Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

Сообщение
Автор

Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

#1 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 20 июн 2015, 19:31

Промышленная отрасль военного судоремонта образована распоряжением Совета министров СССР от 8 апреля 1954 года. Необходимо признать удивительную живучесть созданных после этого судоремонтных заводов ВМФ. Они продолжали функционировать даже в неимоверно тяжелых условиях экономического гнета после прекращения существования СССР. Производственный процесс не останавливался вплоть до момента физического уничтожения большей части мощностей.
В 1954 году в состав новой отрасли входили четыре судоремонтных завода (СРЗ) – Кронштадтский морской завод, СРЗ № 29 в Лиепае, СРЗ № 13 в Севастополе и СРЗ № 35 в поселке Роста в Мурманске, а также 22 судоремонтные мастерские (СРМ) торгового флота, рыбной промышленности и ВМФ. Все они представляли собой технически отсталые, плохо оснащенные предприятия со старым станочным, энергетическим и подъемно-транспортным оборудованием, не позволяющим ремонтировать современные боевые корабли. Судоремонтные заводы ВМФ создавались, расширялись, реконструировались по опыту промышленных предприятий с цеховой структурой, развитием специализированных участков по ремонту конкретной номенклатуры корабельных изделий и бригадной формы организации труда. Мощности развивались исключительно под количественный и качественный корабельный состав ВМФ и морских частей погранвойск по месту их дислокации. В составе ВМФ было более 300 проектов кораблей и судов. Специализация СРЗ по территориальному признаку позволяла ограничить освоение ремонта на одном заводе до нескольких десятков проектов кораблей и судов нескольких соединений флота по дислокации. О глубокой специализации можно было только мечтать. На руководящие должности назначались офицеры флота, имеющие инженерное образование, опыт службы на кораблях, прошедшие переподготовку на специальных курсах в военно-морских училищах и академии. Это позволяло без особых осложнений реагировать на текущие потребности флота в ремонте. В Главном управлении судоремонтных заводов ведущее место занимал производственный отдел. Как правило, он комплектовался флотскими офицерами из числа ведущих специалистов, имеющих опыт управления судоремонтным производством. Сотрудники отдела являлись кураторами предприятий. В ведении каждого находился один или два судоремонтных завода по флотам. По сути и содержанию отдел представлял собой аналитический центр, состоящий из линейных руководителей. Их главная функция – выявление узких мест в производственно-хозяйственной деятельности завода. С привлечением специалистов функциональных подразделений главка выявленные отклонения или нарушения благополучно разрешались. По всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности СРЗ были разработаны и внедрены отраслевые стандарты. Это послужило научным обоснованием творческого подхода к выявлению внутренних резервов роста производительности труда на заводах. Судоремонтные заводы и мастерские сформированной отрасли работали каждый по сложившейся технологии и по своим трудовым нормативам. Для улучшения качества производства и продукции, снижения ее себестоимости, повышения уровня оперативной подготовки к ремонту было принято решение о разработке и внедрении типовой ремонтно-технологической документации для кораблей серийной постройки (ТРТД). Типовые технологические процессы приводились к нормам времени, операциям и этапам, единым для всех заводов отрасли. Внедрение в судоремонтное производство ТРТД стало эволюционным курсом развития отрасли. В 1988 году в ее составе было 23 судоремонтных завода. Исходя из сопоставимых статистических показателей 1954 и 1988 годов общая производственная площадь увеличилась за счет капитального строительства стендов, участков, испытательных цехов более чем в 10 раз. Сооружение производственных объектов осуществлялось не только по титульным ассигнованиям капитального строительства, но и за счет заводов хозяйственным способом с последующим восстановлением оборотных средств до норматива из источников финансирования ВМФ. Основные производственные фонды достигли 1 миллиарда 395 миллионов 643 тысяч рублей в ценах 1982 года, в том числе станочный парк вырос с 293 единиц в 1954-м до более 10 тысяч в 1988-м. Длина причального фронта судоремонтных заводов в погонных метрах, оснащенных современным подъемно-транспортным оборудованием, увеличилась более чем в семь раз. Значительно возросли возможности судоремонтных заводов по докованию кораблей и судов ВМФ всех классов и проектов. Заводам придали 21 плавучий док грузоподъемностью от одной до 80 тысяч тонн (ПД-50 – в пос. Росляково Мурманской обл., ПД-41 – в бухте Чажма). Суммарная валовая продукция всех судоремонтных заводов ВМФ превысила 560 миллионов рублей в ценах 1982-го при сравнительно небольшом увеличении среднегодовой численности производственных рабочих по сравнению с 1954 годом: около 32 тысяч человек в 1954-м и около 55 тысяч в 1988-м. Следует отметить огромные усилия, затраты сил и средств ВМФ на развитие и совершенствование промышленной отрасли военного судоремонта во всех аспектах инфраструктуры ВМФ по линии Военторга, медицинской службы, капитального строительства, приведение в соответствие потребности в ремонте и судоремонтной базы ВМФ. Но многие замыслы и планы после уничтожения СССР остались либо на бумаге, либо в незавершенном производстве.

В режиме постоянной готовности.
В 1960 году в Военно-морском флоте вместо понятия «оперативная боевая готовность» введено «постоянная боевая готовность». Установлены нормы содержания сил и средств в постоянной боевой готовности. В составе ВМФ в постоянной готовности должны были содержаться не менее 65 процентов ракетных и атомных подводных лодок, не менее 60 процентов кораблей остальных классов, 70 процентов морских и рейдовых судов, не менее 90 процентов самолетов морской авиации, 100 процентов береговых ракетно-артиллерийских воск, войск связи, разведки, РЭБ, тылового и технического обеспечения. От промышленной отрасли военного судоремонта это требовало наращивания объемов производства для проведения навигационных, межпоходовых, доковых, текущих и средних ремонтов корабельного состава ВМФ.
В Главном управлении судоремонтных заводов ВМФ было определено единственно правильное направление по увеличению объемов производства за счет ежегодного роста производительности труда. Заводам директивно предписывалось разрабатывать и выполнять годовые и пятилетние планы повышения эффективности производства (планы ПЭП) с целью достижения заданного роста производительности труда.
Также в 1960 году Совет министров СССР принял решение о специализации судоремонтных заводов ВМФ по ремонту атомных подводных лодок. Разработаны и утверждены планы подготовки производства к ремонту кораблей с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Планы в пожарном порядке пришлось скорректировать в сторону ужесточения в связи с выявленными производственными дефектами парогенераторов ЯЭУ.
В 1963 году военно-политическим руководством страны принято решение о переходе ВМФ на несение боевой службы кораблями на океанских и морских театрах военных действий с целью предотвращения внезапных ядерных ударов по нашей территории с кораблей недружественных стран. По существу боевая служба и боевое дежурство стали основным видом деятельности ВМФ в мирное время и высшей формой поддержания боевой готовности сил флота, что исключало возможность внезапного нападения агрессора. До этого момента отдельные корабли ходили в автономные плавания с определенным заданием. Начиная с 1965-го такие походы сведены в систему боевой службы. За период с 1965 по 2000 год отечественными подводными лодками совершено около 3800 походов на боевую службу.
С середины 1969-го на боевую службу в Средиземном море стали выходить дизель-электрические подводные лодки Северного флота в составе бригады продолжительностью от семи до тринадцати месяцев. До 1975 года основными силами на боевой службе среди подводников были дизельные подводные лодки, затем пальму первенства перехватили атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) и атомные многоцелевые подводные лодки. Если считать, что средняя продолжительность боевой службы 90 суток, то суммарное нахождение экипажей подводных лодок в море составляет ни много ни мало 950 лет.
В 1976 году на боевой службе находились 38 подводных лодок с баллистическими ракетами, 30 атомных многоцелевых подводных лодок, 60 дизельных торпедных подводных лодок и 111 подводных кораблей, более 100 единиц судов вспомогательного флота. Они являлись претендентами на внеочередное техническое обеспечение, привлечение судоремонтной базы ВМФ как системы массового обслуживания.

Рост коэффициента оперативного напряжения.
В 1967 году вводится система цикличного использования кораблей в малом и большом цикле. Выяснилось, что производственных мощностей отрасли военного судоремонта явно недостаточно. Принимается решение о размещении в ремонт кораблей определенных проектов на судоремонтные предприятия Министерства судостроительной промышленности, в том числе атомных подводных лодок на предприятия «Звезда» и «Звездочка». С этого момента началась добрая и не очень конкуренция между отраслью военного судоремонта и судостроителями.

Объективной оценки по материалам государственной статистической отчетности вклада отраслей в обеспечение боевой готовности ВМФ в части ремонта не существует. Субъективные мнения представителей технических служб флотов разнятся. На Балтике, например, предпочтение отдается Министерству судостроения. Наиболее тяжкое положение с судоремонтом сложилось на Северном и Тихоокеанском флотах. Заводы военного судоремонта трудились с превышением производственной мощности на 30–40 процентов.

По сумме денежных средств на оплату за выполнение ремонтных работ по 49 и 35-й статьям бюджетных ассигнований из года в год расходы были одинаковые. По количеству сданных флоту кораблей и судов после выполнения доковых, текущих и средних ремонтов на долю отрасли приходится 70–80 процентов.

В этот период большое значение приобретает комплексный ремонт корабельного вооружения и техники по единому графику по всем боевым частям с сокращением числа контрагентов. Осваивается ремонт навигационных и стрельбовых комплексов, средств связи, радиотехнических средств, гидроакустики, средств радиоэлектронной борьбы. Создаются специализированные участки, строятся новые корпуса цехов по ремонту технических средств вооружения и насыщаются современным оборудованием. В 1989 году в состав отрасли были переведены заводы по ремонту технических средств вооружения, ранее подведомственные центральным управлениям ВМФ: 195, 50, 69-й – по ремонту ракетно-артиллерийского вооружения; 365, 44, 813-й – по ремонту радиотехнических средств.

Некоторый анализ сведений в открытой печати по коэффициенту оперативного напряжения в большом цикле свидетельствует, что с 1967 года он постоянно возрастал, но с 1987-го начал быстро снижаться. Авторы сведений по этому явлению называют причиной перенапряжение сил или низкие темпы развития инфраструктуры ВМФ при завидной устойчивой динамике поступления на флот большого количества современных кораблей и судов множества проектов. Для военных моряков холодная война не была такой уж прохладной. На океанских и морских просторах проводились полномасштабные морские операции в непосредственном соприкосновении с противной стороной и их противодействии всеми силами и средствами вооруженной борьбы за исключением применения ударного оружия на уничтожение друг друга. Уникумы новостройки через пять-шесть лет интенсивной эксплуатации становились в очередь для постановки в ремонт на СРЗ ВМФ и МСП. Но первопричиной резкого падения значений коэффициента оперативного напряжения являлось не это.

29 мая 1987 года в Советском Союзе появилась так называемая оборонительная доктрина, в которой предписывалось вообще не иметь средств для развертывания наступательных операций. С ее принятием значительно снизились боеспособность и боеготовность ВМФ, а после уничтожения СССР она послужила теоретическим обоснованием последовательной ликвидации океанского, ракетно-ядерного Военно-морского флота.

В ожидании перемен.
В период перестройки и гласности судоремонтные заводы отрасли трудились по инерции в прежнем режиме. Неосознанное большинством деградационное следствие военной доктрины постепенно проникало во все сферы деятельности Военно-морского флота. Если ранее осуществлялся повсеместный контроль ремонта кораблей и принимались конкретные меры со стороны центра, то впоследствии ответственность флотских органов управления снижалась. Срыв сроков поставки и недопоставки запасных частей для ремонта заказчиками, подготовка экипажей кораблей к выходу в море на ходовые испытания, сложности выделения полигонов и обеспечения ходовых испытаний флотом приводили к невыполнению планов судоремонтных заводов, неплатежам за выполненные ремонтные работы, недопустимым отклонениям финансово-экономической деятельности заводов.
Сокращения бюджетных ассигнований на ремонт вооружения и военной техники ВМФ не наблюдалось. Введение двух форм хозяйственного расчета никак не отразилось на существующем на заводах производственном процессе. Изменились показатели производственной деятельности и бумажные формы государственной статистической отчетности. Беспринципный, бессмысленный новодел, выборность первых руководителей предприятий и организаций не коснулись отрасли. Директорский корпус остался незыблем, по-прежнему офицеры флота назначались приказами вышестоящих начальников.
В 1988 году неожиданно принимается решение о придании судоремонтным заводам ВМФ нескольких батальонов военнослужащих, призываемых на срочную службу, численностью до 10 тысяч. Решение далеко не новое. В 1954-м при создании отрасли на заводах были 8684 военнослужащих из 31 891 производственного рабочего. Но тогда продолжительность срочной службы по призыву в ВМФ составляла пять лет вместо двух для вновь формируемых судоремонтных батальонов.
С течением времени число военнослужащих срочной службы на СРЗ сокращалось, к 1988 году на отдельных заводах остались судоремонтные роты в качестве производственных рабочих. Судоремонтные подразделения на заводах содержались на хозрасчете. С приданием дополнительных батальонов планы судоремонтных заводов по объемам производства увеличились пропорционально росту численности. Однако станочник 4-го разряда, принятый на работу на судоремонтный завод с машиностроительного предприятия, долгое время осваивался и не выполнял технически обоснованные нормы времени. На машиностроительном заводе в массовом поточном производстве он выполнял на станке одну или две технологические операции по обработке металла. На судоремонтном он вынужден при единичном производстве выполнять весь цикл технологических операций по изготовлению призонного болта с катаной резьбой из круглого проката. А болт нужен именно такой сейчас и немедленно.
Бригады в цехах напрочь отказывались принимать дополнительных нахлебников. Постоянно возникали сложности по обустройству воинских подразделений, соблюдению воинской и трудовой дисциплины. Когда наступили лихие годины, от услуг судоремонтных батальонов пришлось отказаться.
Невозможно описать все, что пришлось пережить судоремонтникам в период крушения государства. Реформаторы, спецы от экономики, одномоментно обнулили оборотные средства заводов, вытолкнув их на путь выживания. ВМФ не оплачивал по выставленным счетам за выполненные ремонтные работы. Других платежеспособных заказчиков найти не удавалось. Долг заводов за потребленную электроэнергию, топливо, материалы, сырье, комплектующие изделия возрастал в геометрической прогрессии по штрафам и пени. Долг заказчика оставался несоизмеримым с долгом заводов. По несколько месяцев судоремонтники не получали заработную плату.
Ситуация стала меняться после 2000 г. Восстановление ВПК, хотя и медленно, но привело к улучшению ситуации на судоремонтных заводах. Правда, многие мелкие мастерские, пока, пришлось оставить в забвении или закрыть совсем. Но основные производства стали возрождаться.
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

#2 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 20 июн 2015, 19:39

26 января 2012 г. 13-му судоремонтному заводу Черноморского флота исполняется 125 лет. Это одно из градообразующих предприятий Севастополя, оно начало работать на базе военных мастерских ещё в 1887 году. Пережив революцию и Великую Отечественную войну, 13-й завод стал главным судоремонтным предприятием, которое обслуживало нужды Черноморского флота. Разночтения в датах обусловлено тем, что в советское время годом «рождения» СРЗ № 13 считали 1954 г. – год введения завода в состав ВСФ.
Вложения
Завод № 13. вч 10626. 25 лет._1.0.jpg
Копия Завод № 13. 50 лет_1.0.JPG
Завод № 13. 100 лет._1.0.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

#3 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 20 июн 2015, 19:45

Поселение на месте посёдка Рослякова известно с 1896 г. В 1959 г. Рослякова преобразован в посёлок городского типа. В 2002—2003 гг. в Росляково, в ПД-50 проводилась утилизация атомной подводной лодки Курск. 01.09.2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 603 о выделении посёлка городского типа Росляково из состава ЗАТО город Североморск с 01.01.2015 г., и включении в состав городского округа города Мурманск. В настоящее время госкомпания Роснефть намерена построить в поселке Росляково в Мурманской области новейшие судостроительные заводы. Планируется строительство как гражданских, так и оборонных судостроительных предприятий. План их строительства уже согласован с министерством обороны и министерством промышленности и торговли. Поселок Росляково уже в ближайшие годы станет центром арктического судостроения "Роснефти".
На фотографии представлены:
1. Памятный знак судоремонтного завода в Росляково, но котором изображён плавучий док ПД-50
2. Посёлок Росляково Мурманской области. Один из секретных объектов ВМФ. Дорога, которая видна на фотографии, соединяем г. Мурманск с г. Севаероморском
Вложения
Копия Плавучий док ПД-50 судоремонтного завода в Росляково. 25 лет заводу. КСФ.JPG
Посёлок Росляково..jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

#4 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 22 июн 2015, 22:34

Существует разновидность значка 100-летия завода № 13 по окраске и реверсу. У представленного выше значка реверс подвеса гладкий. У этой разновидности на реверсе подвеса изображён якорь и опоясывающая его лента.
Вложения
Завод № 13. 100 лкт._2.0.jpg
Завод № 13. 100 лкт._2.1.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

#5 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 02 июл 2015, 07:42

В приказе ГК ВМС № 081 от 07.04.1954 года «О мероприятиях по улучшению руководства судоремонтными заводами Военно-Морских сил, эксплуатации кораблей и вооружения» было отмечено, что разрыв между потребностями в судоремонте и его выполнением продолжает увеличиваться.
Одной из основных причин создавшего положения признавалось отсутствие в ВМС центрального органа, непосредственно отвечающего за работу заводов, обеспечение их квалифицированным персоналом и материалами, передовую организацию и технологию производства, за их дальнейшее развитие.
В целях коренного улучшения руководства деятельностью судоремонтных предприятий ВМС принято решение реорганизовать центральные органы, ведающие судоремонтом, приведя их структуру и штатное расписание в соответствие с решаемыми задачами.
Приказ предусматривал формирование к 10 апреля 1954 года на базе Технического управления ВМС Главного управления судоремонтных заводов ВМС. Начальнику ГУСРЗ по фактическому состоянию и балансу на 1 апреля 1954 года были подчинены судоремонтные заводы, верфи и судоремонтные мастерские:
• 35, 6, 82, 176, ПМ-21
• 180, КМОЛЗ, 25, 28, ?
• 7, 36, 177, 29,
• 13, 99 (г. Измаил), 23, 37, СВ-1,
• 179, 178, 90, 92, 102, СВ-5, СМ-1188.

Штат управления был скомплектован по штату центральных органов управления .ГК ВМС № 1\ 386 от 07 июня 1954 г. из 6-ти отделов и численным составом: офицеров – 80, служащих – 64 чел. с подчинением Главнокомандующему ВМС.
Распоряжением Совета Министров СССР от 8 апреля 1954 года № 3659р начальнику Главного управления судоремонтных заводов ВМФ были предоставлены права, предусмотренные постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1954 года № 1002 для начальников главных управлений министерств СССР.
Уже в марте 1955 года на совещании Начальников ВиС флотов и флотилий в Кронштадте констатировались положительные результаты правительственного решения о создании промышленного главка. В выступлениях отмечалось, что это тот случай, когда не кому-нибудь должность придумали, а чтобы преимущества, созданные у нас в стране при определении системы прав Главного управления позволяли оперативно решать вопросы, чтобы действительно иметь все возможности для выполнения планов производства.
Первым начальником Главного Управления судоремонтных заводов ВМС с 22 апреля 1954 г стал контр-адмирал Леонид Иванович Караганов.
Караганов Л.И. – родился в 1908 г. в г. Павлове Нижегородской области. После окончания рабфака 4 года учился в Московском энергетическом институте, откуда по специальному набору был направлен на учёбу в ВМА им. К.Е.Ворошилова. Проходил службу:
• на КР «Киров».
• С 1938 года был откомандирован в Военно- промышленный комитет при Комитете обороны СНК (СМ) СССР. Начальник группы по НК ВМФ секретариата СНК (СМ) СССР, зам. зав. секретариата - зам. председателя. СМ СССР Н.А. Вознесенского.
• Начальник управления планирования судостроения Госплана СССР.
• Начальник ВиС 4-го ВМФ;
• Зам. секретаря постоянной комиссии ЦК КПСС по вопросам обороны.
• Для особых поручений при министре обороны СССР.
• С 1954 г. по 1970 г. начальник ГУ СРЗ ВМФ.
• Награждён 7 орденами и 14 медалями. Вице-адмирал.
Заместителем начальника ГУ СРЗ (главным инженером) назначен Ткаченко Терентий Иванович, который проходил службу на ТОФ, был начальником Порт-артурского морского завода, начальником Управления судоремонта ВМФ, начальником ТУ ВМФ (1956-1961), контр-адмирал, награждён 8 орденами.
Именно от них во многом зависела выработка стиля работы управления в период его формирования и становления. Под их руководством были разработаны документы, определяющие структуру отрасли и основные положения её функционирования.
К осени 1955 года в развитие формирования ГУСРЗ на основании постановлений СМ СССР:
• на каждом театре созданы специальные конструкторские бюро (СКБ ВМФ);
• создано Центральное конструкторско-технологическое бюро ВМФ с численностью 160 человек (ныне 51 ЦКТИС);
• сформировано техническое училище;
• в ведение ГУ СРЗ передан 1701 технический склад (центральная база технического имущества);
Организация ГУСРЗ, создание конструкторско-технологических организаций и центральной базы технического имущества, сразу же без дополнительного финансирования и капитальных затрат позволило использовать объединённую мощность заводов на наиболее критических направлениях судоремонта.
В первую очередь в 1955 году был разработан и утверждён план межведомственной кооперации. По этому плану заводы, имеющие развитое, но недогруженное кузнечно-прессовое и литейное оборудование, мощные инструментальные участки, участки резинотехнических изделий начали поставлять остальным СРЗ по согласованным ценам и срокам необходимые изделия, чем заметно снизили напряжение в материально-техническом обеспечении ремонта.
Создание в Халитовом тупике ж.д. ст. Ораниенбаум базы снабжения позволило обеспечивать СРЗ большинством необходимых материалов.
С началом освоения заводами ВМФ ремонта АПЛ была введена должность заместителя начальника управления по новой технике. На эту должность был назначен главный инженер 13 СРЗ капитан 2 ранга В.Г.Новиков, назначенный впоследствии на должность заместителя ГК ВМФ – начальника ГТУ ВМФ, ставший адмиралом.
Эффективным шагом стало перепрофилирование в 1959 г. 37 судомеханического завода в предприятие по изготовлению ЗИП для судоремонта ВМФ.
Созданный премиальный фонд ГУСРЗ был исключительно эффективно использован для поощрения коллективов предприятий за досрочную сдачу кораблей из ремонта.
Решив первоочередные вопросы организации, конструкторско-технологического и материально-технического обеспечения, Л.И. Караганов организовал наращивание производственных мощностей предприятий. Результативность этого плана основывалась на возможности централизованно утверждать титулы капитального строительства заводов через ГУСРЗ. В первую очередь решались вопросы строительства цехов для ремонта кораблей с новой энергетикой и вооружением. В этот период вводится цех для ремонта газовых турбин на КМОЛЗ, новые цеха в Севастополе, Мурманске, Росляково и др. Создан филиал 178 СРЗ, ставший впоследствии самостоятельным 30 СРЗ.
В связи с необходимостью ремонта кораблей с ЯЭУ было организовано строительство «атомных» заводов. Следует отметить, что эти заводы (10, 30, 49) приняли в ремонт первые атомные подводные лодки до полного окончания их строительства и перевооружения, широко используя возможности межзаводской кооперации.
К числу безусловных заслуг Л.И. Караганова относится также строительство инженерного корпуса ЦКТБ, создание в 1959 году СКТБ по обеспечению ремонта АПЛ (в\ч 26920) и формирование молодого, талантливого коллектива руководителей, специалистов - единомышленников в идеологии военного судоремонта.
К 01.01.1970 года в состав ГУСРЗ входило 28 предприятий.
С 1970 года по 1986 год ГУСРЗ ВМФ руководил А.М. Геворков. Экономические методы, рождённые реформами А.Н.Косыгина и максимальное использование собственных оборотных средств заводов для дополнения титульных ассигнований позволили увеличить мощность предприятий отрасли почти в два раза.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19.07.1973 г. №501-152 «О мерах по дальнейшему развитию СРБ для обеспечения ремонта и модернизации АПЛ» установлена специализация СРЗ. В 1973 году большинству предприятий были приданы военно-строительные отряды и роты, численность которых составила со временем 10000 человек.
Сформированы 524 УПЦ (КМОЛЗ), 526 УПЦ (Рига), 708 УПЦ (Таллинн) для обучения иностранных специалистов, а также 65 учебный комбинат при КМОЛЗ. Создано 82 ОКТБ на Камчатке.
Построено производственных цехов, участков, служебных зданий и испытательных стендов общей площадью более 200 000 кв. м.
Принято в эксплуатацию судоподъемных средств общей грузоподъёмностью более 250 000 тонн, в том числе ПД-41 и ПД-50 г\п 80 000 тонн, построенные в Японии и Швеции.
На строительство и реконструкцию судоремонтных заводов ВМФ только за счет централизованных капитальных вложений на 10 пятилетку было выделено в 2,5 раза больше, чем в 9 пятилетке, а в 11 пятилетке эта сумма возросла еще на 35 процентов. Ежегодно возводились городки судоремонтников до 80 тысяч кв. метров жилой площади
Чтобы представить темпы развития судоремонтной базы ВМФ в эти годы можно привести следующее сравнение: если полезные производственные площади на начало 9 пятилетки (1971 год) принять за 100 процентов, то через 5 лет они возросли до 150 процентов, к 1978 году уже до 173 процентов, а в 1980 году - составляли 216 процентов.
В составе ГУ СРЗ на этом этапе трудилось более 50 000 человек, а суммарный объем валовой продукции в сопоставимых ценах был близок к миллиарду рублей. На заводах был освоен ремонт кораблей и судов почти 300 проектов (в том числе более 50 проектов боевых кораблей всех классов, состоящих на вооружении Военно-Морского Флота). В этот период были созданы такие новые производства, как цех и испытательная станция для ремонта корабельных газовых турбин, участки по ремонту гидромеханизмов, участки по ремонту и испытанию корабельной арматуры воздуха высокого давления 400 кг/кв.см., цеха по ремонту вооружения и радио электронного оборудования. Широкое развитие получило сварочное производство, что позволило выполнять сварку всех материалов, применяемых в судостроении. Заводы практически перешли к комплексному ремонту кораблей и судов.
Именно к середине 80-х годов силами огромного числа судоремонтников была создана мощная промышленная отрасль, обеспечивающая деятельность Флота вышедшего на океанскую службу.
С 1986 года по 1992 год ГУСРЗ ВМФ возглавлял Ю.Д. Чуриков. В этот период в состав управления вошли 195, 50, 69, 365,44, 813 ремонтные заводы.
В ГУ СРЗ каждый человек, отвечающий за тот или иной участок работы, был признанным специалистом в своей области. Управление славилось сплоченным крепким коллективом способным на многое.
Почти 15 лет заместителем начальника управления по новой технике был контр-адмирал Павлов П.Я., впоследствии эту должность занимали Ю.Д.Чуриков, Ю.К.Андреев, Парасенко В.М.
На должности заместителя начальника (главного инженера) ГУ СРЗ служили генерал-майор Бойко В.М., капитан 1 ранга Геворков А.М., контр-адмирал Попов И.В., контр-адмирал Петров Ю.Е.
В 1992 году ГУ СРЗ реформировано в Управление с изменением структуры подразделений. Контр-адмирал Петров Ю.Е назначен начальником УСРЗ ВМФ, его заместителем по экономике и производству стал капитан 1 ранга Марценюк Н.И.
С 1985 года в СССР начался период экономических, а затем и политических реформ, в ходе которых руководство управления пыталось удержать систему на достигнутом уровне.
После распада СССР отрасль лишилась предприятий в Прибалтике, Азербайджане, и на Украине. Расформированы судоремонтные отряды, численность гражданского персонала сократилась более чем в три раза, и составила около 16 тысяч человек.
Необходимо признать, что основная тяжесть реформирования отрасли в условиях обвального сокращения ВМФ легла на контр-адмирала Фёдорова В.А. – начальника УСРЗ в 1995-2004 годах. Его заместителем с 1998 г. был А.А. Арутюнян.
Однако, несмотря на обескровленную реформами экономику страны руководству управления удалось сохранить работоспособность всех предприятий отрасли.
15 февраля 2007 года коллегия Минобороны России рассмотрела вопрос «О реформировании ФГУП Минобороны, осуществляющих ремонт вооружения и военной техники, в предприятия (организации) других форм собственности». Решением коллегии приоритетными направлениями в работе определены: развитие системы ремонта ВВТ и обеспечение сохранения необходимых ремонтных предприятий в составе Вооруженных сил.
Вместе с тем, уже 21 марта 2007 года подписан Указ Президента РФ № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединённая судостроительная корпорация», согласно которому все судоремонтные заводы ВМФ передаются в эту корпорацию.
Эта дата стала началом процесса ликвидации судоремонтной базы, войсковых ремонтных средств в составе Военно-морского флота.
Указом Президента РФ от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» из состава ВМФ выводятся все оставшиеся ФГУПы, выполнявшие ремонтные и конструкторско-технологические работы по восстановлению технической готовности В и ВТ.
Логичным завершением современного этапа развития отрасли явилась директива начальника Генерального штаба РФ от 07 февраля 2009 года № 314/5/384 ( на основании Д-12 от 19.01.09 МО РФ ) определившая дату расформирования УСРЗ ВМФ – 1 июня 2009 года.
На фотографии представлен памятный знак, выпущенный в честь 25-летия Главного управления судоремонтных заводов. Вручался всем сотрудникам ГУ СРЗ.
Вложения
ГУСРЗ 25 лет._1.0.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

#6 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 03 авг 2015, 11:27

Судостроительный завод «Авангард» объединяет два предприятия: ОАО «Судостроительный завод «Авангард»: судостроение военное и гражданское; судоремонт; выработка тепловой энергии; ремонт и модернизация железнодорожной техники и вагонов. Образован в 1939 г. под названием «Северная точка». После войны занимался строительством минных тральщиков, судов для рыбного промысла, небольших самоходных сухогрузных судов. Решением Правительства РФ «Авангард» назначен единственным исполнителем в стране по строительству и ремонту базовых тральщиков пр.12650. В 2010 году завод признан банкротом, здания распроданы за долги.
На фотографии представлен значок юбилея завода "Авангард".
Вложения
Завод Авангард._1.0.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

#7 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 10 авг 2015, 21:27

СРЗ-49. Этот значок, обычно именуют как "СРЗ Камчатка". Но вот беда. На Камчатке пять судоремонтных и судостроительных заводов. И к какому именно заводу имеет отношение указанный значок - никто толком сказать не может. Я отыскал этот завод, по эмблемам заводов, и тепер имею возможность рассказать и о заводе и о значке. Сам значок был выпущен в 1974 г. Это значок 49-го СРЗ ВМФ. А история завода такова.56 лет назад в январе 1959 года Главнокомандующим ВМФ было принято решение о переоборудовании плавмастерской ПМ-96 с дислокацией её в Авачинской бухте полуострова Камчатка. 5 сентября 1959 года в бухте Сельдевая у пирса рыболовецкого колхоза имени Сталина на постоянное место базирования пришвартовалась ПМ-96 «Горняк». Именно он, переоборудованный в плавмастерские сухогруз, станет первым подразделением будущего судоремонтного завода. В сентябре 1961 года был утверждён проект строительства завода для проведения текущих ремонтов дислоцированных на Камчатке надводных кораблей, дизельных и атомных подводных лодок. С конца 60-х до начала 90-х годов на заводе ведётся интенсивное строительство производственных мощностей, что позволило приступить к ремонту атомных подлодок новых поколений. В 1971 году за достигнутые успехи в освоении ремонта сложной техники в условиях Крайнего Севера Указом Президиума Верховного Совета ССР завод награждается орденом «Трудового Красного Знамени». Затем наступает пик развития судоремонтного завода Вилючинска, создаются возможности для освоения средних комплексных ремонтов атомных подводных лодок. В нелегкие для страны 90-е судоремонтный завод переживает сворачивание производственной программы, но несмотря ни на что – выстаивает! С новым веком, с 2000 года начинается новый этап в деятельности судоремонтного завода Вилючинска, на его базе создается «Северо-Восточный региональный центр по ремонту и утилизации вооружения и военной техники Вооруженных Сил РФ». Центр стал головным предприятием по производству ремонта и утилизации вооружения и военной техники Вооруженных Сил на северо-востоке России. В 2008 году предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «Северо-Восточный ремонтный центр» (ОАО «СВРЦ»). Судоремонтный завод, базирующийся в Вилючинске, сегодня представляет сложный современный отлаженный механизм, вышедший на потенциально новый уровень. Сейчас в производственную программу входит ремонт атомных подводных лодок, надводных кораблей, вспомогательных судов, вооружения номенклатуры сухопутных войск и ПВО. ОАО «Северо-Восточный ремонтный центр», отметивший свой 55-летний юбилей, это современное, динамично развивающееся предприятие, имеющее обширный опыт ремонта судов и кораблей различных классов и назначений. Это один из крупнейших судоремонтных заводов, ведущий свою работу на Северо-Востоке России.
На фото:
1. значок 25-летия завода
2. Современная эмблема завода. Изменён флаг и аббревиатура: вместо флага ВМФ СССР - Андреевский; вместо СРЗ - СВРЦ.
Вложения
49-й СРЗ. Ныне Северо-восточный ремонтный центр._1.0.jpg
Копия Северо-Восточный ремонтный центр, бывший 49 СРЗ ВМФ.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

#8 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 07 сен 2015, 20:05

В/Ч 26874 или OAO «178 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» — российское судоремонтное предприятие, находящееся в городе Владивосток на северном побережье бухты Золотой Рог. Производит комплексный ремонт кораблей и судов всех типов (корпусная, механическая, электротехническая, радиотехническая части) и доковые работы на судах водоизмещением до 7500 т. В 1877 году для обеспечения ремонта и поддержания боевой готовности кораблей на территории Военного порта Владивостока (нынешняя территория 178-го СРЗ) началось строительство артиллерийских и минно-торпедных мастерских, которые в дальнейшем были известны как Механический завод. Эти работы были закончены в 1905–1910 годах. В 1919 году механический завод разделился на две части: «Дальзавод» и мастерские «Совторгфлота». В 1932 году после принятия решения о создании Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) мастерские «Совторгфлота» были переданы военному порту МСДВ и переименованы в мастерские Главного Военного порта. В 1949 году они получили своё нынешнее название — завод № 178В. 2012 году было решено объединить мощности 178-го судоремонтного завода и Дальзавода с образованием ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод». Центр будет специализироваться на ремонте надводных кораблей и подводных лодок. В рамках модернизации будет проведена реконструкция сухого дока, создан центр ремонта подводных лодок типа «Варшавянка», построена ремонтная набережная для универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». Предусмотрено строительство эллинга и синхролифта грузоподъёмностью 5000 т, ввод в эксплуатацию плавучего дока грузоподъёмностью 35 600 т, возведение над сухим доком № 1 укрытия для круглогодичной эксплуатации.
Вложения
178-й СРЗ._1.0.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

#9 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 11 сен 2015, 19:30

Славянский СРЗ. Образование русского военного поста Славянка (впоследствии — урочище и посёлок) связано с освоением русскими побережья Южно-Уссурийского края («Славянского берега») в 1860-е гг. После проигранной Крымской войны новый император России Александр Второй изменил направление внешней политики и принял к реализации план генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева (впоследствии — Амурского) по присоединению к России Амурского края. В результате длительных переговоров с правительством маньчжуро-китайской империи Цин в 1858, 1860 гг. были подписаны Айгуньский, Тяньцзинский и Пекинский договоры, устанавливающие государственную границу между двумя державами в Приморье — Россией и Цинским Китаем. Граница проходила по р. Уссури, через оз. Ханка до моря по рекам Суйфуну и Тумен-Ула. В 1860 году капитаном первого ранга Лихачевым ещё до окончания переговоров был самоуправно основан пост Новгородский (Посьет), в котором был высажен с подчиненными лейтенант Назимов, в июле того же года после окончания переговоров с Цинской империей официально были основаны посты Владивосток и Посьет. В мае 1861 года комендант Посьетского поста капитан Черкавский направил солдат для строительства станции в бухте Туламу (Славянской) Славянского залива для поддержания сухопутной и морской связи между постами Посьет и Владивосток. Доставку солдат и грузов осуществлял клипер «Наездник», в честь которого названа северная бухта Славянского залива. Однако сам Славянский залив был известен и до посещения его русскими моряками. В 1855 году он был нанесен на английские карты под названием «порт Брюс», поэтому в различных старых журналах можно встретить такие варианты как «порт Брюс», «гавань Брюс», «залив Брюс». В 1860 году в путевых заметках писателя Максимовича, сопровождавшего адмирала Казакевчива при обходе бухт новоприсоединенного края, упоминается «деревенька аборигенов» на берегах бухты Славянка (Туламу) и водопады (Падь Водопадная). 4 января 1926 года был образован Славянский сельский совет, Славянка становится центром вновь образованного Посьетского района, в 1927 году он присоединил прилагаемые земли к Славянке — это Наездник, д. Мостовую, Нерпу и Веселую поляну. Своё название «Весёлая поляна» получила из-за латышей, основных жителей Веселой поляны. Они любили повеселиться и скучая по своей Родине, устраивали у подножья сопки Любви (в народе — Дунькин пуп) празднования традиционного праздника Лиго (день Ивана Купала) — веселые гулянья с кострами, хороводами, песнями. Все жители Славянки стекались тогда к ним на народные гулянья. 29 апреля 1943 года Славянке был присвоен статус посёлка городского типа. Своё развитие Славянка получила в 70 годы XX в, когда на берегу Славянки решено было построить судоремонтный завод. 4 января 1965 года вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве судоремонтного завода в Славянке. Была создана дирекция строящего завода и определен генеральный подрядчик — трест «Дальморгидрострой» в г. Находка. Директором строящегося завода стал Ф. Д. Карамушко, главным технологом Н. П. Толкушев и главным механиком был назначен Г. В. Щеголев.
Особенность становления будущего завода заключалась в том, что он начал действовать, выполнять государственный план и наращивать мощности, когда все производственные площадки завода находились в стадии строительства. С завершением строительства части объектов первой очереди завода, с вводом в эксплуатацию производственных мощностей блока цехов № 1, и организацией ремонта судов ДВМП в Славянке приказом Министра морского флота Т. Б. Гуженко № 47 от 6 апреля 1970 года создан Славянский судоремонтный завод на самостоятельном балансе с подчинением Дальневосточному пароходству. Поэтому 1970 год считается годом рождения завода.
В том же 1970 году прибыл док, плавмастерские реорганизовали в судоремонтный завод. Завод взял на себя функции хозяина вводимых мощностей и заботу по созданию в Славянке быта, торговли, предприятий обслуживания поселка, его благоустройства. 4 ноября 1970 года док поднял на палубу океанский пароход «Каменец-Подольск». В 1972 году появился участок судостроения, завод получил заказ на серийную постройку самоходных барж типа «Восток». Прошло два десятилетия, завод превратился в индустриальный комплекс способный обеспечивать потребности флота в ремонте более 30 типов судов, в том числе линейных ледоколов. За 20 лет со дня образования завода партия правительство и Министерство морского флота высоко оценивали самоотверженный труд коллектива завода. Три раза заводчанам вручалось пере¬ходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, 14 раз переходящее Красное Знамя профсоюза Морского и речного флота, более 26 раз занимал завод призовые места в социалистическом соревновании среди родственных предприятий. В 1960 году в Славянке был организован звероводческий совхоз «Славянский» — основное направление — производство «мягкого золота» — шкурок норки и панты пятнистого оленя. Зверосовхоз из года в год выполнял и перевыполнял планы, неоднократно зверосовхоз поощрялся вымпелами РК КПСС, почетными грамотами, переходящими Знаменами. Продукция совхоза на аукционе выдерживала высшую марку и шла на экспорт. ПСМО — 8 сыграло большую и главную роль в строительстве Славянки и судоремонтного завода, так как им были построены все жилые благоустроенные дома, школы, детские сады.
Сегодня, наряду с ремонтом коммерческих судов, принадлежащих судовладельцам Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, завод выполняет заказы по ремонту Военно-Морского флота и кораблей пограничной службы.

На фотографии представлен значок, выпущенный в честь 20-летия завода.
Вложения
Славянский СРЗ.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Судоремонтные заводы ВМФ.

#10 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 25 ноя 2015, 10:59

ОАО «780 РЗ ТСК» (780 Ремонтный завод технических средств кораблевождения) расположен в 40 километрах от Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива в городе Ломоносов (бывший Ораниенбаум). в одном из старинных зданий города Ломоносова – бывшей Офицерской стрелковой школе. В этом здании с середины XIX, века и до 1917 года не только обучались Российские офицеры, но проводилась научно – исследовательская и конструкторская работа по созданию отечественного стрелкового оружия. Здесь в 1891 году успешно прошла испытания новая оригинальная винтовка конструкции С.И. Мосина. Знаменитая трехлинейка несколько десятков лет находилась на вооружении русской, затем Советской Армии. В стрелковой школе работал преподавателем стрелкового дела и артиллерии известный ученый – оружейник Н.М. Филатов. Впоследствии став начальником школы, он создал первую в мире школу оружейных мастеров и пулеметчиков. Здесь успешно трудились творцы русского автоматического оружия: В.Г. Федоров, В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев и другие. В 1916 году в школе прошли обучения первые русские автоматчики. В декабре того же года первое в мире подразделения автоматчиков отправилось из Ораниенбаума на русско-германский фронт. После октября 1917 года школа дала начало созданным в Москве Высшим командным курсам красной Армии «Выстрел». Позднее, созданное на базе штурманских мастерских Военно-Морского Флота, ОАО «780 РЗ ТСК» в настоящее время является единственной в системе Министерства обороны Российской Федерации, которая осуществляет ремонт всех типов навигационной техники кораблей и судов Военно-Морского Флота, начиная от простейших секстанов и кончая современными навигационными комплексами. Кроме того, она является разработчиком и производителем средств навигационного оборудования в интересах безопасности мореплавания: морских буев и вех, береговых знаков, светооптических аппаратов, источников питания и т.д.
Вложения
780 ремонтный завод технических средств кораблевождения._1.0.JPG
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:


Вернуться в «ФАЛЕРИСТИКА»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 25 гостей