Общие материалы по медалям

Сообщение
Автор

Re: Общие материалы по медалям

#111 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:00

Особенности развития советского медальерного искусства

После Великой Октябрьской социалистической революции медаль приобретает большое общественное звучание. Это связано с планом монументальной пропаганды, который стал программой для советского изобразительного искусства, живым претворением слов В. И. Ленина о том, что памятники должны быть доступны народу и напоминать о героических событиях. Скульпторы, медальеры стремятся отобразить в своих произведениях великие свершения эпохи.

Для образного строя медалей 20-х годов еще характерно сохранение традиционного решения, сложившегося в XIX столетии, которое предполагает четкое деление на изображение и фон. Изображение на такой медали окаймляется полосой с надписью, эта полоса иногда рельефная, иногда это просто ободок, подчеркивающий архитектонику медали.

Развиваясь в едином русле со всем изобразительным искусством, и прежде всего со скульптурой, медаль находит свои средства выражения для раскрытия революционной тематики. Начиная с первых лет Советской власти в искусстве медали проявляются те особенности образного решения, которые присущи произведениям монументальной скульптуры. Возникает новая советская символика. На медалях появляются пятиконечная звезда, серп и молот, лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". На самых первых советских медалях изображаются вожди революционного пролетариата - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

В советское время заметное развитие получают персоналии, памятные и юбилейные медали. Именно в них наиболее четко раскрываются пути развития советской медали как исторического и художественного памятника. В группе персоналий особое значение имеют медали, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина, деятелей Коммунистической партии, ученым, писателям, художникам. Персоналии 30-х годов запечатлели М. И. Калинина, В. В. Куйбышева, К. Е. Ворошилова, Н. А. Щорса, В. И. Чапаева, Ш. Руставели, А. Пушкина, М. Горького и многих других.

В группе памятных и юбилейных медалей особого внимания заслуживают медали, посвященные революционным датам, годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции, героическим подвигам Красной Армии в годы гражданской войны, достижениям советской науки.

В первые годы после Октября несколько медалей были созданы Л. Васютинским и Д. Степановым. Их работы влились в общий строй развития молодого советского искусства, которое определялось героикой революционных лет, пафосом социалистического труда. В медали Д. Степанова "Вторая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции" впервые в русском медальерном искусстве изображены К. Маркс и В. И. Ленин.

Подлинно новаторской стала медаль А. Васютинского, посвященная третьей годовщине Октября, определившая сущность советской символики (в композицию вплетены серп и молот; рис. 39). Дальнейшее утверждение советская эмблематика получает в медали А. Васютинского "8-й съезд Советов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (1920). Изображенная на медали пятиконечная звезда с серпом и молотом как бы возникает из вихря революции (рис. 40) Несомненную ценность представляет плакета А. Васютинского с изображением В. И. Ленина "Последнее подполье В. И. Ленина близ станции Сестрорецк" (рис. 42).

Вклад А. Васютинского в советское медальерное искусство весьма значителен. Художник создал школу советских медальеров. В его работах утверждается стиль социалистического реализма, они во многом определили характер советской символики в медальерном искусстве.

В 30-е годы начинают работу ученики А. Васютинского - Н. Соколов, В. Голенецкий, С. Тульчинский. В творчестве этих мастеров находит дальнейшее развитие революционная тематика. Это медаль Н. Соколова "20 лет Великой Октябрьской социалистической революции" (см. рис. 58), медаль В. Голенецкого "Штурм Зимнего дворца красногвардейцами и солдатами" (см. рис. 57), плакета А. Харитонова "Боевой путь 25-й Чапаевской дивизии" (см. рис. 60). В некоторых работах используются средства выражения, присущие плакату.

Примером памятной медали тех лет может служить работа Н. Соколова "Экспедиция на Северный полюс "Главсевморпути". Медаль отразила большое событие в жизни страны - покорение Северного полюса (рис. 38).
Вложения
000024.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#112 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:01

Рис. 38. Н. Соколов. Экспедиция на Северный полюс 'Главсевморпути'

Великая Отечественная война стала новым рубежом в развитии советского медальерного искусства. Искусство военных лет наполнено пафосом патриотизма, чувством высокой гражданственности. Памятных медалей в это время создано мало, основное внимание Уделялось медалям наградным.

Работа художников-медальеров в годы Великой Отечественной войны проходила в чрезвычайно трудных условиях. Но даже в осажденном Ленинграде трудился Н. Соколов, создавший ряд медалей в честь А. Суворова, в честь 24-й и 25-й годовщин Великой Октябрьской революции, в честь Советской Армии, в память прорыва блокады Ленинграда.

В послевоенные годы интерес к медали быстро возрастает. Этому в значительной мере способствовала работа Медальной комиссии Министерства культуры СССР. В 1955 году был установлен порядок создания и выпуска памятных и юбилейных медалей. Заметно увеличивается количество художников- к немногим мастерам, работавшим в 40-е - начале 50-х годов, прибавилась большая группа молодых скульпторов, творчество которых позволяет говорить о новых успехах советской школы медальерного искусства.

Тематика послевоенных медалей отражает великие свершения эпохи, советские медальеры откликаются на самые значительные события. Так, к Всемирному конгрессу "За всеобщее разоружение и мир" (1962) была создана медаль В. Акимушкиной (рис. 41), целый ряд медалей посвящен покорению космоса.
Вложения
000025.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#113 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:01

Рис. 39. А. Васютинский. Третья годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Рис. 40. А. Васютинский. VIII съезд Советов РСФСР. Рис. 41. В. Акимушкина. Всемирный конгресс 'За всеобщее разоружение и мир'

В медальерном искусстве послевоенных лет создана прекрасная портретная галерея государственных деятелей, работников литературы и искусства.

Примечательно, что многие известные художники, работающие в монументальной скульптуре: М. Манизер, Н. Томский, Г. Йокубонис, Э. Амашукели и другие, в послевоенные годы обращаются к созданию медалей.

Летописью эпохи стали памятные и юбилейные медали. Тематика их широка. Это медали, посвященные значительным событиям международной жизни, событиям в нашей стране, юбилейным датам учреждений, памятным датам, связанным с возникновением старинных русских городов.

Интерес к медали скульпторов-монументалистов, чье творчество определяет стиль советской скульптуры, говорит о многом, и прежде всего о том, что медаль наших дней способна раскрыть большие исторические темы, создать высокохудожественные образы. Развитие медали как скульптурного памятника позволяет по-новому осмыслить проблему передачи пространства и движения во времени. Краткий обзор развития советской медали показывает, что медальерное искусство прошло большой и интересный путь, а мастера-медальеры сделали серьезные успехи в освоении этого вида искусства. Партийность и народность, присущие произведениям нашего изобразительного искусства, нашли яркое выражение в медалях советских мастеров.

Чтобы лучше познакомиться с особенностями советской медали, следует обратиться к наиболее интересным и значительным из них, остановившись на новых тенденциях в развитии советского медальерного искусства.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#114 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:03

Ленинианаиз песни слова не выкинешь, хорошо прослеживается развитие техники

С первых лет революции вошла в изобразительное искусство ленинская тема, получившая широкое развитие в живописи, графике, плакате, скульптуре и медали. Родившись на заре молодого Советского государства, ленинская тема стала центральной в творчестве многих художников.

Прекрасные незабываемые произведения о В. И. Ленине созданы в литературе, театре, кино, народном искусстве. Это яркое проявление той огромной, немеркнущей любви и признательности, которую снискал вождь революции у всего советского народа, выражение того, что идеи и предначертания Ленина остаются направляющими для Коммунистической партии Советского Союза.

Ленинская тема грандиозна и масштабна. Ее невозможно исчерпать. Это и Ленин как личность, это и эпоха социалистических преобразований, это и неиссякаемая любовь и вера в человечество, это и гуманизм, борьба за светлое будущее. Тот, кто обращается к образу Ильича, будь то писатель или художник, должен хорошо понимать великие свершения эпохи, стремиться воплотить в своих произведениях деяния вождя и его человеческую индивидуальность.

Лениниана в искусстве начала свой путь с конкретного воспроизведения внешних черт Ильича, показа его деяний. Постепенно образ углублялся, его границы расширялись.

В медальерном искусстве ленинская тема решается широко и разносторонне. Медали воскрешают не только образ вождя, но и его эпоху, его идеи и предначертания.

Как уже отмечалось, первая медаль с изображением К. Маркса и В. И. Ленина "Вторая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции" была исполнена медальером Д. Степановым. На лицевой стороне медали изображены вполоборота влево бюсты К. Маркса и В. И. Ленина. Композиция оборотной стороны звучит как эмблема борющегося за свою независимость мирового пролетариата. В центре изображена стоящая мужская фигура, задрапированная легкой одеждой. В крепких, сильных раскинутых руках молот и колосья пшеницы как символ союза рабочих и крестьян. Вокруг головы - лучи восходящего солнца, солнца братства и свободы. В нижней части медали за фигурой по фону - изображение завода, деталей машин, стогов сена, снопов пшеницы, сверху по кругу надпись: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Эта медаль очень ценна как исторический памятник с изображением В. И. Ленина в первые годы Советской власти.

Плакета "Последнее подполье В. И. Ленина близ станции Сестрорецк" была исполнена А. Васютинским в 1921 году. Ленин работает, сидя на бревне около шалаша. Перед ним - кипящий котелок. Вдали - поле со стогами сена, опушка леса. Тихо. Ильич глубоко задумался. По художественному исполнению плакета близка к медалям второй половины XIX века. В композиции много подробностей, деталей. Это яркий рассказ о Ленине (рис. 42).

В 20-40-е годы исполнено много медалей, посвященных В. И. Ленину. Это медали "Ленин" (М. Герасимов), "В память пятилетия со дня смерти Ленина" (И. Цыганков), "В память 15-летия со дня смерти Владимира Ильича Ленина" (Д. Степанов), "В память 25-летия со дня смерти Ильича" (Н. Соколов), "65 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина" (С. Маграчев).

Значительной вехой в развитии советского медальерного искусства явилось создание видным советским скульптором М. Г. Манизером серии медалей, посвященных жизни и деятельности В. И. Ленина. Все, что было заложено в ленинских медалях 20-40-х годов, в серии Манизера получает дальнейшее развитие. Художник создает обобщенный, синтезированный образ вождя революции и человека. Серия медалей с особой силой раскрывает тесную связь медали и круглой скульптуры в творчестве таких видных советских художников, как Н. Томский, М. Манизер, Е. Вучетич - авторов памятников В. И. Ленину.

Создание обобщенного образа В. И. Ленина это не только передача человеческого облика, характера, внешних черт. Это выражение деяний Ильича, претворение в жизнь его гениальных предначертаний. Дерзновенные мысли Ленина не знали себе равных, но он просто и ясно доносил эти мысли до каждого. Он обладал редким обаянием. Общение с Владимиром Ильичем всегда обогащало людей, указывало им путь в жизни.

В каждой медали серии Манизер останавливается на одной-двух сторонах характера Ленина, и это помогает художнику передать многогранность образа. Скульптора привлекает героика образа вождя, глубина мыслителя и активность борца - то, что составляет главное в В. И. Ленине как человеке, революционере и вожде мирового пролетариата.

Изобразительному языку серии присуща простота линий, ясность композиций. Открывает серию медаль "Семья Ульяновых". На одной стороне изображены мать и отец Владимира Ильича - Мария Александровна и Илья Николаевич Ульяновы. На другой стороне медали - дети Ульяновых. Старшие дети - Анна, Александр, Владимир - изображены вверху медали, вторым планом; младшие - Ольга, Дмитрий, Мария - в нижней части медали. Уже первая медаль дает направление всей серии. В ней подчеркивается демократическая устремленность семьи Ульяновых, общность интересов, объединившая оба поколения (рис. 43, 44).
Вложения
000026.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#115 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:04

Рис. 42. А. Васютинский. Последнее подполье В. И. Ленина близ станции Сестрорецк. Рис. 43, 44. М. Манизер. Семья Ульяновых (аверс и реверс)

В 1887 году Володя Ульянов, получив золотую медаль и блестящую характеристику, поступил на юридический факультет Казанского университета. В Казани он принял активное участие в революционном кружке. М. Горький в своих воспоминаниях писал, что студенты Казанского университета тех лет отличались передовыми взглядами, живо интересовались политикой, вопросами социологии, философии. За участие в выступлении против ограничения прав студентов Владимир Ульянов был исключен из университета и сослан в село Кокушкино.

На медали Манизера будущий вождь революции изображен в саду, на скамье, под развесистым деревом, окруженный книгами и тетрадями. В руке карандаш. Взгляд его устремлен вперед. Юноша сосредоточенно думает, мысленно полемизируя со своими противниками (рис. 45).
Вложения
000027.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#116 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:04

Рис. 45. М. Манизер. В. Ульянов - студент
Рис. 45. М. Манизер. В. Ульянов - студент

Проходят годы напряженной работы, тюрьмы, ссылки в далекое Шушенское. 1900 год вошел в историю революционной борьбы как год организации общерусской политической газеты "Искра". Этому огромной важности событию в истории нашей партии посвящена медаль Манизера.

Медали, посвященные юным годам Владимира Ульянова, несут на себе черты повествования. Постепенно художник от повествования переходит к созданию обобщенного образа В. И. Ленина. Такова медаль "В. И. Ульянов-Ленин - основатель газеты "Искра"". На лицевой стороне медали изображен В. И. Ленин за чтением газеты, на оборотной - пламя, разгоревшееся из "Искры". Поднимаясь вверх плавными, мягкими языками, пламя заполняет большую часть поля медали. Это своеобразная эмблема, символ революционной борьбы пролетариата за свое освобождение (рис 46, 47).
Вложения
000028.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#117 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:05

Рис. 46, 47. М. Манизер. В. И. Ульянов-Ленин - основатель газеты 'Искра' (аверс и реверс). Рис. 48. М. Манизер. Ленин в Разливе

В июле 1917 года Ленин поселяется недалеко от станции Разлив, откуда продолжает руководить деятельностью партии.

На медали Манизера "Ленин в Разливе" Владимир Ильич стоит на берегу озера, смотрит вдаль. В фигуре чувствуется уверенность, твердость и в то же время мягкость и душевность. Это человек, глубоко любящий русскую природу, простых людей (рис. 48).

Историческое событие - открытие II Всероссийского съезда Советов запечатлено на медали "Ленин на II съезде Советов (25 октября 1917 г.)" (рис. 51).
Вложения
000030.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#118 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:06

Рис. 51. М. Манизер. Ленин на II съезде Советов
Рис. 51. М. Манизер. Ленин на II съезде Советов

"Было ровно 8 часов 40 минут, когда громовая волна приветственных криков и рукоплесканий возвестила появление членов президиума и Ленина - великого среди них. Невысокая коренастая фигура с большой лысиной и выпуклой, крепко посаженной головой. Маленькие глаза, крупный нос, широкий благородный рот, массивный подбородок, бритый, но с уже проступавшей бородкой... Потертый костюм, несколько не по росту длинные брюки. Ничего, что напоминало бы кумира толпы, простой, любимый и уважаемый так, как, быть может, любили и уважали лишь немногих вождей в истории. Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту, чуждый какой бы то ни было рисовки, не поддающийся настроениям, твердый, непреклонный... но обладающий могучим умением раскрыть сложнейшие идеи в самых простых словах и дать глубокий анализ конкретной обстановки при сочетании принципиальной гибкости и дерзновенной смелости ума"* - так писал о Ленине, о II Всероссийском съезде Джон Рид.

*(Рид Д. 10 дней, которые потрясли мир. М., 1957, с. 116.)

II Всероссийский съезд Советов принял исторические декреты о мире и земле. Крестьяне-ходоки устремились к Ленину за добрым словом, за разъяснением декрета. Владимир Ильич радушно принимал их, ласково улыбался и, подавшись вперед, деловито выспрашивал, выпытывал, давал указания, советы. Историческое значение ленинского декрета о земле раскрыто в медали "План коллективизации сельского хозяйства". На одной стороне медали изображена встреча Ленина с крестьянами и солдатами; на оборотной стороне - крестьянин за плугом, смотрящий на идущую по полю колонну тракторов. Это образы старой и новой деревни, старого и нового мира (рис. 49, 50).
Вложения
000029.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#119 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:06

Рис. 49, 50. М. Манизер. План коллективизации сельского хозяйства (аверс и реверс)

В серии нашел отражение грандиозный по своей сложности и размаху план электрификации страны - план ГОЭЛРО.

"Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность?.. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. Он видит, как вместо разрушенных железных дорог появятся новые, электрифицированные, он видит, как новые шоссейные дороги прорезают всю страну, как поднимается обновленная и счастливая, индустриализированная коммунистическая держава"*,- писал Герберт Уэллс, посетив Россию в 1920 году.

*(Уэллс Г. Собр. соч. M., 1964, т. 15, с. 367, 368.)

Да, Ленин видел эту Россию будущего, обращаясь с историческими словами к многомиллионной России. И эти массы слушали Ильича, понимали его.

На медали "Ленин в 1920 году. План ГОЭЛРО" В. И. Ленин изображен на трибуне. Слегка откинутая назад голова, волевое, напряженное лицо. Здесь раскрыта одна из сторон личности Ленина - его непревзойденное ораторское мастерство (рис. 52).
Вложения
000031.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#120 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:07

Рис. 52. М. Манизер. Ленин в 1920 году. План ГОЭЛРО. Рис. 53. Н. Акимушкин. 40 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Ленин жив вечно

Образ вождя, созданный другими скульпторами, дополняет Лениниану М. Г. Манизера.

Интересна медаль Н. Акимушки на "40 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Ленин жив вечно", где смелое применение новых изобразительных средств помогло мастеру создать яркий, динамичный образ Ленина. Развернутое по полю медали полотнище знамени вместе с изображением на нем барельефа В. И. Ленина составляет скульптурный образ.

В образе вождя раскрыто твердое волевое начало: устремленный вперед взгляд слегка прищуренных глаз, строго сдвинутые брови, четкий, несколько резкий контур лица. Вместе с тем мягкий, плавный силуэт головы как бы сливается с развернутым знаменем, составляя с ним единое целое (рис. 53).

Большой интерес представляет медаль М. Шмакова "Владимир Ильич Ленин - вождь Великой Октябрьской социалистической революции". Понимание медали как скульптурного памятника находит здесь свое развитие. Художник применяет интересный изобразительный метод углубления фона вокруг головы. Фон становится скульптурной массой, он включается в образный строй изображения, усиливает сочность лепки и живописную игру света и тени. Такой метод решения медали позволил полнее раскрыть многогранность и динамизм образа В. И. Ленина (рис. 54).
Вложения
000032.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:


Вернуться в «ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость