Общие материалы по медалям

Сообщение
Автор

Re: Общие материалы по медалям

#141 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:20

Рис. 90. Ю. Шашурин. Мартеновец

Обычная ситуация - рабочий у мартеновской печи. Характер изображения раскрывает поиск новой пластической организации медали. Масса медали, образуя форму открытой печи, как бы раздвигается, вводя в композиционную схему реальную пространственную среду. Пятно света воспринимается зрителем как горящая топка мартена.

В 60-70-е годы дальнейшее развитие получает портретный жанр. По характеру пластического выражения в этом жанре выделяются два направления. Ряд мастеров работают в ранее утвердившейся пластической манере, где четко определено изображение и плоскость медали. Один из таких примеров - медаль "К. Д. Ушинский", автором которой является В. Акимушкина. Мастер сохраняет ранее сложившееся понимание медали как рельефа на плоскости. Вместе с тем в рамках этой схемы Акимушкина находит свое решение. Голова ученого изображена частично, акцент сделан на лицо, перед которым оставлено свободное пространство. Такое построение образа включает в композицию медали реальную пространственную среду.

В портретах одного из интересных современных мастеров М. Шмакова раскрывается неповторимая красота человеческой личности, ее внутреннее богатство. Такова медаль "Рауль Амундсен" (рис. 92). Лепка крупными, объемными плоскостями, смелое углубление по контуру изображения усиливают напряженность и декоративность изображения.
Вложения
000050.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#142 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:21

Рис. 91. Н. Ю. Канашин. Кишинев в мае 1944. Кишинев сегодня. Рис. 92. М. Шмаков. Рауль Амундсен
Рис. 91. Н. Ю. Канашин. Кишинев в мае 1944. Кишинев сегодня. Рис. 92. М. Шмаков. Рауль Амундсен

По-иному трактует портретный образ такой мастер, как М. Сальман. Художник воспринимает человека в его непосредственной связи с окружающим миром. Характер построения композиции медали "Шопен" (рис. 93) несет черты иллюстративного рассказа. Изображенный на первом плане композитор всем корпусом повернут к зрителю. За ним - зрительный зал, для которого звучит музыка. Реальный зритель как бы включается в изображение. Сам композитор приглашает его принять участие в концерте. Реальная пространственная среда выступает как организующее начало пространственно-пластического мира медали. Лепка простая, без излишней детализации. В отдельных частях дана почти графическая проработка.
Вложения
000052.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#143 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:21

Рис. 93. М. Сальман. Шопен

В советском медальерном искусстве значительное место принадлежит исторической теме. Здесь находят отражение юбилейные даты, важнейшие события из истории Советского государства.

Красная площадь, Московский Кремль... Как к источнику вдохновения к этим замечательным памятникам истории страны обращаются многие советские художники. Находят они отражение и в медальерном искусстве.

В медали А. Шабанова "Здесь каждый камень Ленина знает" иллюзорная пространственная среда как бы сливается с реальным миром. Чудится, что вековые камни замерли, вспоминая события эпохи Великой Октябрьской социалистической революции. Строки поэта-трибуна В. В. Маяковского оживают, как бы обретают зримую форму (рис. 94).
Вложения
000053.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#144 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:22

Рис. 94. А. Шабанов. Здесь каждый камень Ленина знает
Рис. 94. А. Шабанов. Здесь каждый камень Ленина знает

Другая страница жизни Кремля - его архитектурные памятники. Композиция на медали "Успенский собор" работы Г. Федоровой подчеркивает характерные особенности русской архитектуры XV века. Собор так располагается на медали, что четко видна его архитектоника. Точка зрения дана сверху. Это способствует круговому обзору сооружения, которому присущи особая значительность и монументальность линий и форм, составляющих гармоничное целое с окружающим пространством. Пластическая лепка сдержанная, помогающая постижению красоты древнерусской архитектуры.

Интересный пример - медаль Ю. Аррика "Таллину 800 лет". В художественной манере изображения улавливаются мотивы народной деревянной резьбы, лубка (рис. 95).
Вложения
000054.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#145 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:22

Рис. 95. Ю. Аррик. Таллину 800 лет

Многогранность образного мышления советских мастеров проявляется в разных аспектах пластического выражения. Как и в других медальерных школах стран социали-

стического содружества, в советском медальерном искусстве определенный интерес представляет пластически-пространственный мир медали, в известной степени характеризующий отличительные особенности национальной школы.

Расширение и обогащение пластики медали идет в рамках ее архитектонической закономерности. Вместе с тем в этих границах мастера работают над поиском нового соотношения объемов, более напряженных и динамичных пластических форм, способных в полной мере раскрыть напряженность и эмоциональную заостренность современности.

В этом плане примечательно творчество одного из ведущих советских скульпторов И. Дарагана, много работающего и в медали. Художественную манеру мастера отличает разнообразие пластических приемов. Ряд его медалей по художественному стилю близки к народной деревянной резьбе. Форма лепится рельефными штрихами, создающими мерцающую светотеневую гамму и подчеркивающими ее характер, выразительность. В такой манере исполнена медаль "100-летие со дня рождения Фритьофа Нансена" (рис. 96, 97).
Вложения
000055.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#146 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:23

Рис. 96, 97. И. Дарагаи. 100-летие со дня рождения Фритьофа Нансена (аверс и реверс). Рис. 98. И. Дараган. Гиляровский. Рис. 99. В. Апухтина. Федор Достоевский
Рис. 96, 97. И. Дарагаи. 100-летие со дня рождения Фритьофа Нансена (аверс и реверс). Рис. 98. И. Дараган. Гиляровский. Рис. 99. В. Апухтина. Федор Достоевский

В медали "Гиляровский" И. Дарагана останавливает внимание оборотная сторона, композиция которой создана по мотивам книги писателя "Москва и москвичи". Изображенная на ней часть Московского Кремля отодвинута несколько вглубь. Перед ней развернуто свободное пространство, уходящее за грань медали. Создается впечатление, что зритель идет по широкому проспекту и постепенно приближается к архитектурным памятникам (рис. 98).

Смелая напряженная лепка крупными плоскостями отличает медаль И. Дарагана "Карл Хейнц Эссинг", по форме близкую к плакете. Лицо венгерского коллекционера заполняет все пластическое пространство медали. Определенность лепки диктуется четкостью светотени, что придает изображению особую декоративность.

Пластически-пространственный мир медали определяется и характером композиции. В медалях советских мастеров фактура выступает как средство анализа и пластической интерпретации образа человека или явления природы. Это рождает поиск новых композиционных решений, расширение и обогащение пластики медали. Анализ медальных композиций раскрывает их связь с живописью, графикой, в ряде случаев - с плакатом.

Медали скульптора Г. Федоровой отличает разнообразие фактуры. В ее медали "Дом художников имени Т. Залькална" вертикали деревьев и горизонтали линий здания, проработанные тонким рельефом, образуют орнаментальное плетение. Эта работа по характеру пластического решения близка к графике.

Интересно решена медаль "Федор Достоевский" работы В. Апухтиной (рис. 99). В композиции чудесным образом сочетаются живописное и скульптурное начала. Из мягкой, сдержанной лепки поверхности медали сильным объемом возникает голова писателя. Четкий абрис лица, определенность плоскости лба заключают в себе элемент динамики. Внутренняя напряженность образа смягчается массой волос. Как бы завершают образ писателя неожиданно вырывающиеся полосы бороды, пронизывающие пластическую границу медали и как бы уходящие за ее пределы.

Порой скульптурная форма медали выступает как пластическая интерпретация живописного мазка, однако изображение сохраняет закономерности скульптурного произведения. Примером может служить плакета "Кранах", исполненная И. Маркеловой. Фигура (фрагмент произведения известного живописца) лепится мягкими, небольшими скульптурными мазками, мастер средствами пластики умело передает неповторимый колорит картин, Кранаха (рис. 100).
Вложения
000056.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#147 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:24

Рис. 100. И. Маркелова. Кранах

Творчество ряда мастеров раскрывает новые грани медали как художественного памятника. Так воспринимается медаль А. Шабанова "Пикассо".

На одной ее стороне мы видим пластическую интерпретацию сложного, полного неожиданных коллизий окружающего мира, каким его видел великий художник современности. Этот мир на медали материализуется в неровные, где-то прерывающиеся, где-то вновь поднимающиеся высоким рельефом радиальные полосы, сходящиеся в центре круга. Эту симфонию линий и объемов резким движением пронизывает протянутая рука, держащая предмет, за который ухватилась другая рука. И рядом - абрис головы. Так внутренняя динамика образа позволяет понять особую эмоциональную заостренность переживаний человека XX века (рис. 101).
Вложения
000057.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#148 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:24

Рис. 101. А. Шабанов. Пикассо

В медали находит отражение и тема космического пространства и движения во времени. В этом плане интересна медаль, так же исполненная А. Шабановым. "За облаками". Сюжет ее предельно прост: по небу летит самолет. Вместе с тем летящий самолет не нарушает первозданного покоя Вселенной, он как бы становится ее частью. Изображение воспринимается как метафора, рожденная от гармонического слияния фантазии художника и явлений реального мира (рис. 102).
Вложения
000058.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#149 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:25

Рис. 102. А. Шабанов. За облаками. Рис. 103, 104. В. Шкунков. Целина (аверс и реверс)
Рис. 102. А. Шабанов. За облаками. Рис. 103, 104. В. Шкунков. Целина (аверс и реверс)

Ряд мастеров обращаются к темам, раскрывающим ключевые события эпохи. Так звучит медаль "Целина", исполненная В. Шкунковым (рис. 103, 104). Построение композиции подчеркивает величие освоения целины. Пашня изображена в перспективном удалении от зрителя. За горизонтом открываются космические дали, переходящие из иллюзорной пространственной среды в реальное пространство. Окружающий мир и медаль как художественный образ становятся единым гармоничным целым.

Оригинальна по замыслу медаль В. Шкункова "Начало БАМа - стройки коммунизма" (рис. 105-106). Здесь чудесным образом сочетается декоративность и известная условность исполнения
Вложения
000059.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#150 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:25

Рис. 105, 106. В. Шкунков. Начало БАМа - стройки коммунизма (аверс и реверс)

Динамичный образ создан Г. Правоторовым в медали "XXX лет Победы" (рис. 107). Пластическое пространство медали организует динамично развевающееся знамя, из-за которого выступает мощная колонна воинов-победителей.
Вложения
000060.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:


Вернуться в «ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей