В мастерских учившихся в Париже родилась -
НОВАЯ ГРАВЮРА....Она появилась как картина (отсюда и ее общепринятое название
«ханга», то есть картина на дереве), как произведение станкового искусства. На основе этого формировались и ее внутренние пластические законы, ее
противопоставление традиционной гравюре укиё-э.Тадасигэ Оно. "Чёрный дождь", 1956 г.
Под сеткой мелкого дождя маленькие, сгрудившиеся, убогие домишки, ставшие совсем одинаковыми и безликими, и медленно бредущая, согбенная и безвольная фигура человека, изображенная со спины и движущаяся от зрителя в глубину, к домам.... Так, через повседневную обыденность сюжета, с оттенком трагической безысходности выдержанных серых красок, художник решает тему атомной смерти, продолжающей уносить людей и после окончания войны, проблема, ставшая частью повседневной жизни и потому такая же страшная, как и недавнее прошлое...
Цветовая и линейная условность — важный смысловой компонент гравюры, который понадобился художнику, чтобы усилить ее эмоциональное воздействие, более полно и глубоко передать содержание образа-символа.
Берта Лам (1869 - 1954) была этнической американкой, но вошла в историю японского искусства, став одним из ведущих художников
"Сосаку Ханга" - одного из движений в японской гравюре периодов Тайсе и Сева.

Она внесла значительный вклад в японское искусство, ее работы сочетают в себе извилистый стиль ар-нуво с цветными плоскостями укие-э. Многие современные исследователи находят в ее творчестве влияние французского импрессионизма и творчества Хиросигэ.
А.Хиросигэ. 45-я станция: Сёно (Из серии "53 станции Токайдо")В 1903 году, выйдя замуж за юриста, Берта Лам провела свой медовый месяц в Японии. После возвращения в Миннеаполис, она начала работать в области гравюры с инструментами, купленными в Японии. В 1907 году Берта Лам возвращается в Японию, где изучала технику японской гравюры, учась в мастерской Бонкотцу Игами. В 1912 году состоялась выставка ее гравюр в Токио, она была единственным западным художником на выставе в парке Уэно, ее гравюры были на удивление более современными по сравнению с японскими художниками.
Б.Лам
А.Хиросигэ. "Ливень над мостом"Тема дождя часто встречается на гравюрах Берты Лам. Ее манила восточная экзотика, магические места, полные света фонарей и закрученного дыма. Для ее гравюр характерны игра света и тени, Берта Лам использует несколько резкие очертания на переднем плане, а другие фигуры исчезают в туманной ночи, давая чувство драмы и глубины.
