Общие материалы по медалям

Сообщение
Автор

Re: Общие материалы по медалям

#11 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 08 сен 2013, 22:04

К числу лучших вещей Шаплена следует отнести бронзовую медаль с портретом Гарнье. Один из шедевров Роти - изображение знаменитого химика Шевреля*. Он запечатлен работающим, вдохновляемым музой (рис. 14).

*(Шеврель - выдающийся химик XIX века, занимавшийся изучением масляных красок в живописи. В 1857 г. Шеврель провел большое исследование по изучению процесса высыхания красок.)
Вложения
000014.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#12 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 08 сен 2013, 22:05

Исполнена глубокой скорби группа женщин на другой плакетке Роти. Женщины несут гроб с телом президента Французской республики Карно к виднеющемуся вдали Пантеону (рис. 13).
Вложения
000013.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#13 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 08 сен 2013, 22:07

Выдающимся произведением Дежоржа считается серебряная медаль, посвященная памяти студентов Высшей художественной школы, погибших за родину в 1870-1871 годах (рис. 15). Положение обнаженного тела напоминает позу Христа в известной скульптурной группе Микеланджело "Пьета".
Вложения
000015.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#14 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 08 сен 2013, 22:07

В обновлении французского медальерного искусства значительную роль сыграл возврат к лучшим традициям крупнейших мастеров итальянского Возрождения. Это сказывается в произведениях таких талантливых мастеров, как Понкарм, Левиллен, Рош, Петер (анималист, подобно своему далекому предшественнику Пизанелло), и других.

Французская медаль на рубеже XIX и XX веков продолжает сохранять одно из первых мест в европейском медальерном искусстве. Вместе с тем немало выдающихся произведений создается первоклассными немецкими, австрийскими и английскими мастерами.

Отличительные особенности творчества крупнейших французских, немецких, австрийских и английских медальеров - это сдержанное благородство изображения, великолепная точность каждой детали, поиски единства формы и содержания, отказ от декоративных излишеств и т. д. Эти качества характеризуют. австрийца Шарфа, создателя медалей - портретов Гёте, Штрауса (с изображением "Венской девушки").
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#15 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 08 сен 2013, 22:08

Развитие медальерного искусства в России

Русское медальерное искусство стало развиваться намного позднее европейского, в конце XVII века. Речь идет именно об искусстве создания памятных медалей, так как печати и монеты, изготовлявшиеся в давние времена в Древней Руси, лишь очень условно можно назвать их предшественниками. Политическая и экономическая раздробленность России в средние века, непрекращающиеся распри между русскими князьями, нашествия и набеги иноземцев - все это тормозило развитие культуры, искусства. Но в народном творчестве уже подготавливался фундамент, на котором впоследствии расцвело искусство создания медалей.

Влияние медальерного искусства периода итальянского и французского Возрождения, а затем его расцвета в Германии через опыт иностранных мастеров, работавших в России в конце XVII века, наложило некоторый отпечаток на первые пробы медалей в России. Было бы несправедливым отрицать их вклад в развитие русского медальерного искусства, с другой же стороны надо отметить, что искусство медалей в России шло своим национальным путем. На развитие этого искусства оказал большое влияние Петр I. Интерес, проявленный Петром I к памятным медалям, возрос после посещения им Парижа. Серия медалей французских мастеров, посвященная правлению Людовика XIV, натолкнула его на мысль создать серию русских медалей, посвященных событиям и свершениям его царствования.

В то время как Людовик XIV был озабочен обожествлением собственной персоны и лично следил за тем, чтобы в медалях отражалось происходящее в рамках его семьи и двора, Петр I стремился к воссозданию, в первую очередь, событий и явлений в жизни России, русского народа. При этом он, конечно, не забывал и себя как государственного деятеля. Это выразилось в изображении царя на лицевых сторонах медалей, на оборотных - воспроизведены события, происходившие под его руководством. Таким образом, осуществлялась связь между аверсом и реверсом медалей, и это объединяло медали всей серии.

Одной из наиболее интересных групп медалей первой четверти XVIII века явилась серия, отмечавшая знаменательные даты Северной войны. На лицевых сторонах медалей помещены портреты Петра I в трех вариантах, на оборотной же - почти всегда воссоздание батальных сцен. Ее выполняли как русские, так и иностранные мастера. Крупнейшим медальером этого времени был Ф. Алексеев. Известны его медали "В память взятия Шлиссельбурга", "В память пленения двух шведских судов", "В память взятия Азова и Нарвы". Несколько позднее Алексеева работали мастера Медынцев и Константинов. На Кадашевском монетном дворе трудились и другие русские медальеры, а также иностранные мастера: француз С. Гуэн и немцы Г. Гаупт и Ф. Мюллер - автор большой и интересной серии на тему Северной войны, включающей двадцать восемь медалей.

Иностранные мастера приезжали в Россию на то время, которое требовалось для выполнения заказов. Они были заинтересованы в том, чтобы их произведения обретали известность, а поэтому обычно подписывали их. Русские же медальеры являлись работниками монетных дворов, где не было принято подписывать медали, и в России имело хождение значительное количество превосходных, но безымянных мемориальных и наградных произведений мастеров, оставшихся неизвестными. Лишь в очень редких случаях русские медальеры обозначали свои медали инициалами. Так, начиная с 1718 года появляются интересные медали, подписанные инициалами "О. К." и "К. О.". В своем широко документированном исследовании Е. С. Щукина* приводит убедительные доказательства того, что за этими инициалами скрывается имя талантливого русского мастера. Примерно так обстоит дело и в отношении целого ряда других медальеров.

*( Щукина Е. С. [Медальерное искусство России. XVIII века. Л., 1962.)

Впрочем, состояние медальерного искусства со временем стало все более зависеть от требований, предъявляемых к медалям заказчиками.

На рубеже 20-30-х годов XVIII века в искусстве создания медалей сложилась противоречивая обстановка. Мемориальных медалей в правление Анны Иоанновны стало выходить мало, и лишь немногие из них были высокого художественного уровня. А наряду с этим совершенствовалась техника медальерного дела и проектирование медалей стало приобретать систематический характер. Совершенствовать мастерство в эту пору было трудно, господствовал парадный стиль, особое внимание уделялось детальной отделке доспехов, драпировок, одеяний царицы и вельмож, нагромождению символов, значение которых нелегко было разгадать. В этом помпезном поздне-барочном стиле работал приглашенный в Россию датчанин Антон Шульц.

Антону Шульцу вменялась также в обязанность подготовка русских медальеров. С этой целью ему были даны в качестве учеников Лукьян Дмитриев, Федор Никифоров и Иван Козьмин. Но Щульц не оправдал себя как педагог. Если русские ученики добились успехов, то обязаны этим самим себе, и отчасти другому иностранному мастеру - шведу Гедлингеру. Гедлингер был опытным рисовальщиком, тяготевшим к особой выразительности изображения. Его портреты Остермана, Головина и Анны Иоанновны отличаются сходством с оригиналом и прекрасной передачей особенностей характера.

Русские мастера работали в несравненно худших условиях, чем иностранные, приглашенные по контракту в Россию. Достаточно сказать, что помимо ежемесячного жалованья в несколько сот рублей Гедлингер при отъезде в Швецию получил четыре тысячи рублей наградных. В то же время талантливые Лукьян Дмитриев, Иван Козьмин и Василий Климов, числясь учениками, "резного штемпельного дела подмастерьями", довольствовались мизерным жалованием и долгое время пользовались чужими рисунками и проектами медалей. Приемлемым для них еще было, когда проекты к медалям, которые они позднее создавали, составлялись Ломоносовым. Вряд ли можно сомневаться в том, что наиболее способные русские медальеры с трудом мирились с требованиями монетных дворов, резко ограничивавших их творческие возможности.

Следует особо отметить огромное влияние на развитие медальерного искусства в России М. В. Ломоносова. Интерес, проявленный Ломоносовым к мемориальным медалям, объясняется тем, что он видел в них памятник, иллюстрирующий историю. В Академии наук шла работа по собиранию материалов для отечественной истории. Ломоносов принимал в ней самое деятельное участие. Одна из трудностей, с которыми он постоянно сталкивался, - бессистемность хранения документов, имевших существенное значение для точного установления исторических событий и явлений. Соприкоснувшись с отечественным медальерным искусством, он установил, что за исключением серии, относящейся к Северной войне*, при выпуске медалей тоже царила неразбериха. В ряде случаев трудно было восстановить, какие события изображены на медалях, их последовательность, имена создателей и т. д.

*(В память Северной войны было выпущено 28 медалей, выполненных в Нюрнберге по заказу Петра I медальером Мюллером.)

Предложения Ломоносова по организации медальерного дела целиком исходили из интересов русской исторической науки. В силу этого Ломоносов настаивал в Академии наук (где было сосредоточено руководство медальерным искусством) на выпусках медалей в сериях*. Он активно работал над созданием некоторых из них, в частности, над серией, посвященной деяниям Петра I, создав ряд проектов. На основе одного из них Василием Климовым была осуществлена медаль "На начатие флота". Ломоносов также предложил Академии наук проекты четырех медалей, посвященных сражению при Франкфурте.

*(Впоследствии для проектирования медалей в 1772 г. были созданы "Медальерные комитеты", просуществовавшие до 1792 г., куда вошли такие известные представители русской культуры и науки, как механик А. А. Нартов, поэт М. И. Херасков, историк М. М. Щербаков, художники Г. И. Козлов, де Вильи, профессор риторики Я. Я. Штелин. Ведущими граверами-исполнителями были Тимофей Иванов, И. Вехтер, Самойло Юдин, создававшие медали с характерными пышными барочными формами.)

Достоинством ломоносовских медалей явилось художественное воплощение подвига, его возвеличение в аллегории изображаемого лица, в честь которого выбивалась медаль. Другая особенность медальерных проектов Ломоносова заключается в том, что в аллегорических фигурах на оборотной стороне воплощены не отвлеченные изображения, а действия, свершения, научный и технический прогресс. Интересно сравнить проекты лицевых сторон двух медалей, посвященных одной теме: уже упомянутой медали "На начатие флота" по проекту Ломоносова и той же медали по проекту не лишенного способностей придворного Я. Я. Штелина, именуемого профессором элоквенции (красноречия) и аллегории.

На лицевой стороне, по проекту Ломоносова, Петр I изображен в латах с накинутым на них плащом. В правой руке он держит скипетр в виде трезубца, с которым изображался бог морей Нептун. Чело Петра венчает лавровый венок. В верхней части медали и вокруг этого поясного портрета латинская надпись "Петр Великий - первый создатель русского флота". На ее оборотной стороне Ломоносов предлагал изобразить петровский ботик среди кораблей военного флота того времени.

Я. Я. Штелин был в большом почете при дворе Анны Иоанновны как устроитель всевозможных увеселений, он весьма успешно проводил свои проекты, отстраняя, в частности, проекты Ломоносова, хотя его замыслы и рисунки постоянно уступали ломоносовским. В истории же с медалью "На начатие флота" произошло следующее: проект Штелина для ее Лицевой стороны оказался совершенно непригодным. На штелииском рисунке была изображена голова Петра I с венком из... ракушек. И в этом случае, не желая обидеть любимца двора, постановили медаль выпустить с аверсом Ломоносова и реверсом Штелина.

Немалое значение для развития русского медальерного искусства приобрела одобренная Академией наук инициатива Ломоносова по созданию "медалических серий" о событиях времен царствования Петра I, Екатерины I, Петра II и Елизаветы Петровны. Эта эпоха представлялась великому ученому-самородку как непрерывное движение России на пути к тому, чтобы занять достойное место среди крупнейших мировых держав. Его начинания по развитию медальерного искусства - одно из непреложных этому свидетельств. Отметим его внимание к подготовке и обучению русских медальеров.

Чтобы достичь более совершенных изображений на монетах и медалях, по инициативе Екатерины II в 1764 году был основан специальный медальерный класс при Академии художеств, руководимый французским медальером П. Вернье, Однако недостаточное количество преподавателей-художников помешало широко развить этот вид искусства. Руководил классом с 1780 по 1798 год талантливый медальер С. В. Васильев, окончивший Академию художеств в 1770 году. Медальерный класс Академии художеств функционировал с некоторыми перерывами. В 1860-х годах его работа была наименее интенсивной, но в 1870-х годах класс был возрожден и работал очень плодотворно. Медальерный класс просуществовал до реформы Академии 1893 года. За время его существования из Академии вышли такие выдающиеся художники-медальеры, как И. Шилов, Ф. Толстой, П. Уткин, А. Лялин и многие другие. В медальерном классе предъявлялись высокие требования к рисункам, моделью для которых служила античная скульптура. В классе преподавались лепка, гравирование по стали, резьба по твердым камням и одновременно такие общеобразовательные дисциплины, как химия и минералогия. Руководил медальерным классом К. Леберехт, всесторонне образованный педагог и выдающийся медальер*.

*(К. А. Леберехт приехал в Россию в 1769 г.. был медальером С. -Петербургского Монетного двора. В 1800 г. назначен главным медальером медальерного класса в Академии художеств.)

Среди русских медальеров конца XVIII - начала XIX века К. А. Леберехт был первым, утвердившим тип медали с портретом на одной стороне и надписью на другой. Позднее он освободил сюжеты медалей от излишеств аллегорий XVIII века, одним из первых взял курс на реалистическое направление и добился значительных успехов в построении гармоничных и лаконичных композиций.

Эпоха классицизма внесла в медальерное искусство новые средства в изображение человека и многих явлений действительности. Но следует отметить, что многие скульпторы-медальеры, увлекшись модным в то время стилем, аллегориями и символикой, нередко подменяли реалистическое воссоздание действительности новыми, интересными по форме, но очень усложненными и далекими от жизни изображениями, часто непонятными даже знатокам античного искусства.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#16 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 08 сен 2013, 22:09

Значение Федора Толстого для истории русского медальерного искусства

Наиболее яркие страницы в истории русского медальерного искусства были вписаны Ф. П. Толстым. Его творчество явилось вершиной русского медальерного искусства в период расцвета классицизма и наметило дальнейшие пути в развитии реализма.

Федор Толстой создал значительное число медалей*, а также медальонов** с аллегорическими сюжетами, посвященных войнам, которые вела Россия с 1812 по 1814 год. Рассмотрим наиболее известные работы скульптора, относящиеся к эпизодам войны 1812 года.

* (Федором Толстым помимо двух исторических серий медалей были исполнены 26 медалей к различным событиям и датам.)

** (Медальоны характеризуются не только своими размерами, но и односторонним рельефом.)

Перед созданием этих работ Ф. Толстой выпустил альбом, где были опубликованы проекты-рисунки медалей на события этих войн*. Клише к рисункам Ф. Толстого выполнены гравером Н. Уткиным в 1816 году.

*(Медальон "Родомысл девятого на десять века" был выбит из меди уже в 1814 г. и при несен в дар Академии художеств.)

Серия этих медалей начинается вступлением - "Народным ополчением" (рис. 16), - где автор раскрывает тему верности долгу перед Родиной*.

*(Штемпеля резали Клепиков А. и Лялин А. По этим штемпелям в 1830-х г. производился выпуск самих медальонов. Вся серия состояла из 22 медальонов.)
Вложения
000016.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#17 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 08 сен 2013, 22:10

Символическая сцена на медали не очень сложна, но имеет некоторые особенности. На переднем плане изображена женщина, олицетворяющая Россию. На ней традиционный национальный костюм. Она сидит на троне, установленном на постаменте, левой рукой опираясь на славянский овальный щит. В протянутой правой руке она держит мечи, вручая их стоящим перед ней ополченцам, воплощающим идею единства различных сословий России перед лицом грозной опасности.

Особенностью основного изображения на медали является наличие мелких рельефов на постаменте. На рельефе изображены граждане России, жертвующие свое имущество в помощь Родине.

"Бородинское сражение" (рис. 17)
Вложения
000017.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#18 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 08 сен 2013, 22:11

Воин в славянских доспехах, на щите которого изображен государственный российский герб, отражает нападение двух противников; на щите одного из них виден герб французской империи. У ног русского воина поверженный им третий неприятель. Группа из трех фигур очень компактна, что усиливает экспрессию сражающихся.

"Освобождение Москвы"

Изображение на медали как по композиции, так и по содержанию сложно, что обусловливает и сложность его аллегорического выражения.

В центре большой группы находится фигура женщины в национальном русском одеянии. Руки ее, выражая мольбу, сложены на груди, она сидит на развалинах, символизирующих сожженную и разрушенную Москву. У ее ног лежит якорь - символ надежды. Справа от нее - фигура воина. В правой руке женщина держит меч, в левой - щит с изображением распятого Христа.

Эти атрибуты находятся в прямой связи с другой фигурой, изображающей поверженного врага, опирающегося на правую руку. Эту часть композиции можно назвать "Победа и милосердие". С этой сценой тематически связана и третья фигура, изображенная на последнем плане. Спасающийся бегством противник в надежде взирает на изображение Христа на щите.

Отметим, что изображение на этой медали, не имея единого композиционного центра, несколько распадается.
Вложения
000018.jpg
000019.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#19 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 08 сен 2013, 22:11

"Бой при Малом Ярославце"

Русский воин в кольчуге, прикрываясь щитом, отражает удар врага. Французский воин держит двумя руками обломок меча. Другой вражеский воин обращен в бегство, еще двое лежат поверженными у ног победителя. Тут же, уточняя мысль о поражении наполеоновской армии, лежат меч, щит и орел с древка знамени.

На медали надпись: "Чей меч не сокрушится о скалу народной твердости?"

"Трехдневный бой при Красном"

Воин в славянских доспехах поражает мечом бегущего неприятеля, на его щите изображен герб французской империи. Поза французского воина, откинувшегося назад, указывает на то, что он повергнут. О победе русского воинства свидетельствуют и другие символические атрибуты. В левой руке русского воина трофеи. Он держит два меча, а за ним на коленях стоят двое пленных. У ног победителя обломки меча и поломанное древко от знамени, а также шлем и маршальский жезл - свидетельство полного поражения французов.

Медаль отличается динамичностью и выразительностью.

"Сражение при Березине"

Русский воин в кольчуге, шлеме и со щитом указывает мечом на поле брани с телами убитых воинов, павшими лошадьми, воинскими доспехами, брошенными колесницами, драгоценными сосудами, шлемами, обломками копий и орлов с древков французских знамен. Воин-победитель возвышается над полем брани. В его позе художник сумел выразить суровую решимость к защите Отечества.

"Бегство Наполеона за Неман"

На заснеженном поле полулежит дремлющий старец. Левой рукой он опирается на урну, из которой вытекла вода. На правом плече он держит весло. Его фигура прикрыта звериной шкурой, цепью скованы его ноги, олицетворяющие неподвижность замерзшего Немана. Остатки великой армии Наполеона (в образе галла) бегут за Неман. Живость этого изображения достигается во многом контрастом между статичной фигурой, изображающей Неман, и бегущим в панике галлом.

В интересном исследовании искусствоведа А. В. Косаревой* выделены наиболее характерные особенности творчества Федора Толстого в его медалях, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. Она, в частности, пишет: "Толстой сумел в рельефе создать ощущение скульптурного пространства, развернуть действие во времени при сохранении цельности и завершенности пластического образа,.." Исследователи справедливо отмечали виртуозное построение Ф. Толстым фигур в различных сложных ракурсах, присущее ему чувство "ритма в линиях и движениях", подчеркивали умение скульптора создавать обобщенные и цельные образы. Особо хочется отметить, что в увеличенном виде медальоны Федора Толстого в 1838-1839 годах украсили стены Александровского зала Зимнего дворца в виде барельефов.

*( Косарева А. В. Русское медальерное искусство XIX века. 1973. Диссертация.)

Толстой создал школу медальеров. Учениками Ф. Толстого были П. Уткин, А. Клепиков, А Лялин и другие. К этой группе художников примыкает и Андрей Губе, приехавший из Германии в Россию в 1830 году. Он многое воспринял от русского медальерного искусства и вместе с тем обогатил его своим мастерством. Следует отдельно выделить работы талантливого медальера Павла Уткина, которого можно поставить рядом с Федором Толстым. Композиции Уткина отличаются камерностью, мягкостью моделировки, столь характерными для позднего классицизма.

В 1830 году Павел Уткин окончил Академию художеств. Его учителями были Федор Толстой и Доброхотов, преподававший резьбу на твердых камнях. Через год П. Уткин стал преподавателем медальерного искусства в Академии художеств и тогда же был назначен медальером Монетного двора. Первыми работами П. Уткина в 1825-1829 годах являлись: фигуры Афины и Марса, вырезанные из стали (рис. 20), голова Александра Македонского из халцедона и голова эскулапа, вырезанная на красном сердолике
Вложения
000020.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#20 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 08 сен 2013, 22:12

В 1830 году он создает медаль "За успехи в рисовании", присуждавшуюся лучшим ученикам Академии художеств. Через некоторое время появляются еще две его медали - "На закладку Александровской колонны" (1832) и "В память открытия Александровской колонны" (1834). На медалях стояли лишь инициалы автора. Известными работами Павла Уткина являются портреты баснописца И. А. Крылова и Петра I, выполненные лишь в воске. (Портрет Крылова был использован для переплета его собрания сочинений, изданного в 1945 году.) Ряд медалей Уткин выполнил по рисункам О. Монферрана*.

*(Например, платиновая медаль с изображением колонны была помещена О. Монферраном в бронзовом футляре в углубление постамента колонны. Эта медаль заложена им на случай разрушения колонны как необходимый технический документ, который сможет помочь ее восстановить. Была также отчеканена с изображением колонны памятная "монета-рубль>>, которая раздавалась солдатам, участвовавшим в параде в честь открытия памятника.)
Вложения
000022.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:


Вернуться в «ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость