Мой маленький музей. - Лёгкие крейсера проекта 68-бис

Сообщение
Автор

Мой маленький музей. - Лёгкие крейсера проекта 68-бис

#1 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 01 июл 2016, 00:04

Крейсера проекта 68-бис, по классификации НАТО — класса «Свердлов». Одни из первых послевоенных проектов и последняя серия чисто артиллерийских крейсеров в СССР. Могут нести дежурство и вести боевые действия как вблизи побережья, так и в открытом море. Серийная постройка ЛКР данного типа производилась в соответствии с первой послевоенной программой военного судостроения СССР, принятой в 1950 году. К середине 1950-х гг. к постройке по пр. 68-бис, было запланировано 25 единиц. Заложено — 21 единица, фактически достроены в различных модификациях — 14 единиц, для Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов СССР. Крейсера проекта 68-бис были одной из крупнейших крейсерских серий в мире. С 1956 года, после списания линкоров типа «Севастополь», КРЛ типа «Свердлов», вплоть до середины 1960-х гг., являлись основными кораблями в ядре надводных сил ВМФ СССР. В первые послевоенные годы, вплоть до середины 1950-х годов, СССР не имея реальных технических возможностей для создания мощного океанского ракетно-ядерного флота был вынужден строить корабли с обычным артиллерийским и торпедно-минным вооружением. В этот период флот СССР сохранял статус флота прибрежного действия и предназначался, в основном, для решения оборонительных задач. В соответствии с этой военно-морской доктриной велась разработка проекта крейсера типа «Свердлов». Эти корабли по своим размерам явились самыми крупными крейсерами в истории ВМС СССР и самыми многочисленными в своём подклассе.
В январе 1947 года было выдано тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта. Разработку технического проекта под шифром «68-бис» вело ЦКБ-17 под руководством главного конструктора А. С. Савичева (экономя время, от разработки эскизного проекта отказались), который был утверждён через пять месяцев… В 1949 году, по требованию руководства ВМФ, рабочий проект был переработан с учётом установки новых радиолокационных станций и средств связи системы «Победа».
Разработка проекта КРЛ под шифром «68-бис» — итог почти 15-ти летнего периода работы ЦКБ-17 по созданию советских КРЛ под руководством А. С. Савичева, (главный наблюдающий от ВМФ капитан 1-го ранга Д. И. Кущёв) производилась одновременно с достройкой крейсеров предвоенной закладки. В качестве корабля-прототипа был выбран лёгкий крейсер «68-k типа Чапаев». Однако, в отличие от КРЛ типа «Чапаев», достроенных по переработанному — первому послевоенному проекту, новый проект КРЛ был разработан с учётом реализации послевоенных технологических достижений в советском кораблестроении. В этот период в СССР были продолжены научные и практические работы по созданию боевых кораблей новых поколений, в которых уже на этапе проектирования можно было максимально учесть как опыт войны, так и все новейшие послевоенные научно-производственные разработки. Впервые в практике советского крейсеростроения, в этом проекте был осуществлён цельносварный корпус из низколегированной стали (вместо клёпаного), что обеспечило повышение технологичности постройки и снижение экономических затрат.
В проекте 68-бис, впервые в советском кораблестроении, в условиях Балтийского судостроительного завода, была освоена сварка толстых и крупногабаритных бронелистов (автор проекта А.П. Горячев) и реализована новая технология секционной сборки цельносварного корпуса из объемных секций массой 100÷150 тонн — методом сварки. При этом, броневые плиты были полностью включены в силовую схему корпуса и в систему несущих корабельных конструкций. Это стало возможным благодаря созданию новой низколегированной свариваемой стали, марки СХЛ-4 (предел текучести 40 кгс/мм²) Электросварка корабельного корпуса, включая толстые, крупногабаритные бронеплиты — сложный технологический процесс, осуществлённый, в значительной мере, благодаря изучению в 1945—1948 гг., опыта и технологий применяемых на германских верфях, в сочетанием с советским опытом применения сварки в танкостроении. Новый технологический процесс секционной сборки цельносварного корпуса, по сравнению с клёпанным, позволил сократить сроки постройки каждого корабля в среднем почти вдвое (до двух с половиной лет).
Корабль проекта «68-бис», в сравнении с проектом «68-к» отличался увеличенными масса-габаритными характеристиками, цельносварным корпусом, удлинённым полубаком, улучшенными условиями обитаемости, несколько увеличенной мощностью паротурбинных двигателей на полном ходу, количественно более мощной артиллерией вспомогательного и зенитного калибров, наличием специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель, более современными навигационным и радиотехническим вооружением и средствами связи, увеличенной автономностью (до 30 суток) и дальностью плавания (до 9000 миль). Проект 68-бис явился «базовым проектом» для последующих модификаций: пр. 70-э, кораблей управления: пр. 68-у-1 и 68-у-2
Вступили в строй
1. «Свердлов» — БФ
2. «Дзержинский» — ЧФ
3. «Орджоникидзе» — БФ
4. «Жданов» — БФ
5. «Александр Невский» - СФ
6. «Адмирал Нахимов» — ЧФ
7. «Адмирал Ушаков» — БФ
8. «Адмирал Лазарев» - БФ, СФ, ТОФ
9. «Александр Суворов» — БФ
10. «Адмирал Сенявин» — ТОФ
11. «Молотовск» («Октябрьская революция») - СФ, БФ
12. «Михаил Кутузов» — ЧФ
13. «Дмитрий Пожарский» — ТОФ
14. «Мурманск» - СФ
Строительство прекращено
«Щербаков»
Заводской номер: 627.
• июнь 1951 года — заложен на ССЗ № 194 («Завод им. А. Марти», Ленинград).
• 31 августа 1951 года — зачислен в списки ВМФ.
• 17 марта 1954 года — спущен на воду.
• 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 80,6 % и исключён из состава ВМФ.
«Адмирал Корнилов»
Заводской номер: 395.
• 31 августа 1951 года — зачислен в списки ВМФ.
• 16 ноября 1951 года — заложен на ССЗ № 444 («Завод им. А. Марти», Николаев).
• 17 марта 1954 года — спущен на воду.
• 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 70,1 % и исключён из состава ВМФ.
«Кронштадт»
Заводской номер: 453.
• апрель 1953 года — заложен на ССЗ № 189 («Завод им. С. Орджоникидзе», Ленинград).
• 25 сентября 1953 года — зачислен в списки ВМФ.
• 11 сентября 1954 года — спущен на воду.
• 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 84,2 % и исключён из состава ВМФ.
«Таллин»
Заводской номер: 454.
• 28 сентября 1953 года — заложен на ССЗ № 189 («Завод им. С. Орджоникидзе», Ленинград).
• 25 августа 1953 года — зачислен в списки ВМФ.
• 28 мая 1955 года — спущен на воду.
• 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 70,3 % и исключён из состава ВМФ.
«Варяг»
Заводской номер: 460.
• 5 февраля 1954 года — заложен на ССЗ № 189 («Завод им. С. Орджоникидзе», Ленинград).
• 5 февраля 1954 года — зачислен в списки ВМФ.
• 5 июня 1956 года — спущен на воду.
• 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 40 % и исключён из состава ВМФ.
«Козьма Минин» («Архангельск»)
Заводской номер: 628, затем 303.
• 31 августа 1951 года — зачислен в списки ВМФ.
• июнь 1952 года — заложен на ССЗ № 194 («Завод им. А. Марти», Ленинград).
• 25 сентября 1953 года — присвоено новое наименование «Архангельск».
• осень 1953 года — спущен на воду и отбуксирован на понтонах на ССЗ № 402 («Северное машиностроительное предприятие», Северодвинск).
• 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 68,1 % и исключён из состава ВМФ.
«Дмитрий Донской» («Владивосток»)
Заводской номер: 629, затем 304.
• 31 августа 1951 года — зачислен в списки ВМФ.
• апрель 1953 года — заложен на ССЗ № 194 («Завод им. А. Марти», Ленинград).
• 25 сентября 1953 года — присвоено новое наименование «Владивосток».
• осень 1953 года — спущен на воду и отбуксирован на понтонах на ССЗ № 402 («Северное машиностроительное предприятие», Северодвинск).
• 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 28,8 % и исключён из состава ВМФ.
Другие
Кроме того, намечались к постройке лёгкие крейсера с заводскими номерами 631 (завод № 194) и 396 (завод № 444), идентичные крейсеру с номером 408 («Свердлов»), но заказы на них были аннулированы.
Оценка проекта
По совокупности боевых характеристик, крейсера проекта 68-бис были вполне современными боевыми кораблями, не уступавшими или превосходившими аналоги иностранных флотов. Зенитное вооружение кораблей также было достаточно мощным и продуманным.
В целом, крейсера проекта 68-бис в той или иной степени превосходили почти все западные легкие крейсера военной постройки и были вполне сравнимы с тяжелыми. Однако, они существенно уступали американским крейсерам последнего поколения, оснащенным универсальными орудиями главного калибра с автоматизированной перезарядкой — типов «Де Мойн» и «Вустер».
Ряд историков выражает сомнения в целесообразности строительства значительной серии артиллерийских крейсеров после Второй Мировой (фактически, проект 68-бис был самой большой серией послевоенных артиллерийских кораблей), но следует учитывать экстренную необходимость усиления флота СССР после войны. Существовавшие на 1945 год ВМС СССР не могли обеспечить даже господство в Балтийском и Чёрном морях, тем самым в случае конфликта открывая важные советские фланги ударам с моря. Крейсера проекта 68-бис, и эсминцы проекта 30-К, хотя и являлись морально устаревшими проектами, тем не менее составили основу мощных флотских группировок, способных вести борьбу за господство в Балтийском и Чёрном морях (при поддержке береговой авиации) и осуществлять функции прикрытия в Северном Ледовитом и Тихом океанах.
Интересные факты
В период с 1972 по 1973 год на крейсере Тихоокеанского флота «Дмитрий Пожарский» проходил службу будущий знаменитый советский актёр и кинорежиссёр Никита Михалков (служил на Камчатке).
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. - Лёгкие крейсера проекта 68-бис

#2 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 01 июл 2016, 00:31

Легкий крейсер пр. 68-бис "Александр Суворов"
26 февраля 1951 года крейсер был заложен на заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 436) и 31 августа 1951 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 15 мая 1952 года, вступил в строй 31 декабря 1953 года и 18 февраля 1954 года, подняв Военно-морской флаг, в соответствии с приказом МО СССР № 0019 вошел в состав эскадры 4 –го, т.е. Тихоокеанского ВМФ. С 24 декабря 1955 года входил в состав КБФ, 31 января 1956 года приказом ГК ВМФ № 0063 был включен в состав ЭОН-66, 27 февраля 1956 года перечислен в состав СФ. После перехода летом - осенью 1956 года по Севморпути из Североморска на Дальний Восток приказом ГК ВМФ от 15 октября 1956 года № 0054 был включен в состав 14 дикр эскадры ТОФ. С 26мая 1958 года входил в состав 82 бкр ТОФ, со 2 сентября 1968 года в состав 9 дик пло ТОФ, с 9 января 1973 года в состав 79 бсрк ТОФ, с 3 апреля 1979 года в состав 193 бпк 10 ОпЭск ТОФ, с 7 сентября 1979 года в состав 193 бэм Сахалинской флотилии. Прошел текущие ремонты на МСП № 189 с 5 января по 30 марта 1956 года; на МСП № 202 с 5 октября 1959 года по 27 июня 1960 года, на Дальзаводе с 1 апреля 1968 года по 10 марта 1970 года В период с 4 января 73 года по 30 декабря 1978 года на Дальзаводе переоборудован по проекту 68-А. С 12 по 17 октября 1955 года нанес визит в Портсмут (Великобритания).
В апреле 1970 года в период маневров "Океан" принимал участие в специальной поисковой операции в Филиппинском море. С 5 января по 4 июля 1971 года выполнял задачи боевой службы в Индийском океане, с 5 по 15 мая 1971 года совершил деловой заход в порт Бербера (Сомали), с 1 по 10 июня 1971 года деловой заход в порт Бомбей (Индия). В 1979 году выполнял задачи боевой службы в Южно-Китайском море, дважды совершил деловые заходы в порт Кам-Рань (Вьетнам). В 1981 году выполнял задачи боевой службы в Индийском океане, совершил деловые заходы в порты Мапуту Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий), Коломбо (Шри-Ланка) и с 26 по 31 мая 1981 года визит в порт Аден (Южный Йемен). 1 декабря 1986 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой в бухте Западная залива Советская Гавань, а 15 декабря 1989 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 19 апреля 1990 года расформирован и в ноябре 1991 года продан частной фирме Индии для разделки на металл. Из Владивостока в Индию уведён на буксире в начале мая 1992 года.
На фото:
1. Значок 1974 г в честь 20-летия поднятия флага. Знак для ветеранов крейсера и участников строительства. Аверс.
2. Значок 1974 г в честь 20-летия поднятия флага. Знак для ветеранов крейсера и участников строительства. Реверс.
3. Крейсер "Александр Суворов".
Вложения
Суворов._1.0.jpg
Суворов._1.1.jpg
Легкий крейсер Александр Суворов.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. - Лёгкие крейсера проекта 68-бис

#3 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 01 июл 2016, 01:23

Лёгкий крейсер 68-бис проекта «Мурманск».
Корабль был назван в честь лёгкого крейсера «Милуоки», переданного СССР Соединёнными Штатами, и который нёс службу на Северном флоте с 1943 по 1949 год под именем «Мурманск».
Крейсер был заложен 28 января 1953 года в доке № 50 завода № 402 в Молотовске (ныне Северодвинск) с заводским № 302. Сразу же был включён в состав 81-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей Беломорской военной флотилии. Для постройки использовались днищевые конструкции крейсера того же проекта «Козьма Минин», снятого со строительства.
24 апреля 1955 года крейсер «Мурманск» спущен на воду. В период с 24 мая по 11 июля проходил швартовые испытания, с 12 июля по 30 июля — заводские испытания.
3 июля 1955 года на крейсере был поднят Военно-морской флаг СССР. С 31 июля по 22 сентября 1955 года крейсер проходил государственные испытания под руководством председателя комиссии государственной приёмки капитана 1 ранга Г. А. Визеля. С 28 по 29 сентября 1955 года, под руководством командующего эскадрой Северного флота контр-адмирала Леонида Васильевича Медведева крейсер совершил переход в главную базу Северного флота Североморск.
6 октября 1955 года корабль был зачислен в состав Северного Флота СССР (приказ министра обороны СССР № 00184 от 06.10.1955 г.)
Экипаж крейсера начал формироваться ещё в 1954 году. Командиром крейсера был назначен капитан I ранга Трифон Григорьевич Катышев. Офицерский состав набирался из состава Северного и Черноморского флотов, а также из выпускников военно-морских училищ. Старшинский и рядовой состав преимущественно набирался на Черноморском флоте среди лиц, имеющих опыт службы на кораблях данного проекта.
Шефство над кораблём взяли работники Мурманского тралового флота.
Служба
В 1956 году лёгкий крейсер «Мурманск» вошёл в состав 2-й дивизии крейсеров на Северном флоте.
В то же время, в середине 1950-х под давлением Н. Хрущёва, желавшего видеть корабли ракетными и атомными, в ВМФ СССР начинаются сокращения. Только в период с 1955 по 1958 года 240 кораблей и судов было пущено только на металлолом. Недавно построенный «Мурманск» избежал подобной участи, но сокращения коснулись и его.
21 марта 1957 года на эскадре Северного флота проходила инспекторская проверка Министерства обороны СССР под руководством Министра — Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского. Крейсер принимал участие в в артиллерийских стрельбах главным и универсальным калибрами по воздушной цели, летящей «на пониженной высоте». Стрельба проводилась исключительно радиолокационным способом наведения. Крейсер получил оценку «Отлично». Но уже 1 апреля на корабле начались работы по подготовке к консервации. Из 1270 человек экипажа осталось 925, остальные были досрочно уволены в запас или переведены на другие корабли. Корабль был выведен из состава действующих.
3 сентября 1957 года «Мурманск» был зачислен в состав 176-й бригады резерва кораблей Северного флота и перебазировался в губу Сайда, где был поставлен на бочки. С 1 сентября 1957 года корабль перешёл на новое штатное расписание, по которому в экипаже оставалось 495 человек.
В 1961 году в связи с пересмотром политики в отношении артиллейриских крейсеров корабль оживает. В соответствии с Директивой ГК ВМФ СССР 1 июня 1961 года корабль перешёл в п. Роста на СРЗ-35 для ремонта и расконсервации, был переведён на полный штат и с февраля 1962 года вошёл в состав сформированной 6-й ракетной дивизии. 5 июля 1962 года крейсер приступил к отработке основных задач, возрождалась боевая подготовка.
С 4 по 6 июля 1963 г. «Мурманск» впервые участвует в командно-штабном учении с участием 1-й флотилии атомных подводных лодок, 4-й эскадры дизельных подводных лодок и авиации флота, под командованием командующего флотом адмирала В. А. Касатонова. С 10 по 15 августа крейсер принимал участие в учениях, сразу после которых вышел в первый дальний поход — в Атлантику, имея на борту резервный экипаж атомной подводной лодки.
В 1964 году корабль несколько раз был в дальних походах с выполнением учебных стрельб. С 7 по 12 апреля на очередном выходе в море на корабле присутствовала инспекция министерства обороны СССР во главе с главным инспектором Маршалом Советского Союза К. С. Москаленко. По итогам похода экипаж получил высокую оценку инспекторов. С 17 по 21 октября под флагом командующего флотом вице-адмирала С. М. Лобова совместно с эскадренным миноносцем «Настойчивый» «Мурманск» находился с официальным визитом в Норвегии, в порту Тронхейм, где участвовал в праздничных мероприятиях, посвященных 20-летию освобождения Норвегии войсками Карельского фронта и моряками Северного флота.
В 1965 году корабль дважды, с 22 июля по 3 августа и с 23 августа по 3 сентября, в Карское море на перехват и пресечение попыток американских военных ледокольных пароходов пройти Северным морским путём на восток. В том же году по итогам боевой и политической подготовки за год крейсер «Мурманск» впервые становится «Отличным» среди крейсеров, с тех пор регулярно поддерживая это звание.
С 31 мая по 2 июня 1967 года крейсер «Мурманск» под командованием капитана 1 ранга Гринчука В. М совершил переход из Северодвинска в губу Западная имея правительственную делегацию на борту. В составе делегации были Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, министр Обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко, главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков и сопровождающие их лица. В ходе перехода корабль принял участие в небольшом показательном учении с ракетными стрельбами. В октябре 1967 года корабль был награждён Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР за 2-е место в ВМФ по состязательной артиллерийской стрельбе на приз Главкома ВМФ.
С 1 декабря 1967 года по 30 сентября 1968 года корабль находился на текущем ремонте в Кронштадтском морском заводе. В ходе ремонта был заменён главный паропровод и установлена новая РЛС «Киль». После окончания ходовых испытаний «Мурманск» принял участие в параде кораблей Балтийского флота на Неве в Ленинграде, где находился с 27 октября по 8 ноября 1968 года. После возвращения на Северный флот крейсер был зачислен в состав сформированной ранее 7-й оперативной эскадры Северного флота и стал её флагманом.
С 18 марта по 6 мая 1969 года «Мурманск» находился в на боевой службе в Северной Атлантике и Средиземном море в качестве корабля управления под флагом командира 7-й оперативной эскадры контр-адмирала Г. Е. Голоты, сопровождал 8 подводных лодок 4-й эскадры дизельных подводных лодок, причисленных к 5-й оперативной средиземноморской эскадре. Во время этого похода с деловым визитом посетил алжирский порт Аннаба, где был с 12 по 18 апреля. С 22 августа по 14 октября 1969 года крейсер вновь находился в походе в Средиземном море.
С 9 по 30 апреля 1970 года «Мурманск» участвовал в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан» под командованием адмирала С. М. Лобова с выходом в Атлантику. С 28 апреля с борта крейсера за окончанием учений наблюдали министр обороны А. А. Гречко и главком С. Г. Горшков.
С 3 марта по 22 апреля 1971 года крейсер находился на боевой службе в Средиземном море, оказывая помощь вооруженным силам Египта в ходе войны на истощение. В ходе похода крейсер посетил с визитом югославский порт Дубровник.
С 10 ноября 1971 года крейсер направляется в Чёрное море для ремонта в Севастополе. Однако в ходе движения корабль получил приказ о присоединении к 5-й Средиземноморской эскадре для участия в боевой службе и учениях «Узел» в Тирренском море, которые проходили с 18 ноября по 13 декабря 1971 года. С 28 января 1972 по 30 ноября 1973 год «Мурманск» находился в Севастополе, в длительном ремонте на судоремонтном заводе им. Орджоникидзе.
После ремонта, 29 сентября 1973 года корабль отправился на базу в Североморск, но вновь получил приказ о следовании в зону боевых действие арабо-израильского конфликта в Средиземном море. Находился в зоне боевых действий с 5 октября по 8 ноября 1973 года, за это время выполнил артиллерийские стрельбы и боевые упражнения по ПВО, РЭП и минным постановкам.
В 1974 году корабль участвовал в учениях «Амбразура», «Омега» и «Арктика-74». Участвовал (салютом из 30 залпов) в открытии мемориала «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» в Кольском заливе. С 1 января 1976 года после переклассификации согласно приказу ГК ВМФ № 0296 от 31.12.1975 года лёгкий крейсер «Мурманск» стал относиться к классу просто крейсеров. С 10 по 14 мая 1978 г. под флагом командира 7-й опэск контр-адмирала В. И. Зуб, совместно с БРК «Смышлёный» «Мурманск» находился с официальным визитом в порту Бордо (Франция). В 1981 году корабль участвовал в крупномасштабных учениях Балтике «Запад-81».
С 22 ноября 1982 года «Мурманск» встал на средний ремонт на СРЗ-35 в п. Роста, войдя в в состав 48-й отдельной бригады подводных лодок. К этому времени корабль прошёл 242 703 мили.
В 1988—1989 годах начато переоборудование крейсера в крейсер управления. В 1989 году корабль выполнил артиллерийские стрельбы, по итогам которых был объявлен лучшим кораблём по артиллерийской подготовке среди всех кораблей Военно-Морского Флота СССР и награждён переходящим Кубком Главнокомандующего ВМФ.
1 декабря 1989 года крейсер был выведен из боевого состава флота, законсервирован и поставлен в Кольском заливе на отстой.
Гибель и демонтаж
Корабль был разоружён и исключён из состава флота 3 июля 1992 года, а 31 декабря 1992 года расформирован. В 1994 году был продан в Индию на металл. Крейсер буксировался в Индию в декабре 1994 года. Во время шторма в Норвежском море тросы буксиров не выдержали и крейсер был выброшен на скалы острова Серейа вблизи поселка Сёрвэр коммуны Хасвик (Финнмарк, Норвегия). До 2008 года крейсер ржавел во фьорде и стал местной туристической достопримечательностью. В программу некоторых туров по Финнмарку даже включалось посещение советского корабля. Однако, в августе 2008 года был проведён анализ образцов с корабля. Он показал наличие в них радиоактивных веществ, полихлорбифенила и бромированных замедлителей возгорания. В результате этого в Норвегии было принято решение демонтировать и утилизировать крейсер. В 2009 году норвежская компания AF Gruppen заключила контракт на утилизацию корабля. Работы начались в 2010 году; они включают в себя строительство дока вокруг корабля, откачку воды и разделку корпуса корабля в сухом доке.
На лето 2012 года от корабля почти ничего не осталось.
Награды
• 26 февраля 1967 — Переходящее Красное Знамя Мурманского областного комитета ВЛКСМ, а также приз-модель Маяка со знаками воинской доблести, комсомольская организация крейсера занесена в Книгу Почёта комсомольцев и молодёжи Флота.
• 20 октября 1967 года — Памятное Знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР.
• 1968 год — комсомольская организация электро-технической группы БЧ-5 награждена Памятным Красным Знаменем Ивано-Франковского Обкома ЛКСМУ.
С 1964 года практически ежегодно крейсер награждался Кубками и грамотами как Главнокомандующим ВМФ СССР, так и командующим Северным флотом за отличную и хорошую артиллерийскую стрельбу.
Среди почётных званий корабля такие как: «Лучший корабль среди крейсеров», «Лучший надводный корабль Северного флота», «Лучший корабль ВМФ СССР».

На фото:
1. Пройдено 16000 миль.
2. Знак для ветеранов крейсера и экипажа в честь 20-летия понятия флага. Аверс. Оригинал.
3. Знак для ветеранов крейсера и экипажа в честь 20-летия понятия флага. Реверс. Оригинал.
4. 60 лет крейсеру Мурманск. Знак для ветеранов крейсера.
5. Крейсер проекта 68-бис "Мурманск" на рейде г. Североморска 1968 г. (Этот красавец крейсер был любимцем Северного флота и жителей Североморска).
6. Корабли как люди. Рождаются, болеют, лечатся, старятся и умирают. Умирают как и люди - по-дальше от посторонних глаз. Так погибал крейсер Мурманск.
7. Последние дни крейсера Мурманск.


Вложения
Мурманск. КРЛ. Пр. 68-бис._2.1.JPG
Мурманск. КРЛ. Пр. 68-бис._1.1.JPG
Мурманск. КРЛ. Пр. 68-бис._1.2.JPG
Мурманск. 60 лет. Пр. 68-бис._1.0.jpg
Легкий крейсер Мурмнск на рейде Североморска 1980 г.jpg
Корабли как люди. Рождаются, болеют, лечатся, старятся и умирают. Умирают как и люди - по-дальше от посторонних глаз. Так погибал крейсер Мурманск.jpg
Последние дни крейсера Мурманск..jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. - Лёгкие крейсера проекта 68-бис

#4 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 01 июл 2016, 01:26

Лёгкий крейсер 68-бис проекта «Мурманск». Продолжение

Погибший крейсер Мурманск на камнях у берегов Норвегии.
Вложения
Погибший крейсер Мурманск на камнях у берегов Норвегии..jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. - Лёгкие крейсера проекта 68-бис

#5 Непрочитанное сообщение Туманов Вадим » 01 июл 2016, 10:39

Лёгкий крейсер проекта 68-бис "Дзержинский".
Заводской номер: 374.
• 3 декабря 1947 года — зачислен в списки ВМФ.
• 21 декабря 1948 года — заложен на ССЗ № 444 («Завод им. А. Марти», Николаев).
• 31 августа 1950 года — спущен на воду.
• 18 августа 1952 года — введен в строй.
История службы
• 30 августа 1952 года — вошёл в состав КЧФ.
• 15 октября 1957 — 24 декабря 1958 годов — модернизирован и перестроен на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 70-Э. Главный конструктор проекта К. И. Трошков. В процессе переоборудования на корабле были сняты: третья башня, кормовой дальномерный пост, восемь 37-мм автоматов В-11 и торпедное вооружение. Вместо них смонтированы: один экспериментальный ЗРК М-2 со стабилизированной ПУ СМ-64, погреб на 10 ЗУР В-753, система управления «Корвет» и РЛС «Кактус» и «Разлив». Чтобы соорудить погреб, были прорезаны три палубы и сооружена надстройка высотой 3,3 м.
• 3 августа 1961 года — переклассифицирован в учебный КРЛ.
• 20—26 августа 1964 года — визит в Констанцу.
• 10—14 июля 1967 года — визит в Порт-Саид.
• 5—30 июня 1967 года и 5-24 октября 1973 года — находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта (Шестидневная война и Война Судного дня).
• 9—12 августа 1969 года — визит в Варну.
• октябрь 1969 г. визит в Александрию 26—30 апреля 1971 года — визит в Гавр.
• 14—18 декабря 1971 года — визит в Латакию.
• Март 1976 года — визит в Тартус.
• Апрель 1976 года — визит в Сплит.
• 30 июня — 4 июля 1977 года — визит в Тунис.
• 20—25 октября 1978 года — визит в Пирей.
• 16—20 ноября 1978 года — визит в Стамбул.
• 19 февраля 1980 года — выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.
• 12 октября 1988 года — разоружён и исключен из состава ВМФ.
• 9 декабря 1988 года — расформирован и передан в ОФИ для демонтажа и реализации.
Командиры
• 11.1953-1956.03. Максюта. Юрий Иван
• 1969—1972 кап. 1 ранга Уланов Юрий Афанасьевич стар. пом. Кизилов Борис Михайлович.

На фото:

1. Значок выпущенный на 20-летие вступление крейсера в строй. Аверс. Оригинал.
2. Значок выпущенный на 20-летие вступление крейсера в строй. Реверс. Оригинал.
3. Лёгкий крейсер проекта 68-бис "Дзержинский" на Средиземном море.
Вложения
Дзержинский ХХ лет._1.0.jpg
Дзержинский ХХ лет._1.1.jpg
Легкий крейсер Дзержинский на Средиземном море.jpg
Аватар пользователя
Туманов Вадим
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 723
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 07:18
Контактная информация:


Вернуться в «ФАЛЕРИСТИКА»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 18 гостей