Мой маленький музей. Базы ВМФ.

Сообщение
Автор

Мой маленький музей. Базы ВМФ.

#1 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 24 июн 2015, 09:55

Туманный — посёлок городского типа в Кольском районе Мурманской области. Центр и единственный населённый пункт одноимённого городского поселения. Население — 685 жителей Расположен на правом берегу реки Воронья в 129 км от Мурманска. Населённый пункт был включён в учётные данные и получил наименование 14 июля 1971 года. Статус посёлка городского типа присвоен решением Мурманского облисполкома № 160 от 12 апреля 1978 года. Бывшая база 175-й отдельной бригады морской пехоты КСФ. Сейчас база находится в плачевном состоянии: http://tumannyj.ru/

На фотографиях:
Памятный знак быза морской пехоты Туманный.
Сувенирный значок с изображением эмблемы базы морпехов.
общий вид базы и посёлка
Вложения
Туманный._1.0.jpg
Туманный-2,_1.0.jpg
Туманный. База 175-й отдельной бригады морской пехоты КСФ..jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Базы ВМФ.

#2 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 24 июн 2015, 10:10

Балаклава. Объект К-825. В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.
Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями. Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически была полностью разграблена - демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той — без выстрелов — воистину холодной войне в океанских глубинах. Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников. На сегодняшний есть некоторая опасность. Дело в том, что базу охраняли специально обученные боевые дельфины. Их задача была обнаружить и уничтожить боевого пловца - аквалангиста. После развала СССР о дельфинах забыли. Они дали потомство и.... научили детёнышей охранять базу. По этой причине в настоящий момент плавать, купаться в бухте и возле неё можно НО!!! Только не с аквалангом. Вероятность нападения сторожа-дельфина очень высока.
На фотографиях:
1. Памятный значок базы.
2. общий вид бухты, в которой находится база.
Вложения
Балаклава. Объект К-825._1.0.jpg
Копия Балаклава. Объект К-825._1.2.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Базы ВМФ.

#3 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 24 июн 2015, 10:56

Утриш. Анапский дельфинарий находится на расстоянии 18 километров от Анапы в Большом Утрише. Дельфинарий представляет собой вольеры под открытым небом с проточной морской водой. Из-за того, что дельфинарий находится не в помещении, сезон представлений длится с середины мая до середины октября. Здесь можно увидеть представления таких морских животных, как черноморские дельфины и морские львы. Кроме указанного, в дельфинарии проводятся научные исследования дельфинов, а в советское время, кроме всего прочего, там готовили и боевых дельфинов. Отлов дельфинов для военных целей проводился во многих частях побережья Чёрного моря. Одним из таких мест было подножье ныне потухшего вулкана «Лысая гора» в станице Тамань.
На фото:
1-я разновидность памятного значка дельфинария в Большом Утрише.
2-я разновидность. Материал обоих значков - пластмасса.
Вид с Большого Утриша на бухты с дельфинарием.
Вложения
Утриш-1.jpg
Утриш-2.jpg
Утриш.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Базы ВМФ.

#4 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 24 июн 2015, 14:35

Казаке́вичево — село в Хабаровском крае в составе Хабаровского муниципального района. Расположено в 40 км к югу от Хабаровска в устье реки Уссури и в начале Амурской протоки на границе с Китаем. Место дислокации погранотряда и кораблей Амурской пограничной флотилии. Село было заложено в 1857 году рядом с деревней гольдов Турмэ (Фурмэ). Первоначально — Усть-Уссурийский. В 1858 году переименовано в честь адмирала П. В. Казакевича, участника Амурской экспедиции Г. И. Невельского. Н. Н. Муравьев, прибыв в поселение со всем своим штабом и архиепископом, писал 3 июня 1858 года атаману М. С. Корсакову: «Мы шли ужасно долго от сильных противных ветров, которые, вероятно, задержали и прочие все сплавы, и пришли на устье Уссури только 31 мая. Там я нашёл Казакевича. Казаки, слава богу, здоровы, у них на посту всё хорошо; строят дом, магазин, огороды засажены, и время вообще не теряли. Устье Уссури совершенно в глуши, в 4-х верстах от главного русла Амура. Вследствие сего я ставлю 13-й батальон весь на Бурее, то есть на главном русле, чтоб он мог удобнее во всякое время спускаться и подыматься к устью Амура, а в протоки в мелководье пароходы ходить не могут. Около устья Уссури весьма немного места для поселения».
В течение года до переименования строительство велось силами линейного Сибирского батальона под командованием Я. В. Дьяченко. Станица пополнялась казаками из Забайкалья, сплавлявшимися со всем хозяйством на плотах. Согласно закону об «Амурском казачьем войске» от 1860 года офицеры получали земли до 400, а рядовые — по 30 десятин. В середине июля 1857 года Казакевичево посетил натуралист Г. И. Радде до прибытия первых переселенцев — казаков. Есть описание английского путешественника Т. Аткинсона 1860 года. В 1869 году работала экспедиция натуралиста Р. К. Маака и этнографа А. Д. Брылкина, прикомандированная комиссии картографа К. Ф. Будогосского. Эти места посетил Н. М. Пржевальский, описавший жизнь поселенцев через 10 лет в книге «Путешествие в Уссурийском крае 1867—1869 гг.» В 1897 году началось осуществление проекта соединения колёсной дороги от Хабаровска до Казакевичево. В период Гражданской войны село переходило из рук в руки разных сил. Последний станичный атаман Мартемьян Васильевич Шереметьев был убит И. П. Калмыковым в 1920 году во время стоянки отряда. Через село проходил генерал Сахаров Н. П., насильно набирая станичников. В 1922 году в селе установилась Советская власть. В 1933 году на краю села построен ИТЛ Дальлага, закрытый в 1938 году, и основан колхоз «Красный пограничник», в который вступили в том числе жившие неподалёку корейцы. С 1937 по 1939 жители испытали на себе репрессии. В 1945 году проведена операция по ликвидации японского поста на китайской территории в Тютюпае. После войны в селе работал колхоз им. Дзержинского.
На фото:
1. Значок базы кораблей погранотряда Амурской военной флотилии Казакевичево
2. Фотография причала базы казакевичево
Вложения
Казакевичево. База пограничных кораблей Амурской военной флотилии. Хабаровский край._1.0.jpg
Казакевичево. База пограничных кораблей Амурской военной флотилии. Хабаровский край._1.2.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Базы ВМФ.

#5 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 29 июн 2015, 08:11

Операция по эвакуации гарнизона Ханко, проведенная с 22 октября по 3 декабря является одной из наиболее крупных и сложных, а самое главное, успешных операций, проведенных КБФ в 1941 г. Полуостров Ханко, или Гангут (Гангэ-Удд), так его называли раньше, узким языком врезается в море у входа в Финский залив. Полуостров окружён десятками мелких островков, длина его 23 км, ширина от 3 до 6 км. Еще издавна Гангут вошел в историю русского флота. Здесь в июле 1714 г. одержал свою первую победу русский галерный флот под командованием Петра I. Стратегически важный район вокруг Гангута стал местом боев во время русско-шведских войн 1741-1743 гг. и 1788-1790 гг.
После победы в русско-шведской войне 1808-1809 гг. Финляндия вошла в состав Российской империи. Заняв в 1808 г. полуостров Гангэ-Удд, русские войска построили здесь укрепления, которые в 1854 г. подверглись мощной атаке англо-французского флота, но ответным огнем русские артиллеристы заставили корабли противника бесславно отступить. Долгие годы полуостров Гангэ, теперь больше известный как Ханко, сохранял свое важное значение в системе береговой обороны Балтийского моря. Здесь заканчивалась флангово-шхерная позиция. Основная задача ее обороны заключалась в том, чтобы не допустить проникновения противника на шхерный фарватер.
Во время Первой мировой войны на Ханко в бухте Лаппвик находилась маневренная база Балтийского флота. В декабре 1917 г. Финляндия получила независимость, и русский флот покинул базы на ее территории, в том числе и Ханко. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. завершилась подписанием 12 марта 1940 г. мирного договора между СССР и Финляндией, по которому Финляндия предоставляла Советскому Союзу в аренду на срок в 30 лет полуостров Ханко с прилегающей к нему акваторией и множеством малых островков, разбросанных по ней. Государственная граница и граница базы проходила по перешейку, в том месте, где летом 1714 г. по приказу Петра I была прорублена просека, и началось строительство переволоки для галер. 20 марта 1940 г. нарком ВМФ Кузнецов Н.Г. приказал командующему КБФ сформировать военно-морскую базу Ханко.
В её состав вошли: управление базы (командование и штаб, политотдел), 3-й дивизион эскадренных миноносцев («Артем», «Володарский», «Карл Маркс», «Энгельс»), 2-й дивизион базовых тральщиков (Т-208, Т-210, Т-213), 26-й дивизион подводных лодок (М-90, М-95, М-96, М-97), 2-й отряд торпедных катеров (три звена), звено сторожевых катеров (три катера типа МО-4), отдельный артиллерийский дивизион (10 батарей: 9 130-мм, 3 100-мм и 18 45-мм орудий), участок ПВО (61-й и 93-й артиллерийские зенитные дивизионы), 8-я отдельная стрелковая бригада, смешанный авиаполк, охрана рейдов, военный порт 2-го разряда, ряд других частей и подразделений. Военно-морская база (ВМБ) Ханко занимала выгодное положение, контролируя вход в Финский залив. Тяжелые артиллерийские батареи, установленные на полуострове Ханко, а также на острове Хиума (Даго) и небольшом островке Осмуссаар у противоположного берега залива, вместе с минными заграждениями и во взаимодействии с кораблями и авиацией могли преградить вход в Финский залив всем кораблям и транспортам противника.
Основную ударную силу базы составляли береговые батареи. К началу войны на Ханко были передислоцированы две крупнокалиберные железнодорожные батареи калибра 305 и 180 миллиметров, построены и введены в строй два артиллерийских дивизиона береговой обороны. На острове Руссааре строилась 305-мм башенная четырёхорудийная батарея, которая после ввода в строй должна была стать основой артиллерийской обороны базы в морском секторе. Но, к сожалению, в июне 1941 г. были готовы только котлованы под башни. На перешейке, соединявшем полуостров с материком, была создана надежная система сухопутной и противодесантной обороны, опирающаяся на доты, дзоты и надолбы, плотно расположенные по фронту и эшелонированные в глубину. До войны только дотов и дзотов было построено 190, прорыт противотанковый ров, установлены проволочные заграждения. Ханко была единственная советская военно-морская база, имевшая до начала войны полноценную сухопутную оборону. У побережья Ханко имелись три рейда, доступные для самых больших кораблей и судов, они могли вместить целый флот. Гавани порта были оснащены кранами, а набережные облицованы гранитом. К причалам подходили железнодорожные ветки.
Финны также еще до войны построили в северной части полуострова несколько рубежей обороны глубиной до 12 км. На побережье и на островах в районе Ханко ими было установлено большое число артиллерийских батарей – около 150 орудий калибра от 76 до 254 мм, а также множество наблюдательных вышек. Незадолго до войны командиром ВМБ был назначен генерал-майор (с сентября – генерал-лейтенант) береговой службы Кабанов С.И. Несмотря на стратегически выгодное расположение базы, ни эсминцы, ни тральщики до войны не имели здесь постоянного базирования. К началу войны в базе находилось только четыре лодки: одна находилась в дозоре, остальные ремонтировались в Таллине. В июне последние четыре лодки покинули Ханко, уйдя на позиции или в Палдиски. Торпедные катера 1-й бригады (14 ед.) с началом войны также перебазировались. На Ханко остались только береговые базы подплава и бригады торпедных катеров.
Охрана водного района (ОВР) базы имела в своем составе всего три катера «малых охотника» МО – 311, 312, 313. Кроме того, в Ханко находился и морпогранотряд, имевший четыре таких же катера типа «МО» – ПК-236, 237, 238, 239. После начала войны катера погранотряда были переданы в ОВР, и был сформирован 3-й дивизион сторожевых катеров (7 катеров типа «МО»). Таким образом, на военно-морской базе Ханко из кораблей осталось всего 7 катеров "малых охотников", гидрографические суда (ГИСУ) «Волна» и «Веха» и 13 малых катеров охраны рейда. На полуострове базировался 13-й истребительный полк, насчитывающий 60 самолетов. В июне 1941 г. на Ханко осталась только одна эскадрилья (И-153), остальные три эскадрильи под Ленинградом получали новые машины. Кроме того, на Ханко размещалась 81-я отдельная авиационная эскадрилья (ОАЭ) гидросамолетов МБР-2. Во время войны в боевые задачи ВМБ Ханко входило: оборона северного фланга минно-артиллерийской позиции, оборона базы с моря, с суши и с воздуха. Располагаясь на основном шхерном фарватере, база не позволяла кораблям и судам противника переходить из Ботнического залива в Финский залив и обратно. Поэтому противник стремился как можно быстрее захватить Ханко.
В первый же день войны, 22 июня 1941 г., в 22.30 бомбардировочная немецкая авиация произвела налет на Ханко, а на следующий день наши истребители нанесли ответный штурмовой удар по аэродрому Турку. Для усиления противодесантной обороны Ханко были проведены минные постановки. Всего катерами и вспомогательными судами базы было выставлено 367 мин. Корабельные дозоры вели наблюдение за противником. Одновременно катера "малые охотники", несшие дозор, осуществляли противолодочную оборону на подходных фарватерах к Ханко.
С конца июня финская артиллерия начала вести интенсивный артиллерийский и минометный огонь по переднему краю обороны, позициям береговой и железнодорожной артиллерии, по городу, порту, аэродрому, расходуя за сутки от 2 до 6 тыс. снарядов. Наиболее тяжелым был день 29 июля, когда все финские батареи обрушили свой огонь на полуостров. Береговая и полевая артиллерия базы вела ответный огонь по батареям противника, переднему краю его обороны, железнодорожным станциям, уничтожала наблюдательные вышки. 29 июня и 1 июля финские части предприняли две попытки прорвать оборону базы на перешейке, атаки были отбиты, финны более не пытались атаковать базу с суши. Но перед перешейком они сосредоточили так называемую Ударную группу Ханко силой до двух дивизий. Уже в начале августа командование КБФ обратилось к наркому ВМФ с предложением об эвакуации базы с целью усиления обороны Таллина. В ответ Кузнецов Н.Г. 14 августа направил Военному совету КБФ директиву о ведении боевых действий на Ханко: "Переброска частей с Ханко признана неправильной, предложено обеспечить запасы продовольствия и боеприпасов и драться".
Вторично ВС КБФ 21 августа предложил снять войска с Ханко и Моонзундских островов и создать ударную группировку для прорыва по берегу Финского залива к Ленинграду. Но Ставка отклонила это предложение, приказав всем оставаться на месте. В ночь на 28 августа с Ханко просматривалось зарево над Таллином, флот и войска покидали главную базу. После оставления Таллина и ухода флота в Кронштадт гарнизон Ханко остался без подвоза снабжения. В дальнейшем база жила и воевала за счет своих довоенных запасов. После эвакуации Таллина командующий Северо-Западным направлением Ворошилов К.Е. и член Военного совета Жданов А.А. обратились к начальнику Генерального штаба с просьбой о необходимости эвакуации Моонзундских островов и Ханко. На этот раз Ставка согласилась, и в тот же день поздно вечером начальник Генерального штаба Б. Шапошников по поручению Ставки Верховного Главнокомандования направил директиву ВС Северо-Западного направлением об эвакуации войск с островов Сарема, Хиума и полуострова Ханко.
Но обстановка на фронте сложилась таким образом, что в конце августа и сентябре командованию флота и фронта было не до островов и Ханко. Главной задачей было отражение штурма Ленинграда. К тому же командование флота еще не отошло от шока после ужаса Таллинского перехода. При эвакуации Таллина, 29 августа, транспорт № 510 «Вахур» доставил из Палдиски на Ханко 46-й отдельный инженерный батальон численностью 1100 чел. Вместе с транспортом на Ханко прибыла канонерская лодка «Лайне». Это были последние корабли, пришедшие на Ханко. Защитники базы начали экономить на всем, в том числе и на питании. 1 сентября норма выдачи мяса была сокращена до 33 граммов в день на человека. Масло отпускалось только госпиталям и донорам. Труднее всего было экономить бензин. В начале сентября была предпринята попытка доставить на Ханко грузы на подводной лодке. 9 сентября подводная лодка П-1, приняв 154 ящика консервов, 200 100-мм и по 100 76-мм и 45-мм снарядов, до 2 т медикаментов и другие грузы, всего 19,6 т, вышла из Кронштадта в сопровождении двух тральщиков, а от Гогланда продолжала движение самостоятельно. На Ханко лодка не прибыла, вероятно, она подорвалась на мине и погибла.
Отступление советских войск из Прибалтики, оставление ими Таллина и уход флота в Кронштадт резко изменили условия, в которых предстояло действовать гарнизону ВМБ Ханко. Боевые задачи оставались прежними: находясь в глубоком тылу, в окружении, ее гарнизон должен не только продолжать оборону северного фланга минно-артиллерийской позиции, которую пока никто не атаковал, не пытался прорываться, хотя теоретически такая попытка не исключалась, но и оборонять полуостров Ханко. Кроме того, еще 10 июля командующий флотом, прибыв на Ханко, поставил ее командованию еще одну задачу. Финские войска, наступая на Карельском перешейке, создавали угрозу непосредственно Ленинграду. Задача базы – оттянуть на себя как можно больше войск противника, своей активностью заставить врага усилить противостоящую Ханко группировку.
Для выполнения такой задачи необходимо было перейти к активным действиям, прорвать оборонительную полосу на сухопутном фронте. А что дальше?.. Увеличится территория – возрастет протяженность фронта. Для его обороны нужны силы, новые силы. А на новые силы рассчитывать не приходилось. Кронштадт и Ленинград сами с сентября находились в блокаде, испытывая острую нужду, как в продовольствии, так и в боеприпасах, топливе и т.д. Конечно, проводить наступательные операции на перешейке в таких условиях было невозможно. Активные действия развернулись на островах, окружавших полуостров Ханко. Десантные отряды, сформированные из личного состава различных частей и подразделений гарнизона Ханко, при поддержке кораблей ОВР-а базы, в период с 10 июля по 23 октября захватили 18 финских островов, в том числе такие крупные, как Хорсен, Гунархольм, Эльхольм, Бокхольм, Берхольм. Финны, в свою очередь, неоднократно атаковали наши острова, входящие в систему обороны ВМБ Ханко, а также острова, занятые советскими войсками, но каждый раз эти атаки отражались с большими потерями для финнов.
Уже во время войны на Ханко была построена 100-мм железнодорожная и 85-мм береговая батареи. Продолжалось строительство укреплений. К 1 сентября на перешейке были построены 3-я и 4-я полосы обороны. Был построен подземный госпиталь, девять подземных ангаров, два подземных командных пункта (штаба базы и сектора береговой обороны). Из личного состава 94-го и 95-го инженерно-строительных и 219-го саперного батальонов был сформирован 219-й стрелковый полк. 7 сентября приказом командующего флотом военно-морской базе Ханко был подчинен гарнизон острова Осмуссар, находившийся в 30 милях от Ханко. После выхода немецких войск к Финскому заливу и падения Таллина рушилась вся система обороны, и главная задача ВМБ Ханко – закрывать вход в устье Финского залива – утратила свое значение. Правда, в сентябре 1941 г. немцы сосредоточили и в районе Аландских островов эскадру, но не для прорыва в Финский залив, а, наоборот, в ожидании прорыва советского флота из залива.
