Старообрядческая меднолитая пластика

Сообщение
Автор

Старообрядческая меднолитая пластика

#1 Непрочитанное сообщение Tatiana » 18 фев 2014, 13:00

«Образ чистый, достойный почитания»…

Этими словами можно определить меднолитые иконы и кресты, созданные мастерами-старообрядцами на бескрайних просторах России – в скитах Поморья и мастерских Москвы, в селах Подмосковья и Поволжья, в потаенных кузницах на Урале и в Сибири – в течение неполных трехсот лет от конца XVII в. до начала XX в.

Новый период истории меднолитейного дела неразрывно связан со старообрядческим движением в России, когда во второй половине XVII в., после расколов русской православной Церкви, противники реформы патриарха Никона вынуждены были спасаться от преследования властей, бежать из центра на отдаленные окраины, скрываться в лесах. В таких сложных условиях именно старообрядцы сохранили и продолжили древнерусские традиции книжности, иконописи и прикладного искусства. Как бесценные реликвии древние меднолитые образки бережно вставлялись в рамы-киоты и вкладывались в деревянные живописные или резные складни.

Изображение Изображение Изображение Изображение

Но старообрядцы не только сберегли древнерусское наследие, но и создали свою особую религиозную и духовную культуру. Меднолитые образа, «как прошедшие очищение огнем» и «не сотворенные никонианами» получили широкое почитание в народной среде. Разнообразие формы, иконографии, композиции и декоративного убранства старообрядческих меднолитых крестов, икон и складней поражает. Среди этого огромного массива сохранившейся меднолитой пластики можно выявить произведения, созданные в конкретных мастерских. Не случайно уже в первой половине XIX в. выделялись такие сорта, или категории «отливных медных крестов и икон» – поморские, гуслицкие (или загарские) и погостские,получившие широкое распространение среди старообрядцев разных общин и направлений:

При взгляде на этот яркий и самобытный пласт русского прикладного искусства следует постоянно помнить, что развитие меднолитейного дела происходило в совершенно особых условиях вопреки закону и воле властей. Потребность России в цветном металле, так необходимом для военных нужд, вызвала появление указов Петра I в 1722и 1723 гг., запрещающих не только производство, продажу, но и бытование медных икон и крестов.

Согласно действию этих указов разрешались лишь кресты – тельники и нагрудные панагии. Старообрядцы считали «правильным» лишь восьмиконечный крест, который и изображали в центре мужского и женского нательного креста. «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…» – эти слова молитвы стали обязательной частью оформления оборота крестов – тельников.

Изображение

Несмотря насуществование этого закона, действовавшего в России на протяжении 160 лет, медное дело в старообрядческой среде, среди лесов, в потаенных скитах, достигло необычайной высоты художественного воплощения.

Самой яркой страницей в истории русской сакральной пластики стали иконы, кресты и складни, выполненные в литейных мастерских Выговского поморского общежительства.

Изображение Изображение Изображение

Эта старообрядческая обитель, основанная в 1694 г. на реке Выг, в Карелии, считала себя преемницей древнего Соловецкого монастыря на Белом море, а ее основателей святых Зосиму и Савватия Соловецких – своими небесными покровителями. Не случайно образы этих святых получили распространение как на иконах, так и на створках складней.

Изображение

Уже в первой половине XVIII в. Выговская пустынь стала крупнейшим экономическим, религиозным и культурным центром старообрядчества. Созданные на Выгу рукописные книги, иконы, мелкая пластика отличались единством художественного стиля, получившего наименование «поморского».

Изображение Изображение

Для удовлетворения молитвенных потребностей приверженцев поморского беспоповского согласия нужны были прежде всего «правильные» кресты. Меднолитые поморские кресты с изображением «Распятия Христова» отливались восьмиконечной формы и строго определенной композиции – на верхнем конце изображался «Спас Нерукотворный» с надписью «Царь Славы IС ХС (Исус Христос) Сынъ Божiи». Эта же композиция повторена на небольшом поморском кресте, центральном образе живописной иконы, отличающейся тонкостью письма и ярко выраженным декоративным звучанием.

При дальнейшем усложнении формы крест получил боковые прямоугольные пластины с парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марфы, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. Подобные киотные кресты часто врезались не только в рамы-киоты, но и украшали живописные иконы. Эти кресты отливались самых разных размеров – от совсем малых, поверхность которых часто декорировалась разноцветными эмалями, – до крупных позолоченных, украшенных изысканным орнаментом на обороте. Прекрасная формовка, тонкая отливка и тщательная отделка – все эти отличительные особенности поморской мелкой пластики достигались высоким профессионализмом мастеров-чеканщиков, литейщиков и эмальеров.

Эти признаки наглядно проявились и при создании миниатюрной композиции «Спас Нерукотворный», декорированной эмалью редкого темно-красного цвета.
Основными видами продукции знаменитой Выговской «медницы» стали не только кресты, но и складни с разным составом створок (двустворчатые, трехстворчатые, четырехстворчатые).
Среди репертуара выговских мастеров особое место принадлежало небольшим двустворчатым складням, получившим наименование «поморская панагия».

Изображение Изображение

Форма древнерусской панагии, сложившаяся в мелкой пластике, была творчески переработана поморскими мастерами. На квадратных створках в медальонах на гладком темно-синем эмалевом фоне размещены композиции с образами «Богоматерь Знамение» и «Троица Ветхозаветная». Декоративное убранство другого складня отличается сочетанием бело-розового фона с эффектными контрастными желтыми точками на темных «наугольниках». Оформление получила и оборотная сторона подобных миниатюр – в виде одной строгой композиции с изображением восьмиконечного Голгофского креста или в дополнении с узором в виде крупного цветка-розетки, расцвеченного стекловидными эмалями. В дальнейшем поморские мастера немного увеличили размеры складня и дополнили его третьей створкой с изображением «Распятия Христова». Эти миниатюрные произведения, украшенные яркими эмалями с контрастными точками, напоминают драгоценные ювелирные произведения, созданные древнерусскими мастерами. Подобные небольшие складни можно было носить как наперсные складные иконы.

Изображение

Такими же нагрудными образками, созданными поморскими мастерами, стали небольшие трехстворчатые складни с изображением композиции «Деисус». Сочетанием темно-бирюзовой и белой эмали, рельефными розетками-звездами на гладкой поверхности фона и лучами на нимбах выделяется миниатюрное произведение первой половины XVIII в. В этом складне все вызывает восхищение – пластическая разработка образа и продуманное декоративное убранство лицевой и оборотной сторон.

Наибольшую популярность среди поморской пластики получил новый иконографический вариант меднолитого трехстворчатого складня «Деисус с избранными святыми»,

Изображение -

получивший наименование «девятка» по количеству изображенных фигур на створках. В определенном составе святых, каждому из которых были посвящены приделы в моленных Выговского общежительства, нашла воплощение идея заступничества Богоматери и святых созданной обители.

Изображение

Поражает разнообразие декоративного убранства складней, украшенных разноцветными стекловидными эмалями, декорированных контрастными точками или редкой гаммой с использованием розового тона. На обороте левой створки традиционно отливалась композиция с изображением восьмиконечного Голгофского креста, поверхность других створок могла быть украшена крупной розеткой или картушем. На поверхности гладкой рамки можно было после посещения Выговской обители вырезать памятную дату,инициалы или имя владельца.
Известность получил и второй вариант складня «Деисус с избранными святыми», на боковых створках которого изображался другой состав святых. Композиции створок этого складня получили распространение в виде отдельных небольших «одновершковых» икон.

Программным произведением поморских литейщиков стал четырехстворчатый складень, или как его торжественно называли, – «большие праздничные створы». Полагают, что первоначально была выполнена модель большого трехстворчатого складня, на клеймах которого представлены двунадесятые праздники [9]. Позднее к таким квадратным створам были добавлены килевидные кокошники и четвертая створа – так сложился образ полного четырехстворчатого складня. На первых трех створах на клеймах представлены двунадесятые праздники, а на четвертой – сцены поклонения образам Богоматери [9]. Цельностью единого творческого замысла отличается это меднолитое художественное произведение, ставшее походным иконостасом. На оборотной стороне одной из створ традиционно отливается композиция с изображением Голгофского креста в орнаментальной рамке-заставке. Особенностью отдельных экземпляров станет украшение оборота створы пышным рельефным орнаментом из завивающихся побегов с картушем в центре. По заказу владельца на поверхности такой гладкой рамки можно было вырезать памятную надпись.

После создания этого четырехстворчатого складня выговские историки, вероятно, и могли сказать о наставнике Андрее Денисове, что он «привел и устроил в надлежащем порядке существующую ныне форму в меднолитных створах, дотоле бывшую в рассеянности».

До сих пор неизвестно, кто был автором модели четырехстворчатого складня. Среди мастеров-литейщиков на Выгу, имена которых нам известны по письменным источникам, были новгородцы и выходцы из разных городов и сел. В создании образцов поморской миниатюрной пластики могли принять участие и книжники, и иконники, писавшие живописные образа для моленных Выговской обители.

Высокий профессионализм выговских мастеров состоял в создании разборной модели складня, позволявшей отливать не только иконы в виде отдельных створи самостоятельных клейм-образков, но и различные иконографические варианты трехстворчатых складней с изображением праздничных композиций.

Одним из самых почитаемых среди «пустынножителей» и многочисленных паломников станет трехстворчатый складень с изображением двунадесятых праздников «Успение Богородицы. Воскресение Христово (Сошествие во ад). Богоявление». Особое отношение к этому типу складня связано с главной соборной часовней Выговского общежительства и ее престольными праздниками.

Изображение

Накопленные навыки литейного дела способствовали широкому размаху промысла – производством медных крестов и створ занимались в 5 скитах Выговского общежительства. Продукция, отлитая в этих отдаленных кузницах, поступала в монастырь и затем развозилась по всей Русской земле. Сохранились рукописные тексты указов-наставлений о литейном и финифтяном искусстве, составленные поморскими мастерами. Они передавали свой опыт, советовали, как подготовить землю для литья, растереть эмаль и положить разные цвета на створы и кресты. «Потом же и сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам и будеши разумевати явственно и будешь искусен во всем» – такими словами неизвестный мастер заканчивает свои наставления по литейному и эмальерному делу.

К кругу поморской пластики принадлежали и походные иконостасы, включавшие в свою композицию крест – распятие в окружении клейм с изображением праздничных сюжетов и створок поморской панагии, а в редких случаях – и отдельных миниатюрных образков. Подобные небольшие наперсные иконки с изображениями Богоматери Одигитрии Смоленской, святых мучеников Кирика и Улиты и святителя Николы Чудотворца сопровождали человека во время странствий и путешествий по бескрайним просторам Русской земли. Не случайно поморские мастера создали еще один вариант трехстворчатого складня, на створках которого соединены три разных сюжета: «Святитель Никола Чудотворец. Богоматерь Всех скорбящих Радость. Святые мученики Кирик и Улита с избранными святыми». Такой нарядный позолоченный складень, отлитый в одной из скитских мастерских, как поморская реликвия становился драгоценным молитвенным образом до конца жизненного пути…
Меднолитые иконы, кресты и складни, созданные талантливыми поморскими литейщиками и эмальерами, стали образцами для многочисленных мастерских по всей территории России, в том числе и для небольших кустарных заведений Московской, Владимирской, Нижегородской и других губерний. Благодаря работе этих сельских мастеров-литейщиков медные иконы и кресты, получившие массовое распространение в народной среде, стали широко доступным видом прикладного искусства.
Главное место в ассортименте продукции этих кустарных мастерских занимали кресты, которые отличались не только определенной иконографической программой, но и композиционным разнообразием. Прежде всего гуслицкие мастера отливали большие напрестольные восьмиконечные кресты с рельефным изображением «Распятия Христова» и надписью «IНЦИ» (Исус Назорянин Царь Иудейский). Такие кресты получили распространение среди старообрядцев-поповцев, приемлющих священство. «Крест – хранитель всей Вселенной, Крест – красота церковная…» – этот текст стал обязательным элементом оформления оборота крестов, отличающихся не только размерами, но и декоративным решением. Золочением украшен небольшой крест с высокорельефным изображением «Распятия Христова», врезанный в средник живописного трехстворчатого складня.

Изображение

Особую популярность в народной среде получили киотные кресты большие и малые, окруженные иконами-клеймами и увенчанные изображениями херувимов и серафимов на высоких штифтах. Четкое композиционное решение с рельефным изображением «Распятия Христова», сочетание стилизованного растительного и чешуйчатого орнаментов, двухцветная эмалевая гамма выделяют одно из выразительных произведений гуслицких мастеров. Развернутая иконографическая программа большого киотного креста, окруженного 18 клеймами с изображениями праздничных сюжетов, является ярким завершением творческого поиска гуслицких мастеров-литейщиков. Подобные кресты, часто врезанные в живописные иконы или тонированные доски, становились украшением интерьеров многих старообрядческих храмов.

Из одной кустарной мастерской второй половины XVIII в., возможно, происходит несколько произведений – небольшая икона «Успение Богородицы» и средники складней «Избранные праздники», «Деисус с избраннымисвятыми». Одинаковая форма навершия с образом «Спаса Нерукотворного», близкая цветовая гамма эмалей, плотным слоем покрывающая поверхность предметов, – эти общие технологические, иконографические и стилистические особенности позволяют отнести эти изделия к одному кругу меднолитой пластики. Позднее складни с двухрядной композицией «Деисус с избранными святыми» будут отливаться с массивным оглавием, украшением которого станет крупная цветочная розетка или образ «Спаса Нерукотворного».
К произведениям конца XVIII в. принадлежит небольшой крест –распятие, декорированный эмалью зеленого и синего цветов, с трехчастными криновидными окончаниями ветвей. Особенностью этого креста является изображение на нижнем конце композиции «Святитель Никола Чудотворец и святой Никита, побивающий беса».

К лучшим образцам меднолитой пластики XVIII в. принадлежит трехстворчатый складень «Спас Смоленскийс преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими», украшенный нарядным цветовым сочетанием желтой, зеленой и голубой эмали.

Изображение

Декоративное звучание образа усиливалось эмалью белого цвета, частично сохранившейся на рамке средника. Такой же состав святых выполнен на створках складня «Богоматерь Одигитрия Смоленская», увенчанного фигурным навершием. «Все упование к Тебе возлагаю, Мати Божия…» – эти слова молитвы, не только украсившие меднолитой образ, но и наполнившие его звучащим содержанием, стали воплощением особого почитания образа Пресвятой Богородицы.

В XVIII в. сложился и другой состав изображений на створках складней. Праздничные сюжеты дополняют композицию складня, в среднике которого на гладкой поверхности сине-зеленого эмалевого фона представлен рельефный образ святителя Николы Чудотворца.

Следуя древнерусским традициям, форма гуслицких и загарских трехстворчатых складней, повторяющая в миниатюре Царские врата храмового иконостаса, найдет самое широкое распространение в композициях с образами Богородицы и избранных святых, широко почитаемых в народной среде. Большие «створцы» «Архангел Михаил с избранными праздниками» и «Богоматерь Страстная с избранными святыми», имеющие общую форму килевидного завершения средника и створок и украшенные геометрическим орнаментом, являются традиционными произведениями работы гуслицких мастеров-литейщиков XIX в.

Именно при взгляде на эти простые предметы, выполненные в небольших сельских медных заведениях, начинаешь понимать и чувствовать, какой совершенно особой была роль меднолитой пластики в повседневной жизни русского человека, с ее радостями и невзгодами. Образу святого Антипы Пергамского, представленному как на небольших легких образках, так и складнях, молились об избавлении от зубной боли.

Изображение

Широкое почитание святой Параскевы Пятницы, покровительницы семьи и торговли, нашло воплощение на небольшом путном, дорожном трехстворчатом складне и на нарядном позолоченном образе, увенчанном навершием с шестью херувимами.

Изображение Изображение

Святые мученики Кирик и Улита, почитавшиеся как покровители семьи и детей, изображались и на небольших складнях с избранными святыми, и в составе четырехчастных композиций, повторявших поморские миниатюрные образки.

Изображение

Другая композиция, увенчанная сложным фигурным навершием, включает в свой состав «одновершковые» иконки «Святой Никита, побивающий беса», «Мученики Кирик и Улита», «Богоматерь Казанская» и «Святитель Никола Чудотворец».
Такие простые и скромные образы могли выполняться в многочисленных мастерских загарских сел Подмосковья. Так, в деревнях Богородского уезда Московской губернии, которые «кормились» медным промыслом, известно до 150 заведений. Но лишь отдельные из этих мастерских занимались литьем крестов, образков и складней.В этих сельских заведениях с традиционным производством, включавшим кузницу и «печатню» – помещение, где хранилась «земля» и печатались формы, – отливали простые и дешевые изделия, крайне редко украшенные эмалями.

Мастера этих небольших кустарных заведений старались расширить свой ассортимент и улучшить качество выпускаемой продукции. Так, в 1882 г. на известной Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Москве, был удостоен награды крестьянин села Новое Богородского уезда Московской губернии Иван Тарасов «за медные образа очень чистой работы и довольно дешевых цен». Позднее, в 1902 г. другой мастер Федор Фролов из этого же села, владевший небольшим кустарным заведением, представлял свои медные кресты на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге.

Близость репертуара загарской и гуслицкой меднолитой пластики и повсеместное ее бытование не позволяют более определенно выделить изделия каждой из этих многочисленных сельских мастерских. Так, в начале XX в. известный исследователь поморской книжности и литья В.Г. Дружинин относил всю пластику, производимую в Московской губернии, к категории «гуслицкой или загарской» и отмечал такой признак, как «легковесность».

Такими действительно легкими были изделия гуслицких мастеров. Среди этих произведений выделялось литье, выполненное в селе Анцифорово, которое продавалось в Москве на вес пудами и значительно дороже, чем загарское. Но главным отличительным признаком гуслицкой пластики, полагаем, следует признать повышенную декоративность меднолитых крестов, икон и складней. Поверхность каждого гуслицкого образа заполнена орнаментом в виде завивающихся побегов, стилизованных завитков или простых геометрических элементов в виде треугольников, точек или полос.

Изображение Изображение

Растительные побеги с мелкими листьями и цветами украшают образ святых мучеников Антипы, Флора и Лавра. Другой растительный мотив в виде высоких побегов с крупными бутонами-цветами, подобный орнаменту гуслицких рукописных книг, использован мастерами для украшения иконы «Святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст». Ажурное навершие с композицией «Царь Царем», увенчанное изображениями херувимов и серафимов на высоких штифтах, станет одним из отличительных элементов гуслицких меднолитых произведений.

Образ Богородицы, «теплой заступницы», в гуслицкой пластике получит свое неповторимое художественное решение. Средник складня «Богоматерь Казанская» с навершием «Спас Нерукотворный», «Троица Ветхозаветная» и два херувима выделяется нарядным сочетанием темно-синей и белой эмали. Вьющийся побег с цветами, украшающий нимб Богородицы и повторяющийся на фоне как воплощение в металле слов песнопения «яко Цвет Неувядающий прославляем Тя Богомати», станет неотъемлемой частью узорочья гуслицких икон.

Молитвенное песнопение «зазвучит» на рамке меднолитой иконы «Покров Богородицы», украшенной стекловидной эмалью белого, синего и зеленого цветов с редкими пятнами желтого. Полагаем, что особое почитание этого образа связано с собором Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище в Москве, с XVIII в. ставшего центром старообрядцев-поповцев.
Образ святителя Николы Чудотворца, милостивого и скорого в помощи заступника «всех в бедах сущих», в меднолитой пластике гуслицких мастеров найдет самое яркое художественное воплощение. Ажурное навершие, богатство орнаментальных мотивов в виде побега на фоне и нимбе святителя, полосы из завитков в сочетании с иссиня-черной и белой эмалью создают образ повышенной декоративности. Другой большой образ, вся поверхность которого заткана орнаментом и декорирована нарядным сочетанием белой, ярко-голубой и желтой эмали, станет завершением творческого поиска гуслицких мастеров.

В литейных заведениях села Никологорский погост на владимирской земле мастера производили меднолитую пластику, обладающую совсем другими особенностями. Мастера учитывали повышенный интерес старообрядцев к древнерусским «дониконовским» произведениям и научились подражать и даже особым способом подделывать иконы и кресты под старые образцы.

Продукция этих мастерских оптом закупалась торговцами-офенями, которые затем не только продавали иконы и кресты по окрестным селам, но и поставляли товар на ярмарку в Нижний Новгород и другие города. Для медных икон, так называемого «погостского» литья, полагаем, характерна особая пластическая разработка образа, повторявшая древнерусские композиции, формы и орнаменты. Складень «Святитель Никола Чудотворец (Можайский)», близкий к произведениям древнерусской деревянной резьбы, и ажурная икона «Святые Борис и Глеб», выполненная в технике просечного литья, представляют собой выразительные образцы продукции этих сельских заведений.

Изображение

Среди старообрядцев особой популярностью пользовались «древние» меднолитые иконы, выделяющиеся высокорельефным изображением Спаса Вседержителя, с двуперстным благословляющим жестом правой руки и закрытым Евангелием в левой.

Изображение Изображение

Композицию иконы завершают поля с рельефным текстом песнопения, посвященного празднику Преображения Господня: «Преобразился на горе, Христе Боже, показал ученикам славу Свою…». Для подтверждения «древности» созданного образа мастера на обороте таких икон отливали рельефную дату «ЗРВ ЛЕТА» (7102 = 1594 г.), связанную, очевидно, с определенным историческим событием конца XVI в. Такая же дата отлита на обороте креста – распятия, повторяющего иконографию одного из почитаемых древнерусских образцов.

Другими особенностями выделяются кресты, иконы и складни работы московских старообрядческих мастерских, составляющие огромный пласт меднолитой пластики. Художественное литье мастеров-старообрядцев Москвы стало новым этапом в развитии этого вида прикладного искусства. Быстрому становлению литейного дела способствовало образование крупнейших старообрядческих центров на территории города. В 1771 г., во время эпидемии чумы, в разных частях Москвы были основаны Рогожское (поповское) и Преображенское (беспоповское федосеевское) кладбища.

Меднолитая продукция для общины Рогожского кладбища поставлялась из подмосковных гуслицких сел. По-другому сложилась ситуация с производством медных крестов и икон для общины Преображенского кладбища в Лефортовской части г. Москвы. За короткий срок на средства богатых купцов-попечителей были созданы мастерские по переписке книг и производству живописных и меднолитых икон. Известно, что основатель общины Илия Ковылин ездил на Выг и привез оттуда текст устава, по образу Выговской обители велось строительство архитектурного ансамбля Преображенского кладбища.

Полагаем, что Илия Ковылин ознакомился и с литейными мастерскими, приносившими Выговской обители значительный доход. Уже в конце XVIII в., в непосредственной близости от Преображенского кладбища, на территории частных домовладений были созданы литейные заведения, которые стали изготовлять кресты и складни «на подобие поморских». Эти мастерские прежде всего работали для своих общин в Москве и других городах, прихожане которых «молились образам только медным, и то работы своих единоверцев».

После долгих споров с поморцами о правильной форме и надписях в композиции крестов московского производства нашла свое воплощение продуманная и обоснованная программа, разработанная выговскими наставниками. Следуя поморской иконографии, на верхнем конце креста изображался образ «Спаса Нерукотворного», над «Распятием Христовым» отливалась надпись: «Царь Славы IС ХС (Исус Христос) Сынъ Божiи». Лицевая поверхность этого креста – распятия, выполненного во второй половине XIX в., украшена разноцветными эмалями, подчеркивающими главные элементы созданной композиции.
Подобная надпись: «Царь Славы IС ХС (Исус Христос) Сынъ Божiи» была первоначально выполнена и на кресте, ставшем центром композиции большой живописной иконы в серебряном окладе работы московских мастеров начала XIX в. Но очевидно, по просьбе владельца на верхнем конце меднолитого креста монограмма «IС ХС» была стерта и выгравирована надпись:«IНЦИ».

Московские мастера постоянно работали над расширением ассортимента и декоративного оформления меднолитых произведений, в том числе и небольших крестов, пользовавшихся большим спросом. Так, в составе имущества старообрядцев, проживавших на Преображенском кладбище, часто упоминаются кресты – распятия «меньшего размера с Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом». Для устойчивости такие кресты стали отливаться с небольшим основанием трапециевидной формы. Подобный расширенный нижний конец выполнен и на кресте – распятии с трехчастными криновидными окончаниями ветвей,поверхность которогодекорированаразноцветными эмалями.

Большое распространение среди московских старообрядцев получили киотные кресты с предстоящими Богоматерью и святой Марфой, апостолом Иоанном Богословом и мучеником Лонгином сотником.

Изображение

Особенностью другой отливки стали дата «1879 Г.» и монограмма «М.Р.С.Х.»,принадлежащая Родиону Семеновичу Хрусталеву, одному из известных мастеров-чеканщиков.

В традициях поморского литейного искусства исполнен трехстворчатый складень «Деисус с избранными святыми», украшенный плотным золочением. На обороте этого складня повторена композиция с изображением восьмиконечного Голгофского креста в картуше фигурной формы.

В архивных документах второй половины XIX в. часто упоминаются трехстворчатые складни с изображением композиции «Деисус», получившей новое декоративное решение в московских медных заведениях. Высокое качество литья, передающего даже мельчайшие детали на ликах и фигурах Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, отличают эти образцы конца XIX в. Поверхность створок «заткана» сплошным растительным орнаментом, покрытым стекловидными эмалями. На обороте в декорированной рамке на фоне развернутой панорамы града Иерусалима изображен Голгофский крест, рельефно выступающий на небесно-голубом эмалевом фоне.

Полагают, что московскими мастерами была воплощена идея большого трехчастного «Деисуса», представляющего собой составную композицию с высокорельефным образом «Спаса на престоле» и ажурными изображениями архангелов Михаила и Гавриила.

Среди московских произведений широкую популярность получил «двухвершковый» образ «Спаса Смоленского». В иконографии этой композиции сколенопреклоненными преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынскимнашел отражение местнопочитаемый живописный образ, бывший на башне Московского Кремля и связанный со взятием Смоленска в 1514 г.
Появление в меднолитой пластике небольшого двустворчатого складня «Деисус. Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец», возможно, также связано с творчеством московских мастеров. Идея небесного покровительства Преображенской общине, воплощенная в «Деисусе», получила завершение в образах ангела-хранителя и святителя Николы Чудотворца. Появление этого московского варианта двустворчатого складня могло быть связано с главной моленной на мужской половине архитектурного ансамбля Преображенского кладбища – Успенской часовней и ее приделом во имя святителя Николы Чудотворца.

Оформление оборотной стороны этого небольшого складня повторяет композицию знаменитой поморской панагии. Подобный двустворчатый складень с изображением «Троицы Ветхозаветной» и «Богоматери Знамение», украшенный стекловидной эмалью белого цвета, является ярким образцом работы московских эмальеров.

Неоднократно обращались мастера к созданию различных вариантов композиции «Троица Ветхозаветная», среди которых выделяется большеформатный образ, отличающийся хорошо продуманной и уравновешенной композицией. «Двухвершковый» образ «Троица Ветхозаветная», получивший широкое распространение в старообрядческой среде, выделяется монограммой мастера Р.С. Хрусталева.

Этому московскому мастеру-чеканщику принадлежит большой и разнообразный круг памятников меднолитой пластики, в котором особое место занимает четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», выполненный по модели Р.С. Хрусталева. Увеличенные размеры складня, рамки с рельефными надписями над клеймами, разноцветные эмали традиционной московской гаммы отличают этот переработанный вариант поморского складня.

Изображение

Инициалами Р.С. Хрусталева и его ученика (?), мастера-монограммиста С.И.Б. отмечены многочисленные небольшие «одновершковые» образки, повторяющие клейма большого четырехстворчатого складня с изображением двунадесятых праздников.

Подобные отливки могли быть исполнены в одном из медных заведений, существовавших в Лефортовской части г. Москвы на улице Девятая рота. История мастерской, принадлежавшей московским мещанкам Ирине и Аксинье Тимофеевым, восстанавливается по документам с первой половины XIX в. Известно, что продукция этого медного заведения распродавалась не только в Москве, но и в Петербурге, и других городах России. Именно с этой мастерской можно с уверенностью связать появление модели «двухвершкового» образа «Богоматерь Казанская». Сочетание разноцветных эмалей в среднике иконы и на широких полях, украшенных стилизованным орнаментом в виде виноградной лозы, создает яркий нарядный образ. Иконы «Богоматерь Казанская», созданные по модели мастера Игната Тимофеева, нашли повторение в многочисленных отливках второй половины XIX – начала XX в.

Во второй половине XIX в. история этого медного заведения связана с новой владелицей Екатериной Петровой. К произведениям мастерской, созданным в этот период ее существования, можно отнести отливку такого крупноформатного образа, как «Богоматерь Одигитрия Смоленская».

К шедеврам московского меднолитейного и эмальерного искусства принадлежит образ «Успение Богородицы». Многофигурная композиция средника окружена широкими полями, украшенными сложным переплетающимся орнаментом. При взгляде на этот меднолитой образ, декорированный многоцветными эмалями и золочением, создается полное впечатление иконы в драгоценном окладе. Эффектное использование контрастных цветов темно-синей и белой эмали усиливает декоративное звучание этого произведения. Возможно, что первоначальный образ был создан для соборной Успенской моленной Преображенского кладбища г. Москвы. В 1870 – 1880-х гг. модель этой крупноформатной композиции неоднократно «подправлялась» или «отчеканивалась» Родионом Хрусталевым.

Изображение

К одному из ярких произведений известного мастера принадлежит икона «Святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст». Композиция иконы с торжественной постановкой фигур святых и рельефным образом «Спаса Нерукотворного», стилизованный растительный орнамент в виде высоких побегов с крупными бутонами, декор в виде полос эмали голубого, зеленого, сине-черного, желтого и белого цветов – все это создает образ повышенной декоративности. Основой для этого яркого творения послужила скромная композиция работы гуслицкого мастера. Позднее Р.С. Хрусталев неоднократно работал над воссозданием образа трех вселенских учителей и святителей, использовав модель первой половины XIX в. Монограммой Р.С. Хрусталева отмечен и образ «Огненное вознесение пророка Илии», получивший особое почитание среди старообрядцев.

О высоком качестве работы московских мастеров-чеканщиков сохранились воспоминания, принадлежавшие красносельскому литейщику Анфиму Серову: «…Матка (модель) … изготовляется мастером-гравером. Работа очень сложная, требующая хорошего мастера-практика… Дело в том, что модель вдавливается в землю, затем при ее извлечении из земли она должна выходить свободно, не забирая с собой землю… Чтобы изготовить такую полноценную модель, мастера были только в Москве…». Такими мастерами были Игнат Тимофеев, Родион Хрусталев, С.И.Б. и другие чеканщики, часто известные нам лишь по инициалам на многочисленных меднолитых крестах, иконах и складнях московского происхождения.

Памятный характер для московских старообрядцев имела небольшая меднолитая икона с изображением апостола Иоанна Богослова и его ученика Прохора в молении образу «Спаса Нерукотворного» на фоне архитектурного ансамбля Преображенского кладбища. Подобное памятное значение имел медный образ «Пророка Даниила», святого, соименного Даниилу Викулину, одному из основателей Выговской поморской обители. В отличие от поморских образцов XVIII в. с глухим гладким фоном московские отливки с образом святого выполнены в технике просечного литья.

Московские мастера-литейщики постоянно работали над созданием новых иконографических вариантов больших и малых композиций с образами святых. Широким почитанием среди старообрядцев пользовался образ мученика Трифона, изображенного с птицей в руке. Расширенный вариант повествования о спасенной царевне нашел свое отражение на многочисленных отливках с изображением сцены «Чудо Георгия о змие». Святые Иоанн-воин, Харалампий и Вонифатий, изображенные в среднике небольшой меднолитой иконы, почитались как помощники в разных житейских ситуациях. Образ священномученика Антипы, епископа Пергамского, в московской пластике нашел воплощение на «двухвершковой» иконе, декорированной золочением и эмалью синего цвета.

Большим разнообразием орнаментальных мотивов отличаются московские меднолитые иконы. Средники «двухвершковых» икон окружены не только стилизованным растительным орнаментом в виде виноградной лозы или вьющегося побега, как на иконе «Седмица, но и геометрическим в виде кругов или ромбов, заполненных чередующимися цветами эмали, подобно меднолитым образам «Благовещение», «Святитель Никола Чудотворец» и «Мученики Кирик и Улита с избранными святыми».
Нарядным сочетанием синей эмали с плотным золочением выделяется меднолитая икона «Покров Богородицы», увенчанная килевидным завершением с изображением «Троицы Новозаветной». Особое почитание этого образа связано с тем, что одна из моленных на женской половине архитектурного ансамбля Преображенского кладбища была освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

В начале 1880-х гг. все лучшие традиции литейного и эмальерного искусства найдут продолжение в медной пластике московской старообрядческой мастерской, принадлежавшей Марии Соколовой. Мастера-чеканщики и эмальеры этого медного и серебряного заведения выполняли на заказ золотые кресты и серебряные оклады на иконы, отмеченные клеймом с инициалами владелицы «МС». Это же клеймо выполнено на рамке меднолитой иконы «Преображение Господне», напоминающей миниатюрное произведение из драгоценного металла. В начале XX в. эта композиция утрачивает свою легкость и становится более тяжелой и простой.

Особая насыщенность и изысканность цветовых сочетаний с белым эмалевым фоном отличают меднолитые произведения, созданные в известной мастерской Марии Соколовой и ее наследников. Высоким уровнем литья, продуманным декоративным решением выделяется образ «Спас Благое молчание», окруженный широкими полями с 18 медальонами.

Изображение

Известно, что в начале XX в. подобные меднолитые иконы и кресты продавались в московских старообрядческих лавках как образцы «лучшей поморской работы». В дальнейшем по созданным московским моделям стали работать мастера в многочисленных провинциальных литейных заведениях и кузницах в Поволжье и Прибалтике, на Вятке и Урале. Медные образа, созданные русскими мастерами-литейщиками, чеканщиками и эмальерами, разошлись не только по России, но и далеко за ее пределами – в Болгарии, Венгрии, Голландии, Германии, Польше, США, Финляндии, Франции.
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#2 Непрочитанное сообщение кэт (радистка) » 18 фев 2014, 19:38

Мы сегодня всем отделом читали эту статью! Автору СПАСИБО!!!!!!! *THUMBS UP* *THUMBS UP* *THUMBS UP*
Аватар пользователя
кэт (радистка)
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1397
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 22:08
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#3 Непрочитанное сообщение Tatiana » 18 фев 2014, 20:13

кэт (радистка) писал(а):Мы сегодня всем отделом читали эту статью! Автору СПАСИБО!!!!!!! *THUMBS UP* *THUMBS UP* *THUMBS UP*


:-[ :-[ :-[
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#4 Непрочитанное сообщение Tatiana » 22 фев 2014, 18:52

Поморские указы о медном мастерстве и искусстве финифти (XVIII век)

Из статьи В.М.Тетерятникова "Указы о медном и финифтяном мастерстве" (из сборника статей "Русское медное литье" выпуск 2, составитель Гнутова С.В.)

Указ о медном мастерстве

Изображение

Первое подобает начати землю как угодно плавить в сосуде в каком пристойно развесть с водою чтоб было жидко все смешано с водою. И разбив мелко, и так поставить, и когда оная земля будет устаиваться крупная на дно пасть, а мелкая наверх остается. И которая с водою ходит, и та взять положить в другую посуду. И положить в подобное место, где б скорее сохло, токмы чтоб не круто. А вода будет устаиваться та надать сливать. А когда станет быть суха ток мо не надать дать досуха высушить, чтоб можно круглыми катками скатать, да скатав высушить сухо крепко. Да пожечь те катки чтоб оне докрасна нагорели, все давно. И вон вынуть да простудить, и просеять частым ситом в корыто нарочное, да свежим добрым квасом развесть, чтоб не жидко в меру, да дни два пропустить, чтоб она, укрепилась да пронарови двои сутки. Ежели похочешь печатать то надать выместить мягко и ежели суха будет то квасом полей чтоб мерно, и вымеси мягко и ежели хочешь знать когда годна будет к печатанию то возьми оную землю зажми в руку плотно ежели будет знать с ладони видать письмо, тогда годна, и печатай, в опоки створы или распятия, и другие всякия вещи.
То возьми верхнюю половину опоки да положи на доску да землю набей туго. Да ножем срежь гладко да тут покладай что намерено печатать. Ежели створы или распятия и кресты то правыми сторонами вниз а левыми вверх. Да другую опоку положи да пыхвой напыхай на всякия штуки, токмо чтоб немного да ситом насей. Чтоб их не видеть да прочее руками доклади. Да набей крепко и ножом срежь и ту набитую половину опоки не разнимая переверни и ту набитую срезанную опоку переверни тою стороною положи на доску. А другую половину возьми сверху с той опоки вынь вон да разбей да на место, положи да тою пыхвой напыхай да ситом насей да прочее руками доклади да набей туго токмо обстоятельно чтоб не чрез меру чтоб выломок в том печатании не было выломок. Да также ножем срежь гладко да разойми да на которой стороне что печатанного останется то ножом обстоятельно тихостно выколоти да вытряхни с опоки тихостно. Да возьми и прорежь во все места и проходы, да в паханую горячую печь положи чтоб высохло сухо да потом же на горне, на горячее уголье чтоб сбелело. Да потом вынув с горна выстудить да берестом выкоптить чтоб счернело да сложить в место да меди положить весок против того что печатано да сверх того положить на путик.
А медь положить в горшок, а горшок положить в горн докласть угольем. Да пускай с воли горит, как уголье нагорает, так и горшок с медью. Да когда будет горячо тогда надать дуть. И когда медь будет таять и будет кипеть тогда не моги лить хотя она и жестоко ходит и чадом зеленым ошивает, все мешкай. А когда будет на ней попонку натягать и дым зеленый ходить станет меньше, тогда лей и вылив разойми да землю выколоти пилою или ножнями отрежь что выльется.
Ежели нефинифтянное то возьми да щетью свиною вычисти чтоб земли не было да разожги горн да положи печку которая имеется быть нарочная и положи ту печку в горн на уголье да угольем обклади хорошим чтоб в них огня не было. А когда печка та нагорит с угольем докрасна и тогда мешочком разодми чтоб была красна и огня бы не было с дымом чтоб жар был и тогда отвори в печке устие и тогда створы или распятия и кресты положи да углем устие затвори и под верхом оставь выход чтоб чад оттуда вышел который от меди пойдет. И которое положенное в печку нагорит до красна, тогда и все затвори, да посматривай чтоб не сгорело и когда буде с печкою не знать тогда устие отвори да дай сдохнуть, да еще затвори да когда на положенной меди будет как мошечка садиться тогда немного погоди и вон вынь. Да пускай простынет, да положи в ягоды а ягоды чтоб были вытолчены сочны да положи соли в меру да повари на огне да в тех толченых вареных ягодах лежит часов с десять. Да ежели посмотря что грязь отошла возьми да меленьким песком да свиною щеткой с водою вытри да водою чистою переполощи. Да еще возьми ягод посмотря сколько меди да ягоды вытолки да положи на огонь на уголье да пускай закипит. Да в кипяток покладай, да ключ хороший дай. Да вон вынь да тому же подобно песочком со щеткой вычисть, да после того с квасом медной щеткой вычисть. Да белым платом вытри да в жару высуши. А после песочного чищения до медного чищения которое недообтерано пилою, тогда оботри все наготово.
Да тогда щетью медной вычисть на готово да по простым местам или по древам выходи гладилом. А которое будешь лить створы или кресты наголо с зеленой меди лей отнюдь не клади. А ежели сколько кладешь красной или зеленой и запруды, то того в огонь не клади мажь водкой крепкой. А в финифтянное отнюдь не клади кроме зеленой меди понеже того финифтянного невозможно что в огни не быть. А когда будешь водкою крепкой мазать какую любо вещь тогда вычисти щеткой чтоб земли не было да согрей чтоб была горяча токмо в меру. А водки положи в хрустальную посуду да кисточкой сделай портяные маленькие на обстоятельных рукояточках. Да тогда мажь по всему тому да вымазав в воде щеткой смой да положи в ягоды да час полежит да возьми песком вычисти да щетью медной наготово тогда, будет бело.

Указ как финифтом наводить

Когда похочешь наводить тогда возьми финифть да разотри мелко на камени, а камень чтоб был аки кремень да в нем же сделай гнездышко кругленькое да чем тереть был бы камень таки яйцо как можешь приискать чтоб лучше в руках держать. Да возьми финифть молотом растолоти да слей воды немного да три мелко чтоб аки пыль была а все три с водою. А когда будет готово тогда полощи водою выложи вон в хрусталь или в раковину да тут вымой хорошенько чтоб не было мути а тогда и наводи створы или распятия да и то вычисти песком с водою чтоб не было грязи. Да и высуши. Да тут и наводи спичкою а покладай не густо не жидко и сколько цветов имеется то всеми расцвечивай. А когда которую штуку наведешь положи чтоб никто не трогал понеже когда засохнет финифть, тогда живет слабо а когда наводишь тогда разожги горн и печку положи на уголье да всю обклади угольем добрым чтоб не было огня и дыма. А на устье положи уголь великий чтоб устье закрыло. И тогда дай волю пускай сама собою нагорит и когда красна будет аки уголь. И тогда устье у печки отвори да мешочком выдми, чтоб было чисто и тогда железною лопаточкою посади что положено. А таково опасно чтоб не стряхнулось.
Да посадивши закрой углем устье. А под верхом оставь поло, чтоб чад вышел зеленой, когда положенное станет нагорат тогда, чад будет идтить. А когда станет буро быть положенное что и красить станет, тогда плотно запри. Да посматривай да на финифте будет лоск знать, а положенное станет красно, тогда устье открой да дай сдохнуть, чтоб не сгорело. И тогда закрой крепко, чтоб только проходец оставь посматривать да немного понарови. Да открой и простуди немного да вон вытяни и покладай на камень, как финифтянное так и не финифтянное. Да тому же подобно как нефинифтянное так и финифтянное осмотри выше сего указу отбельного. А которое финифтянное створы или кресты чтоб наготово притерто было чтоб после ничем не колотить дабы финифть не вредился. А после отбелу наготово пилою оботри чтоб было чисто и гладко да можно щеткой медною вычеши.
А ежели что похочешь паять как вещи чернильницы или цепочки, серебром, тогда возьми старинного серебра да разбей молотом чтоб тонко было аки лист. Да которое паять на то место помачивай слюною да кисточкой припой покладай. А поверху посыпай варахою в тонкую. Да тогда в уголье в ровное покладай да мешочком дми а сам покладай уголье около да посматривай чтоб назрело. А когда припой сходится тогда щеткой свиною поманивай в воду да побрызгай да тогда вон тяни. Да высмотри ежели которое место не спаялось и то снова вычисти да еще тем же припоем приклади. А ежели хочешь знать как вараха составить тогда возьми буры золотник или два да положи в чашечку медную с тою бурою да положи на уголье и она вырастет велико и будет бела аки пена. И тогда вон вынь да мыла возьми фунт или полфунта да положи в горшочек небольшой. Да когда печь натопится тогда пускай чтоб жар большой вышел да на уголье поставь да пускай огнем выгорит да одни огарины останутся и тогда вынь да простуди ежели мыла полфунта положи буры золотник рощеной на уголье да вместе смешай да вымели мелко аки муку ситную, да тою по серебру посыпай.
А ежели медь оловом паять то нашостырь разотри да по меди посыпай да наверх олово и тогда будет паяться.
Посему же и прочая разумевай елико приложишь желание к благому учению, тогда и наипаче искусен будеши ко великому делу. А ежели в финифть похочешь положить бисеру в синей положи половину весом да в местах и растирай. А в другие цветы положи понемногу, да так же растирай вместе с бисером.
Да ежели похочешь красную медь сделать зеленой то положи фунт красной меди и полфунта шлиотру, а прочее развешивай по надобью да перво медь разогрей, а тогда шлиотр положи в талую медь, и повари немного прутки да огнем высуши, да когда сготовишь опоки лить и выколотишь, да тогда в опоку покладай долгую в долгия места а короткия в коротким места. А покладай на правую сторону опоки в которой лика печатаны, а левую наверх. Да сложи вместе, опоки да возьми да тою левою стороною положи на доску. А правую наверх да доскою сверху, да в тиски чтоб туго было токмы в меру. И с обеих сторон опоки замажь землею от хвоста и до горла опайного да возьми уши нагрей, да тогда лей.
Потом же и сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам и будеши разумевати явственно и будешь искусен во всем.

Пояснения к указам

Оборудование и инструмент, упомянутые или подразумеваемые для операций, перечисленных в указах.
Слова, приведенные в кавычках — подлинные термины из указов, рассматриваются по мере их появления в тексте.
1. «СОСУД» — емкость для смешивания воды с обыкновенной землей, чтобы отделить крупные части от мелких частиц.
2. Палка для размешивания смеси воды и земли.
3. «ДРУГАЯ ПОСУДА» — емкость для сбора тех частичек, что «с водою ходят*. В этой же емкости вода и испаряется.
4. Костер, в котором должны выгорать катки земли с мелкими частицами.
5. «ЧИСТОЕ СИТО» — для просеивания комков земли.
6. «КОРЫТО НАРОЧНОЕ» — емкость для процеженной и просеянной земли, в которую добавляется квас.
7. «ОПОКА» — опока, то есть рамка в которой набивается форма.
8. «ДОСКА» — плоскость на которую кладется опока.
9. Инструмент для набивки земли в опоки.
10. «НОЖ» — для срезания лишней земли с опоки.
11. «ПЫХВОЙ НАПЫХАЙ» — возможно, что «пыхва» есть локальное название гриба-дождевика, иначе — «дедушкин табак». Мелкие споры этого созревшего гриба могут использоваться как разделительный слой при оттиске модели в формовочную землю. Фразу «пыхвой напыхай» нельзя понимать буквально, ибо не сам гриб трясется над формовочной землей, но только споры, просеянные через сито.
12. «СИТОМ НАСЕЙ» — нанесение разделительного слоя между двумя опоками, чтобы разделить две половинки формы и извлечь модель.
13. «ПАХАННАЯ ГОРЯЧАЯ ПЕЧЬ» — для просушки опок с готовыми земляными формами.
14. «ГОРН» — горн.
15. Инструмент для изготовления «ПРОХОДОВ» в формовочной массе для доступа металла к различным частям формы. Вероятно, термин «путик» является обозначением или этих проходов, или колонок застывшего в них металла, то есть литников.
16. «БЕРЕСТОМ ВЫКОПТИТЬ» — готовый отпечаток выкоптить, чтобы сажа была разделительным слоем для горячего металла.
17. «ГОРШОК» — для меди, предназначенной для расплавки (тигель).
18. Меха для раздувания жара в горне.
19. «ПИЛА» — ножовка для отрезания металла, но также и напильник.
20. «НОЖНИ» — крупные ножницы для резки металла.
21. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — щетка из свиной щетины.
22. «ПЕЧКА НАРОЧНАЯ» — маленькая печь, муфель для отжига в горне готовых отливок. Отверстие в муфеле — «устье» — закрывается куском угля.
23. «МЕШОЧЕК» — малые меха, чтобы сдувать пыль.
24. Сосуд, чтобы толочь ягоды.
25. Емкость для хранения соли.
26. Сосуд для варки толченых ягод с солью.
27. Клещи или другое приспособление для переноса раскаленного тигля с металлом.
28. «ЩЕТЬ МЕДНАЯ» — для очистки готовых отливок. Используется и с квасом.
29. Сосуд для храпения кваса.
30. Маленькая емкость для кваса, в котором смачивается медная щетка.
31. «ПИЛА» — различные напильники для опиливания готовых отливок начисто.
32. «ГЛАДИЛО» — инструмент из твердой стали для выглаживания и пол¬ировки частей отливки.
33. «БЕЛЫЙ ПЛАТ» — белая чистая ткань для обтирания окончательно готовой продукции.
34. Приспособление — оборудование для очистки отливок песком.
35. Тиглей, отличающихся размером, должно быть несколько, но также и для различных сплавов металлов.
36. «ХРУСТАЛЬНАЯ ПОСУДА» — для хранения «КРЕПКОЙ ВОДКИ».
37. Стеклянная емкость для крепкой водки, в которую опускают для травления готовые отливки.
38. Стол для обработки готовых отливок.
39. Металлические щипцы для хватания мелких отливок и нагревания их в огне.
40. Деревянные щипцы или медные, но не железные, для погружения нагретых отливок в крепкую водку и извлечения из нее.
41. «КИСТОЧКИ ПОРТЯНЫЕ МАЛЫЕ НА ОБСТОЯТЕЛЬНЫХ РУКОЯТОЧКАХ» — кисточки для смазывания крепкой водкой готовых нагретых отливок.
42. Емкость для промывки в воде после травления в крепкой водке.
43. Сосуд с толчеными ягодами, в котором помещаются протравленные и промытые отливки на час.
44. «КАМЕНЬ АКИ КРЕМЕНЬ С ГНЕЗДЫШКОМ КРУГЛЕНЬКИМ» — для растирки финифти в порошок (ступка).
45. «КАМЕНЬ АКИ ЯЙЦО» — пестик для растирки финифти.
46. «МОЛОТ» — для разбивки крупных кусков финифти.
47. Маленькая емкость для воды, которую добавляют в ступку при растирании финифти.
48. «ХРУСТАЛЬ ИЛИ РАКОВИНА» — для помещения растертой в пыль финифти.
49. Сосуд для промывки финифти.
50. «СПИЧКА» — маленькие палочки для раскладки разных цветов эмали по изделию.
51. Столик для раскладки изделий под эмаль.
52. «ПЕЧКА» — маленькая печка-муфель для помещения ее в горн, а внутри нее лежат изделия с наложенной финифтью.
53. «ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОПАТОЧКА» — для посадки в раскаленный муфель изделий, предназначенных к эмалированию.
54. «КАМЕНЬ» — плоский камень для раскладки на нем горячих изделий с эмалью.
55. Медные паяльники разных размеров для пайки оловом.
56. Различного вида и размера щипцы, струбцины и прочие предметы для паяния.
57. Различные емкости для припоя, флюса и пр.
58. Специальные острые инструменты для зачистки швов под паяние.
59. «МОЛОТ» — Специальной формы молоточки для разбивки кусков серебра в тонкие листы.
60. Наковальня специально для расплющивания серебра.
61. «КИСТОЧКИ» для укладки серебряного припоя в швы изделия.
62. Лопаточки для присыпки «варахи» — флюса на изделия.
63. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — чтобы брызгать водою на остывающие изделия с эмалью.
64. «ЧАШЕЧКА МЕДНАЯ» — для приготовления «варахи» — рощеной буры.
65. Емкость для храпения мыла.
66. «ГОРШОЧЕК НЕБОЛЬШОЙ» в котором жгут куски мыла па угольях до выгорания.
67. Ступка чтобы толочь буру с огарками мыла.
68. Ступка толочь «НАШОСТЫРЬ».
69. Лопаточка для оловянных опилок, чтобы сыпать на паяльные швы.
70. Специальный инструмент для приготовления чистых оловянных опилок.
71. Весы взвешивать и маленький и большой вес.
72. Ножницы резать железные прутки для петель.
73. Молотки и наковальня для выправления прутков.
74. «ЩИПОЧКИ» — чтобы хватать прутки и вставлять их в петли.
75. «ДОСКА» — для разведения земли с квасом, на которой обмазывают прутки для петель.
76. «ТИСКИ» — для сжатия опок перед отливкой.
Вышеперечисленный инструмент и оборудование прямо вытекают из положений указов, однако не могут исчерпывать весь необходимый инвентарь литейной — финифтяной мастерской. Реальное оборудование было значительно большим. В частности, отметим, что указы не упоминают о многих работах, непременно необходимых литейщику и эмальеру в качестве подготовительных или отделочных процессов. Например, нет упоминания о подготовке модели для печатания, или нет золочения и серебрения изделий после всех операций. Естественно, автор указов не перечисляет все обору¬дование, ибо его цель — рассказать только о специфике меднолитейного и финифтяного производства, но не более того.

Материалы, необходимые литейщику-эмальеру

1. «ЗЕМЛЯ» — обыкновенная земля, из которой приготовляют уже так называемую формовочную землю.
2. «КВАС СВЕЖИЙ ДОБРЫЙ» — квас, служащий клейким связующим в приготовлении формовочной земли. Тот же квас служит смягчителем при очистке и полировке изделий медной щеткой.
3. «УГОЛЬЕ» — древесный уголь, специально изготавливаемый полусгоранием. Вероятно, уголь покупался уже готовым у производителей, которые на Руси были повсеместно.
4. «БЕРЕСТА» — употребляется для копчения сажей земельных оттисков. Слой тонкой сажи необходим как разделительная пленка при заливке меди в формы.
5. «ПЫХВА» — по-видимому, локальное название гриба-дождевика, чьи споры служат тонким слоем, отделяющим опоки по разделу. В других производствах употребляют для этих же целей древесную муку, которая выгорает от горячего металла.
6. «ЯГОДЫ» — возможно, клюква для одних местностей, но и другая ягода — в других. Совместно с солью, ягодный мякиш работает по очистке металла и для нейтрализации кислоты — «крепкой водки».
7. «КРЕПКАЯ ВОДКА» — означает в том числе и «царскую водку», то есть смесь соляной и серной кислот. Но может употребляться и в качестве общего обозначения кислоты.
8. «СОЛЬ» — обыкновенная для химической обработки отливок.
9. «МЕЛЕНЬКИЙ ПЕСОК» — употребляется для очистки отливок.
10. «КРАСНАЯ МЕДЬ» — чистая медь.
11. «ЗЕЛЕНАЯ МЕДЬ» — латунь. Это доказывается тем, что в указе дается рецепт изготовления латуни, как смеси меди с цинком.
12. «ШЛИОТР» — цинк. До конца XIX века в России цинк нередко называли «шпиатр».
13. «ЗАПРУДА» — употребление этого слова в тексте указа позволяет предполагать, что речь идет об особенном металлическом сплаве, ибо перечисляется: «красной или зеленой и запруды». В жаргоне русских коллекционеров XIX века употреблялось название медного сплава «спруда», по словам Н. В. Покровского «первобытная бронза», из которой делались самые древние предметы. Археологи XX века отождествляют «спруду» со сплавом меди—олова — свинца. К сожалению, именно эта часть текста указа неясна по смыслу, возможно, текст перепутан переписчиком. Если переосмыслить текст, то получится предостережение автора указа, что предметы из «запруды» нельзя покрывать финифтью, ибо они расплавятся. Не означает ли термин «запруда» не какой-либо особый медный сплав, а переплавку обыкновенного металлолома? В таком случае все предыдущие трактовки термина «спруда» ошибочны и не имеют никакого отношения к «первобытной бронзе» или к сознательному сплаву медь-олово-свинец. «Запруда», пли «спруда», суть медные сплавы с мешаниной различных примесей, и не более того?
14. «ФИНИФТЬ» — поступала к литейщику в больших кусках, ибо требовала разбития молотом и растирания в порошок. Отдельным процессом названо употребление покупного бисера, который рекомендуется лишь в качестве добавки в финифть. Любопытно, что особенно подробно рекомендуется добавка бисера в синюю финифть. По-видимому, кусковая финифть была темного цвета, а добавка бисера в половинном весе давала голубой цвет. Именно темно-синяя финифть, часто почти черная в сочетании с голубой и есть наиболее распространенная расцветка всех русских меднолитых изделий XVIII—XIX веков. Не означает ли это, что темно-синее стекло-смальта было наиболее доступно, дешево на всероссийском рынке?
15. «БИСЕР» — был в России привозным из-за границы, ибо М. В. Ломоносов пытался наладить его производство как альтернативу импорту. Знакомство литейщиков с бисером заставляет предположить, что знаменитая расцветка поморских эмалей белыми, желтыми, черными точками делались укладкой кусочков бисера.
16. «СТАРИННОЕ СЕРЕБРО» — употреблялось для пайки серебром изделий типа чернильниц и цепочки.
17. «ОЛОВО» — для пайки медных предметов.
18. «ВАРАХА» — флюс для пайки серебром и медью. Составлялся самим мастером смешением рощеной буры с огарками горелого мыла.
19. «БУРА» — бура нормальная.
20. «БУРА РОЩЕНАЯ» — вареная бура.
21. «МЫЛО» — применялось для изготовления «вараха» и добавления в сплав латуни.
22. «НАШОСТЫРЬ» — нашатырь, флюс для паяния оловом.
23. «ПРУТКИ ПРОВОЛОЧНЫЕ» — железные прутки, нарезанные из покупной проволоки. Применялись для получения отверстий в петлях складней одновременно с отливкой изделия.
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#5 Непрочитанное сообщение Aquitania » 26 фев 2014, 10:34

Tatiana писал(а):Потом же и сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам и будеши разумевати явственно и будешь искусен во всем.


.. и будеши разумевати явственно..

*THUMBS UP* Это просто подарок лингвистам! )))) Спасибо, коллега!
Аватар пользователя
Aquitania
Администратор
Сообщений: 4704
Зарегистрирован: 14 мар 2013, 18:09
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#6 Непрочитанное сообщение кэт (радистка) » 27 фев 2014, 11:04

Нам очень понравилась статья!!! Ждем продолжения! *BRAVO* *BRAVO*
Аватар пользователя
кэт (радистка)
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1397
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 22:08
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#7 Непрочитанное сообщение Tatiana » 02 мар 2014, 19:18

(Выдержки взяты из сборника статей "Русское медное литье. Выпуск 2", под редакцией кандидата искусствоведения С.В.Гнутовой, издательство "Сол Систем", г.Москва, 1993 г.)

Иконы (обычно были размером от 2 до 9 вершков)

1. Иконы литые самые малые назывались полувершковые, размер имели в длину 30 мм, ширину 28 мм, вес ... Цена - 25 коп.

2. Вершковые иконы в длину около 60 мм, ширину 50 мм. Цена от 40 до 50 коп. за штуку (их называли иконы-листоушки).

3. Двухвершковые - размер в длину около 120 мм, ширину 100 мм. Цена от 80 коп. до 1 руб. за 1 шт.

4. Трехвершковые - размер около в длину 180 мм, ширину 140 мм. Цена за штуку - от 1 руб. 30 коп до 1 руб. 50 коп.

...Иконы складни состоят из 4-х половинок, которые складывались посредством шарниров с изображением религиозных праздников. Размер в длину около 180 мм, ширину 50 мм. Цена 8 руб. за складни. Были складни и менее размером.

Складни, состоящие из 3-х пластин, называемые Деисус, с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. Разных размеров от 2-х вершковых до 3-х вершковых. Цена от 3 руб. малые и большие до 8 руб. за складни.

Отливались также наугольники с изображением евангелистов, а также в центре евангелия средник с изображением религиозного праздника воскресения или распятия с мироносицами. Размер угольника ширина 75 мм, длина 90 мм...

...Средник имел размер в длину 130 мм, в ширину 120 мм. Цена за комплект 4 угольника и один средник - 6 руб.

Кресты распятия. Они отливались от двухвершковых до 9 вершков по цене от 1 руб. до 5 руб.

Все изделия, как кресты нательные, иконы и распятия, делали с эмалью и без эмали, смортя по заказу. Цена с эмалью была дороже примерно копеек на 25-30 в штуке.

Надо добавить, что икон и распятий вырабатывалось меньше, чем нательных крестов. Количество нательных крестов вырабатывалось в весе в один месяц примерно 6-7 пудов...

Иногда по заказу нательные кресты отливались из серебра, таких изделий вырабатывалось за год фунтов примерно 5, не более (около 1000 штук). Цена за работу серебряных крестов была фунт крестов 10 руб.
Фунт серебра стоил 14 руб.
Стоимость лому латуни была от 9 до 10 руб. за пуд...
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#8 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 02 мар 2014, 23:04

спасибо, много нового увидел для себя, а то слова попадаются, что темный лес.. *DRINK*
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5422
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#9 Непрочитанное сообщение osamnen » 02 мар 2014, 23:39

Если уж вас заинтересовала статья В. Тетерятникова послушайте этого человека.
Он пошел ради истины очень против многих.
http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... hAN8NXxKC0
Feci quod potui, faciant meliora potentes
Аватар пользователя
osamnen
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 1336
Зарегистрирован: 18 мар 2013, 12:33
Контактная информация:

Re: Старообрядческая меднолитая пластика

#10 Непрочитанное сообщение Tatiana » 09 мар 2014, 22:18

Наперсные кресты

Покидая отеческий дом, юный курский мещанин Прохор Мошнин, в будущем - великий подвижник Русской Церкви, получил в благословение от матери небольшой медный крест, отлитый, вероятнее всего, в гуслицких медницах, который и проносил на груди до самой своей смерти. Похожие кресты в XVIII и XIX столетиях изготавливались в различных литейных мастерских сотнями тысяч экземпляров. Они были любимы старообрядцами, но столь же часто их можно было встретить в домах русских православных людей, совершенно далеких от раскола. На них истово молились набожные крестьянки, их привозили с ярмарок купцы, их бережно хранили в самые богоборческие десятилетия советской власти, вынимая из сундука только для того, чтобы поставить рядом с гробом. Эти кресты, простые и изысканные, затертые до гладкости и сохранившие все детали рельефа, потемневшие от времени и сверкающие эмалями разных оттенков, - составляют самый обширный, после нательных крестов, пласт русского церковного литья.
Чтобы навести хоть какой-то порядок в этом удивительном многообразии, необходимо, прежде всего, обратить внимание на размеры и, если так можно выразиться, на предпочтительную функциональную предназначенность изделий. По этим двух признакам, меднолитые кресты, которые по размеру больше тельников, то есть имеют высоту более 8 см, могут быть разбиты на две группы: наперсных и киотных крестов. Наперсные кресты, имевшие в навершие или на обратной стороне проушину для гайтана, предназначались для ношения на груди, поверх одежды. Киотные – помещались среди икон и нередко вставлялись в специальные киоты - ставротеки. Эта классификация не является абсолютно точной, поскольку одни и те же кресты могли быть и киотными и наперсными, а часто и отливались то с проушиной, то без нее; да и сама проушина иногда предназначалась только для того, чтобы крест было удобнее повесить на стену. Даже в наше время среди участников какого-нибудь крестного хода обязательно встретится человек, на груди которого висит особым образом подвязанный явно киотный крест немалого веса и размера.

В XIX веке киотные кресты иногда врезались в иконную доску. Получалась комбинированная икона с врезным крестом в центре и предстоящими, написанными в традиционной манере.
Поклонение Кресту. Двухсторонняя икона. Новгород XII в.
Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту. Двухсторонняя икона. Новгород XII в.
Наперсные и киотные кресты, за редкими исключениями, которые будут оговорены особо, всегда восьмиконечные. Это не обязательно связано с тем, что они отливались в мастерских старообрядцев, для которых единственной истинной формой креста был восьмиконечный крест. В действительности, эта типология восходит к домонгольской иконографии. Первый русский «осьмиконечный» крест изображен на новгородской иконе XII века. Это образ «Поклонения кресту», помещенный на обороте знаменитого новгородского Спаса.

Изображение
спас Нерукотворный. Поклонение Кресту. Двухсторонняя икона. Новгород XII в.

Безусловно, наиболее естественной формой креста является четвероконечная. На таком четвероконечном кресте или кресте, имевшим форму греческой буквы Т, был распят Господь Иисус Христос. Такие кресты во множестве стояли в Римских провинциях во времена мятежей и народных восстаний.
Святая Русь, приняв четвероконечный крест из Византии, свято почитала его на протяжении пяти столетий, о чем свидетельствуют многочисленные нательные кресты, в том числе мощевики-энколпионы, найденные археологами в раскопах древних городов и относящихся к XIX- XVI векам.

Распространение осьмиконечного креста, по-видимому, берет начало в "Слове и похвалении Александрове о Моисеове извитем древе, о певги и кедри, и кифариси" из сборника, названного позднее "Басни попа Иеремии", который в числе прочих апокрифов богомильского происхождения был принесен на Русь в XII столетии. Согласно этому апокрифу, сын Адама Сиф посадил ветвь, принесенную из райского сада на месте погребения своего отца на будущей Голгофе. От этой ветви произрастает трехствольное дерево кедра, певга и кипариса, которое впоследствии становится материалом для изготовления Креста Господня. Три ствола дают шестиконечный крест, Пилат добавляет еще перекладину - дощечку, сделанную из масличного дерева, на которой пишет вину Распятого. Хотя "Басни попа Иеремии" уже в начале XVI столетия московским митрополитом Зосимой были причислены к списку "отреченных книг", почитание осьмиконечного креста успешно вытесняло другие его формы. Впоследствии старообрядцы считали правильным только восьмиконечный крест, отвергая все другие его разновидности.

Однако прообразами укоренившихся в старообрядчестве восьмиконечных крестов были четвероконечные наперсные кресты XV–XVI вв. Иногда они имели форму древних энколпионов, увеличив свой размер до 8-10 см. Однако бортики створок таких крестов были настолько невысокими, что поместить сколь-нибудь значительную частицу мощей внутри такого креста было невозможно. Вероятнее всего, эти псевдоэнколпионы были предназначены для хранения так называемых «вторичных святынь», небольших частей облачений святых мощей, всевозможных платов и пелен, которыми украшались раки с мощами и ковчеги с подлинными «первичными святыми». Помимо псевдоэнколпионов в это время появляются переливки энколпионов с неподвижными оглавиями, в которых створки вообще не открываются. «По мотивам» этих переливков начинают отливаться обычные тонкие кресты, носившиеся поверх одежды, которые к концу XVI столетия полностью заменили миниатюрные нательные крестики домонгольского периода.

Изображение Изображение
Позднесредневековые наперсные кресты. XV–XVI вв.
" У тебя будет гораздо больше шансов выйти из войны живым, если ты попадешь в роту, где у тебя есть друзья."
Ирвин Шоу "Молодые львы"
Аватар пользователя
Tatiana
Модератор раздела
Сообщений: 1002
Возраст: 44
Зарегистрирован: 27 окт 2013, 12:25
Откуда: Волгоград
Контактная информация:


Вернуться в «СЕРЕБРЯНАЯ И МЕДНОЛИТАЯ ПЛАСТИКА. АТРИБУЦИЯ. ОЦЕНКА»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостей