Общие материалы по медалям

Сообщение
Автор

Re: Общие материалы по медалям

#171 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:38

Рис. 148. В. Фитценрайтер. Бухенвальд. Рис. 149. П. Оръежек. Свобода. Рис. 150. Б. Николов. Из серии '1300-летие Волгарского государства'. Рис. 151. Б. Николов. Мир

Композиция строится на изображении поднятых вверх натруженных рабочих рук, с силой разрывающих иллюзорное пространство. Динамический жест звучит как яростный протест против угнетения, как неодолимое стремление к свободе. Зритель как бы в данный момент увидел часть поднятых рук сотен людей, которые остались "за кадром". Жест настолько выразителен и определенен по своему содержанию, что незримая толпа людей физически ощутима. В этом проявляется яркое исполнительское мастерство художника. Сила психологического воздействия изображения поднимает медаль до социального обобщения.

К теме истории своей страны обращается и Богомил Николов. Им создана серия медалей на тему "1300 лет Болгарского государства" (рис. 150). Художественные особенности стиля медалей этой серии близки к стилю византийских монет.

Борьбе за мир Николов посвящает свою другую работу- "Мир" (рис. 151). Композиция символична. Напряженным движением взметнулись вверх мощные объемные стяги. В пластических границах медали зритель видит как бы их верхнюю часть. В центре стяги соединены в единый объем, над которым кроной дерева распускаются их верхние части. Над всем этим взметнулся голубь мира. Чем дольше зритель смотрит на медаль, тем яснее ощущает символический смысл медали - это взметнулись вверх сильные руки народов, олицетворяющие порыв к миру, символом которого является голубь.

Тема борьбы венгерского народа за свою независимость находит интересное и убедительное выражение в творчестве Андраша Кишш Надь. Одна из его медалей 70-х годов названа "Освобождение" (рис. 152). Тема ее - крестьянское восстание 1514 года под руководством Дъерде Дожа. Восстание было жестоко подавлено, Дожа казнен. Это был взрыв народного возмущения против крепостного гнета, который оставил яркий след в истории народа.

Композиция медали строится на символическом изображении "вести" о борьбе за свободу - колокола на одной из сторон. Абрис колокола неровный, в отдельных частях его поверхность нарушена. Колокол как бы подготавливает зрителя к развязке событий. Вместе с тем он таит в себе и внутреннюю силу, нашедшую пластическое выражение в качающемся языке колокола. Изображение убеждает зрителя в твердости народной воли, его непоколебимом стремлении к борьбе за свое освобождение.

Тема медальной серии венгерского художника Роберта Чиксентмихая - революционная борьба русского пролетариата, его победа над царизмом. Эти композиции носят символический характер. Мотивы агитационного плаката здесь находят оригинальное воплощение. Русский рабочий выступает то в образе человека-великана, победно шагающего по освобожденной русской земле, то, подобно сказочному герою, скачет на коне, то тяжелым сапогом давит символ царизма - гидру. Известная условность в трактовке человеческих фигур используется мастером для обобщения и выявления главного, основного в теме - революционной борьбы рабочего класса России.

Портрет В. И. Ленина на одной из медалей становится своеобразным сюжетно-композиционным центром серии.

В 60-70-е годы в медальерном искусстве стран социалистического содружества идет активный поиск новых форм образно-пластического решения. Эту группу можно определить как промежуточное звено между медалями с исторической тематикой и медалями, отражающими явления и события окружающей действительности.

Новые тенденции в развитии медали получают наиболее яркое развитие в творчестве художников Венгрии. Здесь обогащение пластики медали идет за счет того, что изображение задумывается мастером и реализуется в медали так, что иллюзорное пространство композиции выходит за пластическую границу медали. Собственно, этого пространства, как говорили в прошлые века, плоскости медали, теперь не существует. Медаль целиком становится пластическим образом, для которого композиционным пространством, фоном становится реальная среда.

В медали "Вдохновение (на стихи И. Разгони)", исполненной Тамашем Вигом, фактура и свет выступают как организующее начало пластического образа (рис. 153). Масса медали как бы с силой закручивается в внутреннем порыве, образуя мощный поток форм, которые в конечном счете формируются в напряженное одухотворенное лицо. Постановка головы определяет порыв вперед. Пластическая масса медали составляет гармоничное целое. Это своеобразный образ вдохновения.
Вложения
000079.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#172 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:38

Рис. 152. А. Кишш Надь. Освобождение. Рис. 153. Т. Виг. Вдохновение. Рис. 154. А. Кишш Надь. Метаморфоза. Рис. 155. А. Кишш Надь. Барток

Представляет интерес композиция из серии "Метаморфоза", исполненная Андрашем Кишш Надь (рис 154). Мощный вихрь рождает космический простор. По земному шару шагает человек - сеятель, как символ вечности жизни на Земле.

Интересно и необычно решена медаль Андраша Кишш Надь "Барток" (рис 155). На одной стороне ее дано ракурсное изображение улицы города в обратной перспективе. Помещенная внизу медали маленькая фигура человека силой раскинутых рук как бы раздвигает небоскребы. Человек идет на зрителя, как бы освобождая себе путь в будущее. Изображение столь динамично и эмоционально насыщено, что зритель не замечает смело примененной мастером обратной перспективы. Нарушение перспективного построения служит раскрытию идеи освобождения. Зритель постепенно постигает значимость происходящего как символического выражения идеи свободы, что было главным в мировосприятии Бартока.

Одной из самобытных особенностей мировосприятия венгерских мастеров является его философичность. Художники стремятся осмыслить взаимоотношения человека и окружающего мира, размышляют над судьбами Вселенной. В наиболее завершенной форме эти тенденции раскрываются в произведениях Тамаша Ассони. Примечательна серия медалей, получившая название космической, Еe содержание - постижение величия Вселенной, поиск счастья и источника жизни на планете Земля.

Серия заканчивается медалью "Слава Солнцу" (рис 156). Это как эпилог серии, эпилог долгого пути людей в поисках счастья. Люди его нашли - это Солнце. Вокруг них необъятный космический простор. Люди, стоящие на Земле и коснувшиеся Солнца, как бы постигли все величие и значимость жизни.
Вложения
000080.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#173 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:39

Рис. 156. Т. Ассони. Слава Солнцу

Раздумья о бытии, любовь к природе, острое чувство современности - все это определяет новую направленность медалей на темы окружающей действительности. Характер тем и пластический метод этой группы медалей значительно расширяет рамки бытового жанра. Он широко охватывает современную действительность, затрагивает социальные проблемы века.

Немецким мастером Герхардом Лихтенфельдом исполнена медаль, посвященная Карлу Шорлеммеру (рис. 157). На одной из сторон медали представлен архитектурный пейзаж. Будто из предрассветной мглы проступает масса замка. Верхняя часть здания как бы освещена восходящим солнцем. Иллюзорное пространство приобретает прозрачность. Обобщенная лепка четко определяет силуэт замка.

Архитектурный мотив изображен и на медали "Церковь Иерихов" работы Кадена Гюнтера (рис. 158).

Останавливают на себе внимание такие медали, как "1000-летие Торгаи" с изображением замка Хартенфельда, "800-летие города Ютербога", исполненные Дитрихом Дорфштехером (рис. 159). Образно-пластическое решение этих медалей можно определить как раскрытие новых возможностей медали. Здесь улавливается дальнейшее развитие национального наследия в области пластики медали, которой на разных этапах своего развития в той или иной степени были присущи живописность и сочность пластической манеры.
Вложения
000081.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#174 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:39

Рис. 157. Г. Лихтенфельд. Карл Шорлеммер. Рис. 158. Г. Каден. Церковь Иерихов. Рис. 159. Д. Дорфтехер. 800-летие города Ютерборг

Пластический метод работы чехословацких художников разнообразен: это может быть лепка изысканно легкими рельефными штрихами или сочными, напряженными плоскостями; подчас она богата живописной светотеневой гаммой. Мастера умеют даже самые незначительные явления поднимать до символического обобщения. Легкость и изящество рисунка и пластической лепки определяют изображение на медали "Цапля", исполненной Марианом Полонску (рис. 160).
Вложения
000082.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#175 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:40

Для чехословацких мастеров характерно умение ярко и образно решать графические композиции. Изображение на медали "Пражский университет. Факультет физики и математики" (работа Зденека Коларску; рис. 161) напоминает ажурное плетение, составленное из различных знаков и символов математики и физики. Центр композиции смещен несколько вправо. Пространство медали организуется композиционной схемой и становится ее частью. Графический метод пластического выражения не снижает выразительности и законченности художественного образа.

