За дальний поход.
Re: За дальний поход.
Продолжу тему надводных кораблей на ЗДП "Лопата", но с Андреевским флагом. Среди них есть редкий и очень любопытный знак с надписью на реверсе "300 лет флоту России". Многие коллекционеры о его существовании ничего, как выяснилось, не знали. Попытка установить происхождение знака, пока, не удалась. По мнению некоторых коллекционеров это был выпуск по специальному распоряжению главкома ВМФ. Но утверждать это не берусь, тем более, что подтверждения этому высказыванию я не получил.
- Туманов Вадим
- Зарегистрированные пользователи
- Сообщений: 723
- Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
- Контактная информация:
- Туманов Вадим
- Зарегистрированные пользователи
- Сообщений: 723
- Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
- Контактная информация:
- Туманов Вадим
- Зарегистрированные пользователи
- Сообщений: 723
- Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
- Контактная информация:
Re: За дальний поход.
И, пока, последний в теме ЛОПАТЫ с надводными кораблями. На сегодня всё... Устал. До встречи, уважаемый коллеги.
- Туманов Вадим
- Зарегистрированные пользователи
- Сообщений: 723
- Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
- Контактная информация:
Re: За дальний поход.
Прежде, чем перейти к рассмотрению еще некоторых самоделок, я позволю себе остановиться ещё на одной интересной группе знаков: ЗДП, выпущенных после 1987 г., когда «ЛОПАТА» были отменены; ЗДП – фантазийные (т. е. знаки, которые не могли в принципе существовать); ЗДП – памятный сувенир.
ЗДП, выпущенные после 1987 г. практически не отличаются от знаков, выпущенных до 1976 г.: «Описание нагрудного знака "За дальний поход"(образца 1987г) и его размеры соответствуют описаниям и размерам, приведенных в более ранних приказах (приложение №2 к приказу ГК ВМФ №161 от 15июня 1956г,приложение №2 к приказу ГК ВМФ №315 от 25 ноября 1957г... Приказ ГК ВМФ № 22 от 29 января 1961 года... приложение № 1 к приказу ГК ВМФ № 149 от 22 мая 1961 года). ЕДИНСТВЕННОЕ отличие от предыдущих описаний – на этот раз указан материал, из которого знак изготовлен – ТОМПАК». (Ссылка: http://sammler.ru/index.php?showtopic=59955). На мой взгляд, отличить знаки ЗДП, выпущенные с весны 1987 г. от серийных знаков периода 1961 – 1976 гг., хоть и трудно, но можно. Не берусь утверждать (требуется длительная статистическая проверка и архивная проработка), но, как мне кажется ЗДП периода 1987 – 1996 гг. должны отличаться более яркой эмалью и золотистым оксидированным покрытием. Не исключено наличие отличий и в клеймах. Для сравнения рассмотрим три ЗДП завода ПОБЕДА. Второй и третий, по моему представлению, относится именно к периоду 1987 – 1996 гг. НО!!!! ПОВТОРЯЮ!!! ЭТО ПОКА ДОГАДКА И НЕ БОЛЕЕ ТОГО.
В 1996 г., как уже говорилось выше, были введены новые знаки ЗДП. Они по форме напоминали предшествующие официальные выпуски, но имели отличие в корпусе корабля и флаг ВМФ СССР был заменен Андреевским. Любопытно то, что ОПИСАНИЕ этих ЗДП весьма расплывчато, что привело к появлению множества разновидностей, так как теперь уже существенную роль играла конкуренция: «Нагрудный знак "За дальний поход" представляет собой металлическую пластину с изображением надводного корабля (подводной лодки) на поле голубого цвета и развевающимся над ним Военно-Морским флагом. Под изображением надводного корабля (подводной лодки) на поле
красного цвета – надпись "За дальний поход". Правый нижний угол знака обрамлен лавровой ветвью. Надводный корабль (подводная лодка), надпись, лавровая ветвь – золотистого цвета. Размеры знака: ширина - 35 мм, высота - 27 мм. На оборотной стороне знака имеется приспособление для его крепления к военной форме одежды». Подписано описание начальником Центрального вещевого управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенантом М. Хреновым. Обратите внимание! В описании не упоминается шильда; не ясно, каким креплением должен быть снабжён знак; не ясно, какой корабль должен быть изображён на знаке (крейсер – РКР, ТРК или артиллерийский, БПК, эсминец, ПСКР, или стилизованный), как не ясно и какая подводная лодка (стилизованная или конкретного проекта…). Всё это, как я уже писал выше, привело к появлению большого числа разновидностей…
Самый яркий представитель ФАНТАЗИЙНЫХ знаков – знак участника учений «Юг» «Э.М. Свободный». Дело в том, что эскадренный миноносец «Свободный» не принимал и не мог принимать участия в этих учениях. Коллекционной ценности этот знак не имеет никакой, но… он имеет полное право находиться в музейных хранилищах и научных коллекциях как образец самодеятельного заводского творчества (Ссылка: http://forum.faleristika.info/viewtopic ... &start=200).
ПАМЯТНЫЙ СУВЕНИР. Это неофициальные знаки, выпуск которых не обеспечен каким-либо приказом или распоряжением руководства флотом или Министерством обороны. Таким знаком является знак учений «Запад 81». Хотя учения были крупномасштабные, при участии почти 100 000 человек, приказа или распоряжения о выпуске наградного памятного знака учений, типа знаков учений «Юг» или «Океан» не было. Тут следует отметить, что также не были отмечены памятными наградными знаками учения «Запад» иных годов. Многие коллекционеры помещают этот знак в свои коллекции, считая, что он достойный памятник прошедшим учениям. Однако если собирается коллекция ОФИЦИАЛЬНЫХ ЗНАКОВ, то подобного знака в коллекции быть не должно. Это знак, по своему статусу, может быть где-то на уровне сувенирных, магазинных знаков, – на которые так богат был советский период – не выше…
ЗДП, выпущенные после 1987 г. практически не отличаются от знаков, выпущенных до 1976 г.: «Описание нагрудного знака "За дальний поход"(образца 1987г) и его размеры соответствуют описаниям и размерам, приведенных в более ранних приказах (приложение №2 к приказу ГК ВМФ №161 от 15июня 1956г,приложение №2 к приказу ГК ВМФ №315 от 25 ноября 1957г... Приказ ГК ВМФ № 22 от 29 января 1961 года... приложение № 1 к приказу ГК ВМФ № 149 от 22 мая 1961 года). ЕДИНСТВЕННОЕ отличие от предыдущих описаний – на этот раз указан материал, из которого знак изготовлен – ТОМПАК». (Ссылка: http://sammler.ru/index.php?showtopic=59955). На мой взгляд, отличить знаки ЗДП, выпущенные с весны 1987 г. от серийных знаков периода 1961 – 1976 гг., хоть и трудно, но можно. Не берусь утверждать (требуется длительная статистическая проверка и архивная проработка), но, как мне кажется ЗДП периода 1987 – 1996 гг. должны отличаться более яркой эмалью и золотистым оксидированным покрытием. Не исключено наличие отличий и в клеймах. Для сравнения рассмотрим три ЗДП завода ПОБЕДА. Второй и третий, по моему представлению, относится именно к периоду 1987 – 1996 гг. НО!!!! ПОВТОРЯЮ!!! ЭТО ПОКА ДОГАДКА И НЕ БОЛЕЕ ТОГО.
В 1996 г., как уже говорилось выше, были введены новые знаки ЗДП. Они по форме напоминали предшествующие официальные выпуски, но имели отличие в корпусе корабля и флаг ВМФ СССР был заменен Андреевским. Любопытно то, что ОПИСАНИЕ этих ЗДП весьма расплывчато, что привело к появлению множества разновидностей, так как теперь уже существенную роль играла конкуренция: «Нагрудный знак "За дальний поход" представляет собой металлическую пластину с изображением надводного корабля (подводной лодки) на поле голубого цвета и развевающимся над ним Военно-Морским флагом. Под изображением надводного корабля (подводной лодки) на поле
красного цвета – надпись "За дальний поход". Правый нижний угол знака обрамлен лавровой ветвью. Надводный корабль (подводная лодка), надпись, лавровая ветвь – золотистого цвета. Размеры знака: ширина - 35 мм, высота - 27 мм. На оборотной стороне знака имеется приспособление для его крепления к военной форме одежды». Подписано описание начальником Центрального вещевого управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенантом М. Хреновым. Обратите внимание! В описании не упоминается шильда; не ясно, каким креплением должен быть снабжён знак; не ясно, какой корабль должен быть изображён на знаке (крейсер – РКР, ТРК или артиллерийский, БПК, эсминец, ПСКР, или стилизованный), как не ясно и какая подводная лодка (стилизованная или конкретного проекта…). Всё это, как я уже писал выше, привело к появлению большого числа разновидностей…
Самый яркий представитель ФАНТАЗИЙНЫХ знаков – знак участника учений «Юг» «Э.М. Свободный». Дело в том, что эскадренный миноносец «Свободный» не принимал и не мог принимать участия в этих учениях. Коллекционной ценности этот знак не имеет никакой, но… он имеет полное право находиться в музейных хранилищах и научных коллекциях как образец самодеятельного заводского творчества (Ссылка: http://forum.faleristika.info/viewtopic ... &start=200).
ПАМЯТНЫЙ СУВЕНИР. Это неофициальные знаки, выпуск которых не обеспечен каким-либо приказом или распоряжением руководства флотом или Министерством обороны. Таким знаком является знак учений «Запад 81». Хотя учения были крупномасштабные, при участии почти 100 000 человек, приказа или распоряжения о выпуске наградного памятного знака учений, типа знаков учений «Юг» или «Океан» не было. Тут следует отметить, что также не были отмечены памятными наградными знаками учения «Запад» иных годов. Многие коллекционеры помещают этот знак в свои коллекции, считая, что он достойный памятник прошедшим учениям. Однако если собирается коллекция ОФИЦИАЛЬНЫХ ЗНАКОВ, то подобного знака в коллекции быть не должно. Это знак, по своему статусу, может быть где-то на уровне сувенирных, магазинных знаков, – на которые так богат был советский период – не выше…
- Вложения
Последний раз редактировалось Туманов Вадим 25 ноя 2013, 11:23, всего редактировалось 2 раз.
- Туманов Вадим
- Зарегистрированные пользователи
- Сообщений: 723
- Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
- Контактная информация:
- Туманов Вадим
- Зарегистрированные пользователи
- Сообщений: 723
- Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
- Контактная информация:
- Туманов Вадим
- Зарегистрированные пользователи
- Сообщений: 723
- Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
- Контактная информация:
Re: За дальний поход.
С неизменным уважением к Вашему труду, Туманов Вадим, всё-таки обращусь к Вам с вопросом, хотя понимаю, что отвлекаю и Вас, и читателей темы от задачи:
Вопрос такой: что вдохновило на такую увлечённость именно этим знаком - "За дальнее плавание"? Каким было начало этой коллекции?
Туманов Вадим писал(а):представить общественности то, что сейчас есть в моём собрании и поделиться теми фактами, которые мне известны,
Вопрос такой: что вдохновило на такую увлечённость именно этим знаком - "За дальнее плавание"? Каким было начало этой коллекции?
Re: За дальний поход.
Регион-07 писал(а):С неизменным уважением к Вашему труду, Туманов Вадим, всё-таки обращусь к Вам с вопросом, хотя понимаю, что отвлекаю и Вас, и читателей темы от задачи:Туманов Вадим писал(а):представить общественности то, что сейчас есть в моём собрании и поделиться теми фактами, которые мне известны,
Вопрос такой: что вдохновило на такую увлечённость именно этим знаком - "За дальнее плавание"? Каким было начало этой коллекции?
Я начал коллекционировать, хотя и стихийно в 5-летнем возрасте, перенимая опыт отца. Что касаемо ЗДП, то это 1/1000 коллекции. В моей коллекции знаком ВМФ есть разделы: линкоры, крейсера, эсминцы, сторожевики, катера торпедные, катера ракетные. десантные корабли, подводные лодки по каждому виду проекта, экспедиции особого назначения, переходы экватора, морская авиация, вертолетоносцы, авианосцы, комсомольские и партийные конференции, спортивные награды, базы, ремонтные заводы, арсеналы, музеи, журналы, ансамбли песни и пляски, госпитали, учебные заведения, театры, ветераны ВОВ ВМФ... и т. д.
- Туманов Вадим
- Зарегистрированные пользователи
- Сообщений: 723
- Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
- Контактная информация:
Re: За дальний поход.
Продолжая тему о самоделках, не могу не остановиться на одной необычайно интересной группе знаков ЗДП. Это знаки наших авианосцев, получивших название тяжелый авиа несущий крейсер или ТАКР. Тут весьма интересная ситуация. И начать рассказ нужно из далека и совсем о других знаках. Как известно, на ТАКРах базируются самолеты, число которых весьма ограничено. Ограничено и число летчиков, способных поднять в воздух, а главное, - посадить на палубу многотонную машину. Естественно, что эти летчики, по своему классу подготовки, стоят существенно выше сухопутных летчиков, летающих на аналогичных, но не палубных самолетах. И тут случилось недоразумение. Дело в том, что морские летчики, не палубной авиации, как известно, отличаются от своих собратьев, цветом форменной одежды. Она у них, как и у моряков – черная. Разница в форме только в цвете канта на погонах у рядового, сержантского состава и у прапорщиков; у самих летчиков форма отличаются от других флотских служб, только цветом просветов на погонах. А как же быть с летчиками палубной авиации? Увы… О них попросту забыли. Тогда летчики палубной авиации нашли выход сами. Они стали изготовлять нагрудные знаки в виде крыльев, но с морской символикой. Идея эта, не сразу, конечно, но пришлась по душе и остальным морякам ТАКРов. И вот работа закипела, благо на ТАКРах мех. мастерские оборудованы по высшему разряду. НО!!!! Носить подобный знак вне ТАКРА – нарваться на крупную неприятность за нарушение формы одежды… Однажды, один из ТАКРов посетил главком. Это было еще в 90-х. Командир ТАКРа, улучшив минуту, обратился к главкому с просьбой узаконить этот знак. Главком дал ДОБРО. Но, по каким-то причинам, приказ об учреждении знака подписан не был. Так и существует этот знак на полулегальном положении. Аналогичная картина оказалась у моряков, который на ТАКРах участвовали в дальних походах. Им знаки ЗДП не вручались и уж тем более они не вручались тем, кто перегонял ТАКРы, проданные в другие страны, к местам их нового базирования. Правда, для моряков ТАКР Киев был выпущен памятный знак на спуск российского флага, но жетон ЗДП никому вручен не был. Тогда моряки стали сами изготавливать эти знаки и эти самоделки, уже не как наградные, а как памятные, стали украшением коллекций. Первые знаки были весьма примитивны. Для изготовления использовался жетона ЗДП – ЛОПАТА с флагом ВМФ СССР. Он обтягивался фольгой, потом контур корабля затирался, подкладывался сувенирный зак ТАКРа и выдавливался силуэт корабля. Затем реверс вместе с болтиком, заливался эпоксидной смолой или оловом и знак был готов. Потом стали использовать ЛОПАТЫ иначе. Аккуратно срезали с них контур корабля или подводной лодки, шлифовали. Затем вырезали из продажного, сувенирного значка контур ТАКРА и припаивали его к уже готовой и зачищенной основе – бывшему жетону ЗДП – ЛОПАТА. Дальше наносилась краска и знак готов. Потом стали использовать знаки ЗДП – ЛОПАТА с Андреевским флогаом. Эти знаки уже изготавливались на ТАКР Адмирал флота Кузнецов. Некоторые из этих знаков представляю Вашему вниманию.
- Туманов Вадим
- Зарегистрированные пользователи
- Сообщений: 723
- Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
- Контактная информация:
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей