молодых мастеров не было. И все же развитие медальерного искусства не остановилось. Создаются персоналии, медали с экономической, спортивной тематикой, памятные, юбилейные, наградные медали.

Примечательно, что в последние предреволюционные годы из медали совершенно выпадает крестьянская тематика. И это не случайно. После революции 1905 года идиллическое решение крестьянской темы стало уже невозможным, а острота социальных проблем не могла найти отражения в таком официальном памятнике, как медаль.

Сужается тематика юбилейных медалей. Если в прошлом веке их тематика была широкой и разнообразной, то в начале XX столетия она сводится к юбилеям отдельных учреждений и ведомств.

Представляет интерес медаль А. Васютинского "В память 25-летия нумизматической деятельности X. X. Гиля". На одной стороне дан портрет X. X. Гиля. Оборотная сторона решена аллегорически.

Произведения А. Васютинского - яркий пример того, как художники-медальеры были скованы официальными установками в дооктябрьский период. Его творчество охватывает почти четыре десятилетия - с 1893 по 1935 год. В предоктябрьский период мастером выполнено несколько работ в честь ученых, художников, именитых людей ("В честь художника-медальера Алексеева", "В память Н. И. Лобачевского"), медали, посвященные юбилеям государственных учреждений, несколько медалей от научных обществ (археологического и географического).

После Великой Октябрьской социалистической революции Васютинский создает школу советских медальеров, исполняет первую советскую медаль с изображением рабочего и первую плакету с изображением В. И. Ленина - "Последнее подполье В. И. Ленина близ станции Сестрорецк". В этих работах художник сумел найти новое пластическое решение.

А. Васютинский был главным медальером Петербургского монетного двора. Его творчество определило стиль медалей всех жанров на семнадцать дооктябрьских лет. Вместе с тем до Октября творческие устремления А. Васютинского полностью не раскрылись. Они получили развитие уже после революции, когда художник начал работу над образом В. И. Ленина.

Сочетание символики с реалистическими элементами характерно и для медалей других мастеров тех лет. Примером может служить медаль Г. Малышева "В память сооружения Музея изящных искусств в Москве (1912).

В предреволюционные годы резко сокращается выпуск медалей и обедняется их тематика. Однако это не означало, что медаль утратила свое значение как исторический и художественный памятник. О том, что медальерное искусство понималось как один из видов изобразительного искусства, свидетельствует организация в 1906 году медальерного класса в школе. Общества поощрения художеств, возглавляемой Н. Рерихом. По инициативе Рериха обновляется состав преподавателей школы, среди новых преподавателей был художник-медальер Г. Малышев.

Примечательно и то, что на I Всероссийском съезде художников в 1911 году на повестке дня встал вопрос о состоянии медальерного искусства, о чем свидетельствует выступление на съезде А. Васютинского.

* * *
Русская медаль XVIII-XIX веков прошла сложный и интересный путь. В лучших своих творениях она смогла отразить идейные и социальные веяния эпохи, создать образы, полные героики, поднять медаль до уровня художественного памятника. Медаль подошла к раскрытию духовного облика человека, его характера. Чрезвычайно интересным достижением медали XIX века было то, что она показала возможность раскрытия в формах малой пластики различных жанровых тем. Лучшие достижения XIX - начала XX столетия заложили основу, на которой развивалось советское медальерное искусство.

При всей официальной направленности развития русской медали в XVIII столетии и в начале XIX века в ней зрели гуманистические и демократические тенденции. В это время большинство мастеров медальерного дела были выходцами из народа, поэтому в их творчестве сохранялась непосредственность в восприятии окружающей действительности. В официальном портрете они стремились показать живого человека, раскрыть его внутренний мир, передать индивидуальные особенности внешнего облика. Создавая тематические композиции, даже аллегорического характера, художники отталкивались от явлений реальной жизни. Вот почему естественным был переход к новому осмыслению медали на основе развития гуманистических и демократических устремлений мастеров после Великой Октябрьской социалистической революции.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#110 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:46

Советская медаль
Вложения
000023.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:


Вернуться в «ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 18 гостей