Оригинальный прием работы вдавленными мазками определяет характер изображения на медали "В честь Богомила Кубишты" (знаменитый чешский художник), автором которой является Миклош Шлезек (рис. 162). Резкая граница мазков, мягкость вдавленной сферической поверхности создает живописную светотеневую гамму.
Вложения
000083.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#176 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:40

Рис. 161. З. Колараску. Пражский университет. Рис. 162. М. Шлезек. В честь Богомола Кубишты. Рис. 163. И. Хачаламби. Муниципальный Исторический музей в Бухаресте

В 60-70-е годы румынские художники стремятся выявить конструктивное начало в пластической композиции медали. И здесь встает задача единства завершенной конструктивной формы и большого творческого замысла. Другой отличительной особенностью румынской пластики становится использование приемов и мотивов народного искусства, в частности деревянной резьбы.

Современная румынская медаль развивается в том же русле, что и круглая скульптура. Улавливается стремление к четкости и конструктивности композиционного построения. Один из примеров - медаль "Муниципальный Исторический музей в Бухаресте", исполненная Ионеску Хачаламби (рис. 163).

На медали изображен архитектурный ансамбль, отличающийся одновременно и монументальностью и воздушностью. Он легко и гармонично вписывается в иллюзорную пространственную среду. Все части ансамбля четко обозначены, конструктивно ясны. Несколько тяжеловатое сооружение справа уравновешивается легкими, устремленными сооружениями слева. Порыв вверх, в непознанный простор, становится основным содержанием медальной композиции. Легкий рисунок облаков придает изображению особую поэтичность. В ясности и определенности рисунка продолжаются традиции народной деревянной резьбы. Форма медали сохраняет четкую линию круга, однако изображение не воспринимается как рельеф на плоскости. Его ясная конструктивность в сочетании с легкостью и воздушностью в отдельных частях создает ощущение фрагмента реального мира, увиденного через стекло телескопа.
Вложения
000084.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#177 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:41

Рис. 164, 165. Наградная медаль (Румыния). Рис. 166, 167. Наградные спортивные медали (Румыния)

Медали румынских мастеров на темы повседневности рассказывают о промышленных и сельскохозяйственных выставках и конкурсах (рис. 164, 165). Многие скульпторы Румынии работают над поиском новой формы медали, над расширением ее пластических возможностей. Это особенно ярко проявилось в медалях на спортивную тему (рис. 166, 167).

Сегодняшний день интересует и польских скульпторов. Всестороннюю разработку в этой медальерной школе получают темы материнства, музыки, природы. Ряд художников обращается к различным проявлениям человеческих взаимоотношений.

Актуальные проблемы века находят самобытное отражение в творчестве болгарского мастера Богомила Николова. Художник не увлекается космическими далями. Для него мир складывается из частных явлений и образов. Но и в этом частном он умеет найти нечто общественно значимое. Подчас художник обращается к византийским и античным мотивам. Но это не повторение уже известного, а лишь основа для создания своего художественного образа. По мотивам античной мифологии создана медаль "Летящий человек". Легендарный Икар изображен в полете с распростертыми крыльями: Он поднялся над землей и замер. Не гибель Икара, а его стремление к освобождению стало главным в медали Николова. Это и делает произведение Николова актуальным и созвучным нашему времени. Примечательно, что мастер, не разрушая архитектоническую основу медали, находит новое решение формы, обусловленной силуэтом фигуры Икара. Динамика образа усиливается декоративностью и обобщенностью пластических форм (рис. 168).
Вложения
000085.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#178 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:41

Рис. 168. Б. Николов. Летящий человек

Культура пластического мастерства позволяет Богомилу Николову создать яркую композицию в стиле византийских монет (медаль "Музей имени Л. Кошута в городе Шумен"). В легкой графической манере показано здание музея, окруженное пышными деревьями. Изображение поражает гармонией линий, ажурностью рисунка в этой простой композиции.

Работы Николова показывают, насколько широки и многогранны пластические возможности медали. Обращаясь к подчас камерным темам, художник умеет найти в них нечто большее, выходящее за рамки обыденности, а культура пластического мастерства дает возможность мастеру найти живую, активную форму медали.

Обращает на себя внимание самобытность творческого мышления венгерских мастеров. В большинстве случаев каждая медаль - это откровение художника. Однако при всем разнообразии мировосприятия и пластической манеры мастеров сохраняется единая направленность венгерского медальерного искусства, в основе которой лежит любовь к жизни, человеку, стремление проникнуть в тайны Вселенной, тонкое чувство гармонии. Все эти устремления художников ВНР с особой четкостью проявляются в медалях на темы окружающей действительности.

Тема единения человека и мира раскрывается в медали Андраша Кишш Надь "У Дуная" (рис. 169). Человек, остановившись на мосту, смотрит на бег вод Дуная в глубоком раздумье. Его поражает вечность движения, вечность бытия. Но водный простор не пугает человека. Его маленькая фигура помещена именно в том месте композиции, которое делает ее центром изображения. Показанные на первом плане волны как бы приходят в поле медали из реального мира и затем вновь уходят в него.
Вложения
000086.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#179 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:42

Рис. 169. А. Кишш Надь. У Дуная. Рис. 170. Р. Чиксентмихай. Олени. Рис. 171. Ц. Антал. У дома

Иная интонация в передаче окружающего мира у Роберта Чиксентмихая. Для его композиции "Олени" характерны прозрачность, воздушность пространства, изящество линий и форм, движение как символ вечности жизни (рис. 170). Наполненную светом иллюзорную среду, как стрела, пронзает стремительный бег оленей. Их движения полны природной грации. Тонкая лепка вертикальных стволов деревьев на втором плане создает ощущение воздушности пространственной среды. Четкий повтор рисунка стволов создает ощущение их мелькания, что усиливает впечатление стремительности бега оленей, которые как бы на миг возникли в пластических границах медали и затем умчатся за ее пределы.

Наблюдательность, гибкость образного мышления в сочетании с артистизмом пластического мастерства позволяют венгерским художникам реализовать в пластике медали самые обычные явления каждого дня. Так, Циндер Антал умеет увидеть нечто необычное в том, как человек идет по улице города, гуляет в саду, отдыхает и т. д. Его работы овеяны особым лиризмом, подчас задушевностью. Одна из его медалей названа "У дома" (рис. 171).

Обычная жизненная ситуация получает воплощение в трогательном художественном образе. Изображена улица города и стена большого дома, из подъезда выходит женщина с корзиной в руке. В предшествующие мгновения ее защищали стены дома от большого и сложного мира. Момент соприкосновения человека с огромным миром, полным неожиданностей, и остановил внимание художника. Подтекст изображения - человек не боится остаться наедине с миром.

Самое обыкновенное явление в творческой интерпретации Андраша Кишш Надь приобретает черты художественного образа. Так рождается медаль "Зонтики" (рис. 172). В дождливый день встретились на улице две женщины. Остановились, разговаривают. Можно пройти мимо и не заметить. Андраш Кишш Надь увидел в явлении нечто необычное, особую прелесть и гармонию бытия. Женские фигуры в длинных одеждах лепятся крупными, определенными, несколько жестковатыми плоскостями. Головы и ноги изображены условно, что не снижает выразительности художественного образа. Конструктивная схема изображения строится на противопоставлении четких форм фигур людей и мягких, округленных линий и форм зонтиков. Живописная лепка создает ощущение мерцающего пространства, созвучного дождю.
Вложения
000087.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#180 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 21:42

Рис. 172. Л. Кишш Надь. Зонтики

Стремление к поэтическому обобщению приводит многих венгерских художников к осмыслению в медали народных мотивов, сказаний. Трогательная наивность игрушек становится средством для раскрытия человеческой мудрости, темы торжества добра над злом.

Широтой и емкостью мировосприятия отличается творчество Эрики Лигети. Произведения этого мастера отмечены фантазией, добрым юмором, подчас непосредственностью, овеяны поэтическим восприятием жизни. Оригинальна по замыслу серия медалей, посвященная сказке "Народные короли".

Главное место в серии принадлежит королеве Кошке. Один из вариантов этого трогательного образа - изображение Кошки на царском троне-кресле. Кошка важна и самодовольна, и в то же время она более мила и иронична, чем напыщенные короли (рис. 173).
Вложения
000088.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5417
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:


Вернуться в «ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей