Как избежать подделок в мире монет?

Сообщение
Автор

Как избежать подделок в мире монет?

#1 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 18 июл 2015, 09:52

Поддельные монеты для обмана коллекционеров появились уже довольно давно, по крайней мере в XIX веке в России это был уже процветающий бизнес. По мере развития спроса на коллекционные монеты совершенствовались и технологии и мастерство изготовителей подделок. Сегодня отечественную нумизматику захлестнул могучий вал поддельных коллекционных монет, которые безостановочно клепают отечественные и зарубежные кустари. Поговорим о них подробнее, выделив 4 основных на сегодняшний день технологий, применяемых фальсификаторами (литье, гальваника, штамповка и гравировка), а в заключение попробуем выяснить, как не оказаться жертвой обманщиков.

Литье

Большая часть фальшивок и коллекционных подделок выполнена способом литья, но с применением различных приемов. Времена, когда фальшивки «лили в опоки» (примитивные литейные формы) — прошли; такие монеты легко выявить по по многочисленным микрораковинам и кавернам на поверхности поддельной монеты.
Сегодня фальсификаторы зачастую применяют технологии литья по выплавляемым моделям. При этом монета-модель помещается в вязкую массу (например, специальный силикон), которая после затвердевания разрезается, а образец вынимается. В пустотелую форму запрессовывается специальный ювелирный воск, после чего вынимается вторая модель - «восковка». Ее вручную доводят до кондиции и на стержне (будущем литнике) помещают в формовочную массу. Новую форму, помещают в печь, где воск полностью выгорает. Теперь в керамическую форму можно заливать металл — причем на центробежной плавильно-заливочной установке, например, это можно делать под высоким давлением, что существенно снижает число литейных дефектов и способствует получению более четкого рельефа и ровного поля.
Правда, острые кромки и места сопряжений на рельефе отливки всегда более плавные, чем на чеканенном оригинале — однако после догравировки, зачистки дефектов, придания «естественной потертости» и патинирования такая подделка визуально неотличима от оригинальной монеты в плохой сохранности.

Гальванопластика

Способ гальванопластики состоит в получении точной копии предмета путем электролитического осаждения металла на специально подготовленной поверхности матрицы. При изготовлении матрицы используются те же приемы, что и в случае с литьевыми формами, но из нетокопроводящих материалов. На копируемую поверхность наносится тонкий токопроводящий слой (чаще всего графита), и матрица помещается в раствор электролита, где становится катодом, а в качестве анода применяется пластина того металла, из которого готовится копия (обычно медь или серебро).
После осаждения необходимого слоя металла он отделяется от матрицы, после чего две половинки склеиваются либо припаиваются по контуру. Гальванокопия передает все самые тонкие детали оригинала и внешне от него неотличима, однако этот метод не дает возможности получить соответствующий оригинальному состав сплава, а необходимость собирать копию из частей лишает предмет внутренней целостности, поэтому определить гальванокопию прозвонкой или несложными техническими измерениями труда не составляет.

Штамповка

Самый опасный способ создания подделок, так как он в принципе соответствует тому, что применялся на монетных дворах. Он наиболее трудоемок и затратен для изготовителя, но в результате может дать настолько трудноотличимую копию, что для ее выявления потребуется самая высококвалифицированная экспертиза.
Самая сложная задача для фальсификатора — изготовление штемпеля, который изготавливается либо вручную (легко отличить от оригинальной продукции монетных дворов), либо с применением пантографа (качество лучше, но отличия заметные).
Посредством перевода оригинала на форму-штемпель (с применением технологий порошковой металлургии или кремнийорганических соединений) можно получить очень близкое к оригиналу изображение. Наибольшую точность дает электрохимическая обработка (с заготовки-анода лишний металл удаляется в среде специального электролита).
При методе горячей штамповки заготовка нагревается до близкого к температуре плавления значения и становится намного более пластичной.

Гравировка

Ручной доработке обычно подвергаются подлинные монеты. Это делается по двум основным причинам: для реставрации монеты либо в попытке повысить ее стоимость. Реставрация призвана улучшить состояние монет, получивших в процессе обращения значительные утраты (пробитое отверстие, припаянное ушко, вмятины, царапины и т.п.), либо придать им видимость высокой степени сохранности (гравировка затертых элементов рельефа, зачистка неровностей поля или его искусственная полировка).
Кроме того, может иметь место доработка отдельных элементов в попытке перевести монету в разряд редких и дорогих. Как правило, такой доработке подвергаются дата, буквы обозначения двора и инициалы минцмейстера.

Как же уберечься от злоумышленников, и отличить настоящие монеты, свидетели истории своей страны, от их имитаций?

Для этого существуют два основных пути: накапливать собственный опыт и уметь объективно оценить условия приобретения монеты.
Нумизматический опыт формируется в процессе изучения каталогов, справочников, исследовательских публикаций, но главное здесь — тщательное визуальное обследование как можно большего числа монет. Рассматривайте предметы своего увлечения, сравнивайте их, отмечая черты различия и сходства. Со временем такая тренировка разовьет «насмотренность» - формирование виртуальной сравнительной базы на физиологическом уровне.
Что касается оценки условий приобретения монеты, то здесь на помощь должен прийти в первую очередь здравый смысл. Понятно, что везде — на блошином рынке, на неформальной встрече коллекционеров, на очном аукционе или интернет-аукционе условия будут разными, но при любом варианте главное — возможность предъявить претензии в случае их возникновения (и разумеется, гарантия их удовлетворения в случае обоснованности).

В частности, правила нумизматических аукционов подразумевают, что уже сам факт выставления коллекционного предмета на торги является гарантией его подлинности. Если у покупателя возникают сомнения — аукционный дом несет финансовую ответственность за заключения, выданные его сотрудниками.

Для обоснования своей позиции в аукционных домах прибегают к целому набору различных средств: любая монета, выставляющаяся на торги, при необходимости проходит технико-технологическую и музейную экспертизу.
На техническом этапе в первую очередь определяется соответствие оригиналу различных технических параметров: веса монеты, ее размера, пробы металла и т.д. Вес монеты определяется с помощью высокоточных весов (с указанием конкретного инструмента, использованного при каждом измерении). Гидростатическое взвешивание используется для определения плотности предмета, метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа позволяет определить количество каждого металла в монетном сплаве. Следует, однако, заметить, что частные методы рентгенофлуоресцентного анализа, используемые в различных отраслях промышленности, не дают необходимой для нумизматики точности измерений и могут использоваться только с большой степенью условности. Более продуктивным является метод сравнения полученного графика со сформированной базой эталонных спектров и сопоставления с монетами того же или близкого монетного передела. Как уже говорилось выше, и формирование эталонной базы спектров, и сравнительное сопоставление невозможно без обращения к музейным фондам.

Далее, на технологическом этапе экспертизы устанавливается соответствие технологии изготовления образца технологии изготовления оригинала. Опытный эксперт может определить не только признаки, характерные для литья, штамповки и гальванокопии, но и способ гурчения, заметить следы доработки изображения штихелем и многое другое. Зная последовательность технологических приемов, применявшихся в разные времена на разных монетных дворах, можно с большой степенью вероятности отличить подлинник от подделки.

Методика музейной экспертизы монеты основа на комплексном штемпельном анализе. Суть его состоит не просто в поиске отличий от некоей «эталонной» монеты, главная задача эксперта - обнаружив различия от имеющихся в его распоряжении подлинников, правильно их оценить.
Дело в том, что найти две визуально тождественные монеты практически нереально. Кроме множества вариантов, вызванных различиями рабочих штемпелей, каждая конкретная монета имеет особенности прочеканки, обращения, условий хранения, не говоря уже о возможных следах чистки и реставрации.
Приступая к исследованию, нужно изучить особенности тех монетных переделов, которые свойственны данному типу монет по времени и месту выделки.
Прежде всего, это относится к особенностям инструментального производства. Классическая схема, когда образцовая форма с частью изображения используется для изготовления нескольких маточников, при посредстве которых эта часть рельефа наносится на рабочие штемпели, - применялась не всегда. В процессе работы штемпели подвергались чистке, дорабатывались, иногда весьма значительно. Поэтому, при выявлении признаков отличия и сходства исследуемого экземпляра с подлинными монетами данного типа, имеющимися в распоряжении эксперта, он должен в первую очередь обратить внимание на формообразующие признаки, затем на штемпельные различия и проанализировать причины их появления.
Применяемое монетными дворами оборудование влияет на внешний вид изготовленных с его помощью монет. Продукция винтового пресса-балансира с ручным приводом отличается от более поздней — с применением лошадиной или водяной тяги. Оборудование Боултона и паровая тяга придают монетам новую фактуру, оборудование Ульгорна вновь ее изменяет. Очень разнятся серебряные монеты московских и петербургских дворов, отличаются медные выпуски Екатеринбурга, Аннинска, Сузуна и т.д.
Очень важное значение имеет исследование гурта монеты - повторить гуртильный инструмент и использовать его с теми же приемами и в той же последовательности, что и на монетных дворах — наиболее сложная для фальсификатора задача.
Большое значение имеют и навыки архивной работы. Для отдельных периодов важны документы, не вошедшие в фундаментальный «Корпус русских монет» Георгия Михайловича: документы из Свода законов Российской империи, доклады и приговоры Сената и Берг-коллегии и другие частично до сих пор не опубликованные документы.
Все эти методы в совокупности позволяют гарантировать высокий уровень оценки коллекционных предметов, снизив риск «нарваться на подделку» до минимума.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Как избежать подделок в мире монет?

#2 Непрочитанное сообщение savar » 21 июл 2015, 15:36

Дормидонт писал(а):
Гравировка



классика жанра на тему - рубль 1871 СПБ HI из рубля 1877 СПБ HI

где-то недавно и фотки проскакивали...
гарантируется подлинность всех выставленных мною на продажу предметов)))
savar
Модератор раздела
Сообщений: 119
Возраст: 57
Зарегистрирован: 27 мар 2013, 14:50
Откуда: Москва


Вернуться в «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 23 гостей