Творчество Хасэгава Тохаку, конечно, к гравюре имеет мало отношения; это японская живопись, непосредственно вышедшая из традиций средневекового замкового искусства, помпезных, ярких и величественных росписей...
Хм

Когда я впервые познакомился с монохромными творениями этого художника, то даже не мог поверить, что он жил в конце XVI - начале XVII вв.!
Дело в том, что Тохаку, действительно, писал и декоративные, золотые пейзажи, но не о них в данной теме речь. А вот его живопись тушью, с использованием приёма ёхаку, или "осмысленной пустоты" вполне "в духе" гравюр предыдущих мастеров. Лично для меня впечатление от картин Тохаку где-то близко впечатлению от гравюр Хиросигэ и Ц.Ёситоси (о творчестве которого поговорим позже... Надеюсь...).



Ко всем моим суждениям прошу отнестись снисходительно - я, скажем так, не Бог весть, какой...

...а этот пейзаж даже "в духе" Хокусая...
Картина Тохаку интересна в первую очередность не умозрительным смыслом, а непосредственной живостью изображенного. Переданная мягкими неясно очерченными размывами туши шерстка животных выразительно контрастирует угловатым высохшим ветвям, написанным резкой, царапающей бумагу сухой кистью.
Тохаку необычайно просторно мог пользоваться многотональными оттенками туши. В этом отношении наиболее выразительна знаменитая композиция "Сосновый лес", написанная на шести-створчатой ширме. На поверхности ширмы изображены немного сосен, стоящих группами в тумане, частично выступая из него и пропадая, растворяясь в отдалении и... больше ничего!!!

Х.Тохаку "Сосновый лес", ок. 1590 г. (левая сторона)

Х.Тохаку "Сосновый лес", ок. 1590 г. (правая сторона)
"...Виртуозное владение широкой гаммой черного цвета - от "пианиссимо" прозрачной дымки до "форте" могучих сочных стволов - позволило художнику сотворить настоящую монохроматическую симфонию, в которой мелодию ведет черное, а сопровождением служит белая основа. Насыщенная влагой кисть оставила в сочных кронах сосен как бы наличие мокрого тумана, из которого внезапно выглядывают кое-где мокрые корявые участки стволов с сухой растрескавшейся корой..."
В настоящее время "Сосновый лес" хранится в Токийском Национальном музее и включён в список национальных сокровищ Японии. Существуют также предположения, что это известное сегодня как шедевр Хасэгавы произведение было лишь эскизом для ныне утерянного произведения в цвете.