Смит А.
Codex Gigas (Гигантский кодекс)
- грандиозный рукописный свод начала XIII века, созданный в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (ныне — часть города Храст).
Масштабное исследование почерка и иллюстраций, пергамента и чернил, проведенное в 2008 году, доказало, что грандиозный фолиант, известный как Гигантский кодекс («Кодекс Гигас») и Библия дьявола, был создан неизвестным монахом, который вел затворнический образ жизни и потратил на этот труд более 30 лет. Однако многих результаты экспертизы не убедили – тысячи людей до сих пор уверены, что эта книга появилась на свет не без помощи самого Князя тьмы.
Исходя из пометок на одной из страниц книги, можно заключить, что труд был закончен в 1230 году. Вероятно, вся работа проделана одним человеком, на что потребовалось от 20 до 30 лет. Размер переплёта — 92 см в высоту, 50 см в ширину; толщина книги — 22 см, а вес — 75 кг.

По легенде, Codex Gigas создан монахом-переписчиком благодаря помощи дьявола. Якобы совершивший серьёзное преступление, он в качестве наказания за свои грехи обещал настоятелю всего за одну ночь написать и украсить миниатюрами свод всех человеческих знаний, который прославит монастырь на века. Однако около полуночи он понял, что не справится со взятым на себя обетом в одиночку и продал душу дьяволу в обмен на помощь. На 577-й странице книги находится одно из самых знаменитых изображений дьявола, созданных в Средневековье.

Манускрипт написан на латыни. Он содержит сумму знаний монахов Бенедиктинского ордена на начало XIII века: полный текст Ветхого и Нового Заветов, «Этимологии» Исидора Севильского — все 20 книг, «Иудейские древности» и «Иудейскую войну» Иосифа Флавия, «Чешскую хронику» Козьмы Пражского, несколько трактатов разнообразной тематики, список насельников бенедиктинского монастыря, «Зерцало грешника» (сборник, содержащий назидательные рассказы-exemplia для проповедников)[нет в источнике], заговоры, календарь с синодиком и некоторые другие записи.
Текст Библии примечателен, ибо Деяния апостолов и Откровение представлены в старолатинской версии, восходящей к IV веку и близкой к той, которой пользовался сардинский епископ Люцифер Каларийский (355—362 гг.).
Первоначально в рукописи было 640 страниц in folio, из них 624 сохранились до нашего времени в хорошем состоянии. При создании манускрипта было использовано 160 ослиных шкур, из которых изготовили 320 пергаментных листов. Высота каждой страницы — 915 мм, ширина — 508 мм. Толщина книги — 22 см, а вес — 75 кг.
Кодекс богато иллюминирован. Оформитель в основном использовал красную, синюю, жёлтую, зелёную краску и позолоту. Начальные буквицы каждого текста роскошно оформлены, иногда занимая целую страницу. Оформление и почерк едины по всему кодексу.

Текст Библии составляет около половины объёма кодекса, но не образует единого блока. Материалы расположены в кодексе следующим образом: книги Ветхого Завета от Бытия до Руфи, Исайя, Даниил, Осия, Малахия, Иов, Книги Царств, Псалтирь, Песнь Песней, Премудрость Соломонова, Иисус Сирахов, книги Ездры, Товита, Юдифи, Есфири и Маккавеевы. Далее следуют «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия. После них идут 20 книг «Этимологий» Исидора Севильского, и медицинские труды Гиппократа, Феофила, Филарета и Константина. Пустая страница отделяет их от Нового Завета. Он расположен в следующем порядке: Евангелие от Матфея — Деяния Апостолов, Соборное послание ап. Иоанна — Откровение, Послание к Римлянам — Послание к Евреям.
После изображения дьявола идёт текст «Чешской хроники», список насельников монастыря, календарь с некрологием, в самом конце кодекса идут магические формулы и тому подобные записи. Хотя весь кодекс написан на латинском языке, но включает фрагменты на иврите, греческом и церковнославянском языке (причём как глаголицей, так и кириллицей).
Образец украшения кодекса :