Это был единственный случай, когда немцы вывели в Балтийское море свои крупные надводные корабли в таком количестве, намереваясь использовать их против советского флота. Для усиления морской обороны Ханко 29 сентября из Кронштадта были присланы... три торпедных катера типа Д-3. На одном из катеров на Ханко прибыл корреспондент В. Рудный, который опубликовал в «Правде» ряд очерков о защитниках Ханко, а уже в 1942 году выпустил книгу «Непобежденный Гангут». 8 сентября немецкие войска начали операцию по захвату Моонзундского архипелага. Последним рубежом обороны Хиума (и всего архипелага) стал полуостров Тахкуна. 18 октября ВС КБФ отдал приказ об эвакуации гарнизона острова Хиума на Ханко. Эвакуация с полуострова Тахкуна была проведена с 19 по 22 октября. Всего с острова было снято 570 человек, все батареи острова были взорваны.
С падением Моонзундских островов в устье Финского залива остались только Ханко и маленький Осмуссаар. 18 октября на Ханко были вторично сокращены нормы пайков. Бойцу выдавали на день: хлеба 750 граммов, мяса 23 грамма, сахара 60 граммов. При такой норме запасов должно было хватить до 1 апреля 1942 г. Защитники Ханко стали строже экономить боезапас. Еще более остро ощущался недостаток горючего. В частях оставили на ходу по нескольку автомашин и на каждую отпускали всего по 5 литров бензина в сутки. Возможность дальнейшего сопротивления Ханко зависела от систематической доставки гарнизону продовольствия, боезапаса и бензина. Чтобы доставить все необходимое, следовало до наступления ледостава совершить большое количество рейсов, преодолевая минные поля, минуя дальнобойные артиллерийские батареи противника в районах подходов к Хельсинки, м. Юминда и на о. Макилуото.
Но главное препятствие заключалось в том, что в Кронштадте и Ленинграде отсутствовали запасы продовольствия, бензина и боезапаса, что не давало возможности в тот период завезти такое их количество, которое обеспечивало бы сопротивление Ханко до начала кампании 1942 г. В то же время с появлением ледового покрова полуостров переставал быть неуязвимым с моря. Фронт его обороны значительно увеличивался, по существу, требовалось создать круговую оборону базы, а это требовало существенного увеличения числа войск и огневых средств, при неизменной численности гарнизона. К 22 октября обстановка на фронтах сложилась следующая: на сухопутном фронте враг потеснил наши войска и подошел к Ленинграду, заняв Петергоф, Стрельню, Пушкин, Мгу, Шлиссельбург, Ивановские пороги и ряд других пунктов. Ленинград был отрезан от Большой земли и оказался в блокаде.
На море – оба берега залива находились в руках противника. Немецкая и финская авиация проявляла активность, атакуя все суда в Финском заливе. На всем пути от Кронштадта до Ханко находились многочисленные минные заграждения. Связь с Ханко поддерживалась только по радио и самолетами. 23 октября, учитывая сложность обстановки под Ленинградом и трудность снабжения и обороны полуострова Ханко в зимних условиях, Ставка ВГК приняла решение об оставлении Ханко и Осмуссаара. Большая часть гражданского населения была эвакуирована с полуострова в самые первые дни войны. Еще 22 июня 2500 женщин и детей семей военнослужащих были отправлены в Таллин на турбоэлектроходе «И. Сталин». Спустя два дня еще около двух тысяч женщин и детей были отправлены на транспортах. После завершения Таллинского похода советские надводные корабли не выходили в Финский залив дальше острова Гогланд. Обстановка в западной части залива была неясной. Чтобы выяснить возможности противника противодействовать операции по эвакуации Ханко, было принято решение провести разведку, направив в Ханко небольшой отряд кораблей. Командование флота решило послать быстроходные тральщики (БТЩ) без прикрытия более крупными кораблями. Тральщики должны были доставить на Ханко бензин и боезапас для 130-мм орудий, в которых база остро нуждалась.

На фото знак ветерана обороны базы на полуострове Гангут
Вложения
Гангут. 164 дня обороны._1.jpeg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Базы ВМФ.

#6 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 01 июл 2015, 21:48

Город Лиепая (Либава) ведет свое начало от небольшого села Лива (по-видимому, оно получило название от протекавшей поблизости реки Ливы), которое впервые упоминается в документе, датированном 1253 г. Статус города Лиепая получила в 1625 г. Стабильное и быстрое развитие города началось с конца XVIII в., когда Лиепая и вся Курземе вошли в состав Российской империи. Географическое положение Лиепаи очень выгодно и в военном отношении. Она имеет ряд естественных рубежей: с одной стороны ее окаймляет море, а с другой — два озера (Лиепаяс и Тосмарес); в город можно проникнуть лишь по узкому перешейку. Это обусловило строительство в Лиепае в начале XX столетия мошной по тому времени крепости, воздвигнутой к 1907 г. Был сооружен и военный порт, где вокруг гавани расположились казармы, госпиталь и другие необходимые для базирования флота сооружения. Лиепая и лиепайчане получили в наследство исключительно богатую историю. Осенью 1904 года с лиепайских причалов кричали «Ура!» отправляющимся навстречу Цусиме кораблям эскадры адмирала Рожественского. В 1905 году одновременно с работами по строительству первых подводных лодок России идет организация Учебного отряда подводного плавания(УОПП). Его руководителем назначают отличившегося в сражении у Порт-Артура, контр-адмирала Э.Н.Щенсновича. УОПП решают разместить в Либаве на территории Военного порта императора Александра III. Созданию этого подразделения предавалось настолько важное значение, что после решения о его создании Адмиралтейств-Советом, вопрос был вынесен на Госсовет, который 29 мая 1906 года постановил образовать Учебный отряд подводного плавания. В состав отряда, вошли все подводные лодки Балтийского флота: «Белуга», «Пескарь», «Стерлядь» и «Сиг». В качестве плавбазы к отряду прикомандированы пароходы «Хабаровск» и «Славянка». Контр-адмирал Щенснович разработал все основные организационные документы российского подплава. По его замыслу у канала Военного порта вырыли боковой бассейн с пирсами для швартовки ПЛ, возвели зарядную станцию, установили опреснители, построили эллинг для подъема лодок. Мастерские, в которых собирались американские подводные лодки конструкции Лэка, приспособили к ремонту подлодок российского производства. Правда, Лиепайская крепость просуществовала всего год. Подписанным в 1905 г. Бьеркским договором между Россией и Германией предусматривалось взаимное разоружение границ между этими государствами, и в ноябре 1908 г. крепость (сухопутный гарнизон) в Лиепае была ликвидирована. Крепостные сооружения были разрушены уже в ходе первой мировой войны. Таким образом, затраченные на их сооружение огромные средства (более 45 млн. рублей) были выброшены на ветер.
После переворота 1917 г. и создания в 1919 г. первой латвийской республики Лиепая стала столицей ВМФ Латвии, в которой усиленно начал формироваться национальный военный флот под руководством первого адмирал Латвии, графа Арчибальда Кейзеряйнга, в прошлом офицера российского флота, окончившего УОПП.
5 октября 1939 г., был подписан договор о взаимопомощи и дружбе между СССР и буржуазной Латвией, в соответствии с которым Советскому Союзу предоставлялось право ввести свои сухопутные войсковые части и военно-морской флот (численностью личного состава до 25 тыс. человек) в определенные районы Латвии в том числе и в Лиепая. В 1941 г., после тяжёлых оборонительных боёв 22-29 июня, советским морякам пришлось оставить базу Лиепая, в которую вошли германские войска. После освобождения Латвии база вернулась в состав Балтийского флота.
На фотографиях:
1.Остатки крепости Лиепая.
2.Памятный знак 30-летия базы ВМФ Лиепая. Этот знак имеет множество разновидностей из-за повторных выпусков. Так как знак оказался очень популярным. Представлен первый выпуск знака.
Вложения
Остатки крепости Лиепая.jpg
Лиепая. ФФ. Цена 163 р._1.JPG
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Базы ВМФ.

#7 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 21 ноя 2015, 15:51

Ленинградская военно-морская база (ЛенВМБ) — военно-морская база Балтийского флота России. Во времена СССР Краснознамённая Ленинградская военно-морская база была военно-морской базой прямого подчинения, то есть подчинялась не командующему Балтийским флотом, а напрямую Главнокомандующему ВМФ СССР. Включает пункты базирования и порты Кронштадт, Санкт-Петербург, Ораниенбаум, Приозерск, акватории восточной части Финского залива и Ладожского озера. До конца 2008 года штаб базы находился в здании Адмиралтейства.
База была создана 15 марта 1919 года приказом № 117 по флоту Балтийского моря путём преобразования Морских сил Петрограда в Петроградскую морскую базу. Первым начальником морской базы 29 марта того же года был назначен военный моряк Александр Николаевич Сполатбог. На Петроградскую морскую базу возлагалась ответственность за дислокацию кораблей и судов, а также за принятие мер по обороне города с морских направлений. В первый отряд боевых кораблей базы входило три линкора, три крейсера, миноносцы и пять яхт. Базу неоднократно упраздняли, переформировывали и вновь создавали
Вложения
Ленинградская военно морская база 70 лет._1.0.JPG
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Базы ВМФ.

#8 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 21 ноя 2015, 16:21

Западная Лица, Заозёрск, Североморск-7, она же Мурманск-150. Город основан в 1958 г. Военно-Морская база состоит из 4 пунктов базирования: Малая Лопатка, Андреева губа, Большая Лопатка и Нерпичья.
Малая Лопатка стала портом приписки первой советской атомной подводной лодки К-3. В конце 1950-х годов была оборудована первая база в губе Малая Лопатка. Здесь базировалась и проходила испытания под руководством академика Александрова первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». В июле 1961 года 206-я отдельная бригада подводных лодок была преобразована в 1-ю флотилию подводных лодок. В её составе была создана 3-я дивизия подводных лодок — первая дивизия атомных подводных лодок ВМФ СССР. В её состав вошла подводная лодка К-3 и АПЛ проекта 627А «К-5», «К-8», «К-14». 15 июля 1961 года была сформирована 31-я дивизия ПЛ с базированием в Малой Лопатке. Первоначально в нее входили лодки 658 проекта — «К-19», «К-33», «К-55», плавбаза «Двина» и две плавказармы ПКЗ-104 и ПКЗ-71. В течение 1962—1963 годов дивизия пополнилась новыми лодками 658 проекта «К-16», «К-40», «К-145», «К-149», «К-178».
После завершения строительства пункта базирования в губе Большая Лопатка в первой половине 1960-х годов лодки переведены туда. А Малая Лопатка используется для ремонта кораблей. Здесь расположена причальная линия, состоящая из пяти пирсов, и плавучий ремонтный завод. Вторым пунктом базирования стала Большая Лопатка, находящаяся в двух километрах ниже по заливу от Малой Лопатки. Является самым крупным пунктом базирования АПЛ. Сюда была переведена из Малой Лопатки 11-я дивизия, вооруженная лодками проекта 675. Позже дивизия получила на вооружение лодки проектов 949 и 949А. Здесь же располагалось 6-я дивизия АПЛ созданная - 01.08.1978 г. 1 октября 1991 г. и вошедшая в состав 9-й эскадры ПЛ. В Западной Лице, где базировались корабли класса "Альфа", проект 705, был создан целый береговой комплекс для кораблей этого проекта. Построена специальная котельная для подачи пара на корабли. К пирсам, где стояли корабли, поставлены плавказарма и эсминец, которые давали пар от своих котлов. Однако, в связи с низкой надежностью берегового комплекса, подводные лодки "грелись" от своего тепла, т.е. ЯР работали на 5 процентном уровне мощности. Это приводило к быстрому износу реакторов и необходимости практически постоянного присутствия экипажа на борту лодки. Трудности с обеспечением внешним теплом привели к тому, что все АПЛ этого класса к концу 80-х г.г. были выведены из эксплуатации. Перегрузка ядерного топлива не осуществлялось, из-за чего ЯЭУ этого класса АПЛ получили название - "реакторы одноразового использования". За все время эксплуатации корабельные ЯЭУ с ЖМТ наработали около 70 реакторо-лет. В Большой Лопатке расположена причальная линия, состоящая из 8 пирсов. Для технического обслуживания АПЛ здесь также находится плавучий док. Строительство сооружений в бухте Нерпичьей, расположенной в глубине бухты, было завершено во второй половине 1960-х годов. В 1972 году сюда из Малой Лопатки была переведена 7-я дивизия ПЛ вооруженная лодками 675 проекта. К концу 1973 года в ее состав входило 14 лодок, 5 плавказарм и один торпедолов. В 1977 году начата реконструкция с целью создания базы для АПЛ проекта 941 «Акула». Работы длились четыре года. Была создана специальная причальная линия и пирсы которые должны были обеспечивать лодки в базе всеми видами энергоресурсов. Для доставки самых крупных в истории БРПЛ Р-39 к Нерпичьей велась железнодорожная ветка. Однако в силу ряда причин ветка так и не была достроена, а пирсы не обеспечивали лодки энергоресурсами, а использовались как простые причальные. Приблизительно в 1980—1981 сюда была переведена 18-я дивизия ПЛ, которая получала на вооружение вводившиеся в строй лодки проекта 941 — ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, ТК-20. В пяти километрах от Заозёрска находится техническая база в губе Андреева. Это один из самых крупных объектов Северного флота по хранению отработанного ядерного топлива. Общая площадь занимает около 2 гектар. В состав сооружений базы входят пирс для выгрузки ОЯТ, технологический причал, береговой кран грузоподъемностью 40 тонн, пункт санитарной обработки персонала, хранилища жидкого и твердого отработанного топлива. В настоящий момент администрация города ищет пути для создания новых рабочих мест, и, может быть, в обозримом будущем в Заозёрске появится сеть муниципальных предприятий промышленного характера: заводов по переработке грибов, ягод, морепродуктов и аквакультуры, предприятий по ремонту бытовой техники. Новые рабочие места городу необходимы, как воздух. Заозёрск стал родным домом для людей, приехавших сюда 30-40 лет назад, у которых здесь выросли дети, родились внуки. На долгие годы обосновываются в городе семьи многих уволеных в запас офицеров и мичманов, которым ехать сегодня некуда. Поэтому, естественно, что Заозёрск должен жить и развиваться, несмотря на сокращение своей "прародительницы" - 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок.
На фото:
1. Самый первый значок базы (редкость, выпущен в 1988 г.).
2. Губа Малая лопатка.
3. Губа Большая лопатка.
4. Нерпичья губа.
5. Губа Андреева
Вложения
Мурманск-150.JPG
Малая-Лопатка-1-из-1.jpg
Большая лопатка.jpg
Нерпичья губа.jpg
Губа-Андреева.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Базы ВМФ.

#9 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 21 ноя 2015, 16:27

Оленья Губа — населённый пункт в Мурманской области. Входит в административный округ Гаджиево в составе ЗАТО Александровск. Расположен на южном берегу губы Оленьей Кольского залива Баренцева моря в 4 км от Гаджиево. В посёлке расположена база ВМФ. В посёлке в братской могиле похоронен экипаж подводной лодки С-80, затонувшей в 1961 году. Действует средняя школа № 280 и детский сад, также работает культурно-молодёжный центр. Упоминание населённого пункта Оленья Губа как административно-территориальной единицы впервые встречается в документе исполнительного комитета Александровского Волостного Совета рабочих, крестьянских и рыбацких депутатов от 3 мая 1920 года. Этот день считается днём образования посёлка. После ликвидации Александровского сельсовета 4 июня 1920 года и до 1932 года сведений об Оленьей Губе не имеется. Но по архивным данным известно, что с момента основания и до конца 30-х годов посёлок был рыбацким и оленеводческим. По мере формирования Северного флота, в конце 1930-х годов, Оленья Губа перестраивается под военно-морскую базу — сооружаются причалы, склады, казармы, госпиталь, база отдыха моряков. Интерес военных обусловлен удобным расположением посёлка — хорошо защищённая бухта с глубинами до 60 метров, расположенная недалеко от выхода в Кольский залив и Баренцево море и в непосредственной близости от Екатерининской гавани (город Полярный, бывший Александровск) — первой базы Северного флота СССР. В тот период дороги до Оленьей Губы не было, снабжение и доставка строительных материалов осуществлялась морем. Во время Великой Отечественной войны на Оленью Губу базировался дивизион торпедных катеров, ныне 108-й Печенгский Краснознамённый Ордена Ушакова 1 степени дивизион малых ракетных кораблей. В послевоенный период гражданское население в посёлке отсутствовало — гражданские лица проживали в рядом расположенном посёлке Щитовая, на месте которого ныне построен СРЗ Нерпа. В период с 1955 по 1958 годы в Оленью Губу с Балтики переводят дивизию дизельных подводных лодок. В 1970-х годах Оленья Губа становится базой атомных подводных лодок. По состоянию на 2013 год на Оленью Губу базируется БС-136 «Оренбург» (бывшая К-129), АПЛ специального назначения, и дивизион малых ракетных кораблей.
Вложения
Губа оленья.-1.0.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. Базы ВМФ.

#10 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 21 ноя 2015, 16:52

Лиинахама́ри — (в переводе с финского языа "цветок из камня") населённый пункт в Печенгском районе Мурманской области, порт в Печенгском заливе. С 1800-х годов входил в состав Российской империи. Отделившееся в 1917 году Великое княжество Финляндское стало независимой страной Финляндией, а в России большевиками была образована РСФСР. При этом в России началась гражданская война, основными силами в которой были «белые» и «красные». Борьбы этих сил происходила на территории бывшей империи, в том числе как внутри Финляндии, так и между финскими и русскими «белыми» и советскими «красными» войсками на территории РСФСР. Эти бои, вошедшие в историю как первая советско-финская война, закончились в 1920 году мирном договором, заключённым в Тарту. Согласно этому мирному договору между РСФСР и Финляндией, порт Лиинахамари вошёл вместе со всем районом Петсамо в состав Финляндии. Во время советско-финской зимней войны 1939—1940 годов, СССР занял район Печенги, однако по окончании войны вернул его обратно Финляндии, за исключением западной части полуострова Рыбачьего. Согласно некоторым точкам зрения, это было сделано из-за возможных осложнений с правительствами стран, которые вели добывающую деятельность в районе. В годы Советско-финской войны 1941—1944 годов — Великой Отечественной войны порт Лиинахамари был главной базой для вывоза никеля из стратегически важных для Германии месторождений в районе посёлка Петсамо, а также одной из важнейших военно-морских баз Кригсмарине на побережье Баренцева моря. Эта база играла огромную роль в борьбе с советским Северным флотом и арктическими конвоями союзников в СССР, а также находилась на передовом рубеже обороны оккупированной немцами Норвегии от наступающей Советской армии. Порт и гавань Лиинахамари были превращены в мощный оборонительный район во фьорде Петсамовуоно. В целом система обороны Лиинахамари и залива насчитывала 4 береговые батареи 150 и 210-миллиметровых орудий, 20 батарей 88-миллиметровых зенитных орудий противовоздушной обороны, оборудованных для стрельбы по наземным и морским целям. В порту на причалах были оборудованы железобетонные доты с бронированными колпаками. 19 сентября 1944 Финляндия и СССР заключили Московское перемирие, завершившее советско-финскую войну. По его условиям, Лиинахамари, как и весь район Петсамо, вошла в состав Мурманской области РСФСР. В послевоенные годы в Лиинахамари были размещены база 42-й бригады подводных лодок, дивизион малых ракетных кораблей (МРК), 15-я бригада охраны водного района (ОВРа), состоящая из сторожевых кораблей (СКР) 50-го проекта, кораблей воздушного наблюдения (КВН) и тральщиков Северного флота. Также располагалась одна из крупнейших торпедно-технических баз Северного флота. В 1993 году губернатор Мурманской области Евгений Комаров предложил построить в Печенгской губе специализированный порт, оснащенный нефтяным терминалом и мощностями по переработке углеводородного сырья. Под строительство терминала и завода предполагалось использовать бывшую военно-морскую базу Лиинахамари. Проект получил название «Северный морской порт Печенга», стоимость его ориентировочно оценивалась в 3−4 млрд долларов. По мнению экспертов, новый порт должен был стать одним из самых налогоёмких предприятий Северо-Запада России и полностью окупиться в течение пяти лет. В ходе муниципальной реформы с января 2005 года Лиинахамари вошёл в городское поселение Печенга Печенгского района.
На фото:
1. Лиинахамари 25 лет освобождения.
2. Лиинахамари. памятник морякам ОВРа В/Ч 10678
Вложения
Лиинахамари 25 лет освобождения._1.0.jpg
Копия Лиинахамари. Памятник морякам ОВРа ВЧ 10678.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:


Вернуться в «ФАЛЕРИСТИКА»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей