

Наперсные кресты. Конец XVII в.


Наперсные кресты. Конец XVIII в.
Самой простой модификацией данного креста стало похожее изделие, очень распространенное в конце XVIII столетия. Это крест почти такого же размера, 95х55 мм, однако более рельефный и имеющий ободок из мелких прямоугольников по контору. Обратная сторона представляет собой одну сплошную выемку с бортиками высотой 2 мм.
Изредка встречается еще одна разновидность такого креста. Отличие состоит в единственной, но очень выразительной детали. На месте херувима находится ангел с полотенцем в руках. Художнику, знакомому со стилистикой барокко, удалось передать стремительность движения ангела к распятому Христу, и это делает композицию очень экспрессивной.
Еще один вид наперсных крестов с бортиками на обороте относится к концу XVIII началу XIX столетий. Они имеют больший размер 160х100 мм и выглядят менее изящно, нежели предыдущие. Фигура Христа выглядит одутловатой. Над средней перекладиной внутреннего креста едва прочитываются буквы IС ХС. В верхней части креста изображения двух спускающихся ангелов с полотенцами в руках; между ними помещается поясняющая надпись АГГЛИ ГДНИ. Такие кресты чаще всего встречаются в Среднем Поволжье. Почти всегда на них лик Христа остается очень нечетким или не просматривается вообще. Это, вероятно, связано с тем, что все они - переливки, изготовленные в какой-то местной мастерской с более раннего оригинала.




Наперсные кресты XVIII–XIX вв.
Близкими к данной разновидности креста являются похожие изделия с менее выраженными бортиками на обороте. Иногда там размещается причудливый растительный орнамент. На этих крестах ангелы обретают свои имена Михаила и Гавриила. Вокруг самого Распятия появляется точечный контур, предназначенный для удержания эмали.
В конце XVII века появляются более изысканные наперсные кресты, нижняя часть которых раздваивается, а боковые части средней перекладины, где помещаются предстоящие, расширяется. Данный крест уникален удивительным сочетанием старых и новых форм. С одной стороны, он несет явные стилистические черты московского барокко, с его склонностью к искривленным линиям, а с другой – повторяет черты средневековых энколпионов и даже домонгольских крестов.



Наперсные кресты конца XVII в.

Новгородский энколпион XV в.

Древнерусский нательный крест