Во время религиозных войн XV века Подлажицкий монастырь был полностью разрушен, а книга долго переходила от одного хозяина к другому, порождая новые легенды: с Гигантским кодексом стали связывать таинственные смерти и эпидемии, всевозможные бедствия и катастрофы. До наших дней она дошла в статусе «одной из самых загадочных книг в истории человечества». Однако эксперты, проводившие то самое исследование в 2008 году, окончательно доказали, что портрет дьявола в книге имеет совершенно естественное происхождение и вполне безобидный смысл: соседствуя с изображением Града Небесного, он акцентирует внимание на проблеме выбора человеком своей судьбы, и ничего более.
В 1594 году император Священной Римской империи Рудольф Второй, весьма интересовавшийся оккультизмом и алхимией, перевёз фолиант в свой Пражский замок, а в 1648 году, во время Тридцатилетней войны, рукопись в качестве военного трофея забрали оттуда шведские войска. С тех пор и до нашего времени она находится в Шведской Королевской библиотеке Стокгольма, в специальном помещении с определёнными температурой, светом, влажностью и т.д. Во многом благодаря этому, кодекс очень хорошо сохранился.
Самые подробные исследования «Библии дьявола», проведённые в 2008 году группой экспертов, породили сенсацию: согласно их заключению, «Гигантский кодекс», действительно, был написан и иллюстрирован одним человеком, правда, занимался он этим в течение 30 лет, а не одну ночь. Это убедительно доказала экспертиза почерка и иллюстраций, пробы пергамента и чернил, а также ряд других криминалистических исследований. Оформление и почерк явно принадлежат одной и той же гениальной руке. Но чьей именно?
Имя автора этого средневекового шедевра, скорее всего, останется неизвестным. В качестве предположения автором называют монаха из Подлажицкого монастыря - Германа Отшельника, профессионального переписчика, имевшего доступ к древним рукописям ордена, из которых он и черпал всю информацию. Время его деятельности совпадает с хронологией «Гигантского кодекса», который, если судить по пометкам на полях, был закончен к 1230 году.
Громадное количество информации, заключённой в «Кодексе», говорит об исключительной степени образованности автора, и не только для того времени. И о его художественной одарённости, если оценивать иллюстрации.
Также эксперты уточнили, что книга не несет никакого сатанинского характера, а изображение дьявола соседствует с изображением града небесного, акцентируя тем самым внимание на проблеме выбора человеком своей судьбы.
Одна из загадок «Гигантского кодекса» заключается в том, что он, имея зловещую репутацию «Библии дьявола», тем не менее не был уничтожен ни инквизицией, ни каким-либо особо ревностным католиком. И это в то время, когда множество других «сомнительных» манускриптов безжалостно уничтожались, отправляясь в костёр наравне с колдунами и еретиками.
Мало того, по «Библии дьявола» Священное Писание изучало не одно поколение юных насельников, а после того, как родной монастырь был разрушен, «Кодекс» кочевал по другим без всякого ущерба для себя. И судя по тому, насколько он прекрасно сохранился, обращались с ним чрезвычайно бережно и аккуратно.

Кроме злополучного изображения Князя тьмы на 577-й странице, нет никаких оснований говорить о «сатанинском» содержании Гигантского кодекса – и все же благодаря сотням книг, фильмов и телепередач он навсегда вошел в историю под зловещим названием «Библия дьявола».
Сегодня Гигантский кодекс так и находится в Швеции и хранится в Шведской Королевской библиотеке. Хотя и чехи считают фолиант своим национальным достоянием. У книги даже есть свой собственный интернет-сайт, который, кроме международной английской версии, полностью дублируется только на чешском и шведском языках : http://www.kb.se/codex-gigas/eng