Общие материалы по медалям

Сообщение
Автор

Re: Общие материалы по медалям

#51 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 28 сен 2013, 19:19

Метод испытания пластилина

Главным при испытании пластилина является определение его способности к размягчению и лепке. Для этого пластилин разминают руками в течение 1-2 мин. и формуют в стержень диаметром 4-6 мм. Стержень растягивают до разрыва. Концы в месте разрыва имеют коническую форму. Одну половину стержня загибают под углом 90°, при этом на месте изгиба не должны образовываться трещины. Если пластилин не прилипает к рукам и не крошится, определяют его эластичность, измеряя линейкой изменения длины валика пластилина при растягивании руками.

Испытание проводят следующим образом: пластилин в количестве 4 - 5 граммов разминают руками и раскатывают между ладонями в валик диаметром 4-6 мм.

Длина валика должна быть 100 мм. Затем его растягивают до разрыва. Оба конца кладут на линейку, стараясь аккуратно соединить в месте разрыва, и замеряют полученную длину. На одном кусочке пластилина можно производить несколько замеров.

Полученные результаты замеров обрабатывают.

Эластичность, выраженную в миллиметрах, находят как среднее арифметическое значение результатов трех параллельных измерений по формуле:

х = I2 - I1
где х - величина эластичности в мм;

I1 - первоначальная длина образца в мм;

I2 - длина образца после растяжения в мм.

Кроме вышеуказанного, испытание на мягкость проводят прибором, называемым пентометром: испытание производят нажатием иглы прибора и ее проникновением при определенной нагрузке (100 гм) в пластилин. Перед проверкой пластилина на мягкость пентометром пластилин должен быть нагрет до температуры 25° С, при которой и проводят испытание.

Проникновение иглы пентометра в пластилин не должно быть более 0,1 мм. Кроме указанных испытаний, пластилин испытывается на щелочность, путем определения РН пластилина (не должно быть более 7). К внешнему виду пластилина предъявляются также определенные требования. Пластилин должен иметь теплый серый или теплый зеленоватый тон.

На срезе в 1 см2 пластилин не должен иметь свыше пяти видимых точек - вкраплений (компонентов, входящих в состав пластилина): пигмента, цинковых белил, каолина.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#52 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 28 сен 2013, 19:20

Техника лепки медальерного рельефа

Известно, что Федор Толстой обязательным при исполнении художественной медали считал создание рисунка-проекта, композицию которого вписывал в круг. Толстой говорил, что для достижения подлинного мастерства в этой трудной области искусства необходимо свободное владение графикой и построением ракурсов, что позволит в линейном рисунке передать ощущение трехмерности. После чего он приступал к лепке медали, к "вырезыванию" - гравированию штампа.

Такой метод создания медали требовал от скульптора не только основательных художественных знаний, но и технического, профессионального мастерства высококвалифицированного гравера. Только при таком методе работы полностью сохранялась индивидуальная манера скульптора.

Следует отметить, что со времен создания медальерного класса при императорской Академии художеств в 1764 году и до его ликвидации в 1893 году, все его учащиеся обучались не только рисунку и лепке, но и гравированию на стали* и термической обработке (закалке) стальных штампов для медалей.

*(Кроме гравирования на стали, преподавалась резьба и на твердых полудрагоценных камнях для создания гемм и камей.)

Универсальными медальерами, знавшими гравирование на стали и ее термическую обработку, были: К. Леберехт, И. Шилов, Ф. Толстой, П. Уткин, А. Лялин, А. Клепиков, В. Баранов и другие.

Начиная с 60-х годов XIX века некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением лишь рисунков медалей на бумаге, выполнение же штампов производили ремесленники-граверы.

При этом медаль теряла индивидуальные особенности пластики художника.

Известно, что рисунки к медалям А. Лялина на тему конного спорта были выполнены П. Клодтом.

Изобретение и усовершенствование пантографической гравировальной машины* для производства штампов (штемпелей) для медалей в середине XIX века внесло значительный прогресс в этот вид техники. Гравировальная машина отличалась высокой точностью воспроизведения, но, конечно, ни в коей мере не могла подменить работу художника.

*(Копировальная машина (пантограф) гравирует на стали в контррельефе (штемпель) штамп для будущей медали, в заданном уменьшении. Для гравирования предварительно техникой гальванопластики изготовляется из меди медаль диаметром 15-20 см. Полученная медаль затем никелируется для упрочения поверхности металла. При копировании и уменьшении медали часто делают из стали так называемый маточник (формовик) - выпуклое рельефное изображение медали. Формовиком затем изготовляют стальной штамп, вдавливая формовик в раскаленную стальную болванку.)

Современный процесс производства медали заключается в следующем: в соответствии с заданными условиями организацией, заказывающей памятную медаль, разрабатывается тематическое задание, в которое включаются предъявляемые к ней требования.

Обычно медали заказываются Художественным советом по памятным и юбилейным медалям при Управлении изобразительным искусством Министерства культуры СССР. В состав Художественного совета по памятным и юбилейным медалям входят скульпторы, искусствоведы, представители Главного управления Гознака Министерства финансов СССР и Росювелирторга Министерства торговли РСФСР.

Для рассмотрения работы скульптор-медальер последовательно представляет: проект медали, эскиз медали в пластилине, модель медали, отформованную в гипсе, затем совет утверждает сигнальный экземпляр отчеканенной медали.

В тематическом задании должно быть описание изображаемого, необходимые данные, атрибуирующие медаль, а также размеры медали. На основании задания скульптор собирает иконографический, исторический или иной необходимый материал, после чего скульптор включается в творческий процесс и приступает к эскизным вариантам композиции для проектируемой медали.

В поисках оптимальной композиции скульптор группирует предметы в определенном ритме, соответствующем содержанию будущего рельефа. Наиболее сложно найти такое решение, когда изображение органически вписывается в круг медали. Особенно трудно в поле медали группировать несколько фигур, одну за другой (в планах перспективы), поэтому современные скульпторы выбирают формы медали, которые бы были наиболее удобны для найденных композиционных решений.

Строя перспективу, художник должен в процессе работы чувствовать масштабность и пропорциональность, что приобретает особое значение, так как рельеф медали подчинен объему и связан с ним как единое целое.

После утверждения рисунка проекта медали скульптор приступает к лепке рельефа в пластилине, обычно в общепринятом в настоящее время для авторской медали размере (диаметр 15-18 см*). Окончательные размеры отштампованной медали обычно 40-60 мм и даже 65-70 мм. Чем сложнее композиция рельефа, тем больше поле медали.

*(Максимальный диаметр медали 18 см установлен Международной федерацией медальеров (ФИДЕМ) и является наибольшим размером, допускаемым на международных выставках, при этом медали могут быть из самых различных материалов: металла, дерева, керамики и т. п.)

Медаль из пластилина лепят на пластмассовой подложке из непрозрачной листовой пластмассы, матового оргстекла, текстолита, фибролита (иногда даже подложкой служит граммофонная пластинка достаточной толщины)*. При этом следует иметь второй пластмассовый лист такого же размера, с тем чтобы накрывать работу в пластилине (с помощью распорок, устанавливаемых по углам подложки).

*(Медальер Ф.П.Толстой,, выполняя свои медальерные работы из розового воска, пользовался в качестве подложек так называемыми аспидными (грифельными) досками.)
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#53 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 28 сен 2013, 19:20

Специальные требования, предъявляемые к технике лепки медалей

Модель, вылепленная из пластилина, специального "воска" для литейных моделей, может предназначаться для литья из бронзы или иных сплавов. Медальерная модель может бть приготовлена и для авторского оригинала, с которого путем гравирования получают стальные штампы.

Таким образом, выпускаемые медали тиражируются штампованием, в штампах (называемых штемпелями) нижняя часть штемпеля (матрица) укрепляется на прессе неподвижно. Верхняя же часть штемпеля (пуансон) движется в вертикальном направлении, совершая возвратно-поступательные движения.

При штамповании медалей медную или латунную заготовку (возможны заготовки и из драгоценных металлов) в виде кружка или прямоугольника разогревают и укладывают на матрицу. При ударе (нажатии) пуансона разогретая металлическая заготовка вдавливается в полости формы (матрицы и пуансона), и металл начинает как бы течь в форме, приобретая ее отпечаток.

Эта особенность изготовления медали в металле диктует необходимость при ее лепке, создании рельефа избегать "поднутрений" - "замков", или, как говорят, рельеф не должен быть "подбористым". Тогда штампуемый металл медали не только легко "растекается" в штампе, но и отштампованная медаль легко снимается с него. Все это требует от скульптора создания такого рельефа медали, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались по возможности в центре композиции и затем постепенно снижались к краям медали. При этом высота рельефа должна быть незначительной. Высота рельефа медали ни в коем случае не должна приближаться к горельефу*.

*(Медали с горельефами или "поднутрениями", могут выполняться лишь техником литья.)

Таким образом, в медальерном искусстве для скульпторов в определенной степени ограничены возможности в развитии высоты рельефа. Поэтому скульпторы-медальеры создают объемность изображения за счет тончайших градаций планов рельефа, чем достигается иллюзия объемности и пространственности изображения. Ограничения в высоте рельефа также заставляли скульпторов применять графическую передачу деталей рельефа или создавать высокий рельеф в тех деталях, которые должны были бы выглядеть наиболее углубленными, или даже делать медали в контррельефе.

И, наконец, трудность заключается в специфическом характере расположения миниатюрного, низкого рельефа на однотонной поверхности медалей, отчеканенных в золоте, в серебре, бронзе, меди и алюминии*. Поле круглых медалей, даже наиболее крупных - незначительно. Между тем изображение на нем должно быть ювелирным по отделке, не теряя при этом экспрессии, мысли, одухотворяющей изображение.

*(Первые эксперименты по применению алюминия для медалей производились на С. -Петербургском Монетном дворе в 1892 году. (См.: Клебек П. В. Опыт применения алюминия на С. -Петербургском монетном дворе. СПб., 1900).)

Специфика медали не требует живописной полихромности. Все должно держаться только на светотеневых решениях, фактурно подчеркнутых матированием, штрихованием или полировкой, завершенных при конечной отделке патинированием.

Кроме того, работа современных медальеров, при решении больших тем, всегда затруднена ограниченным пространством, сжатым круглой формой медали. Но за последние годы в области медальерного искусства произошла некоторая модернизация медали, в основном касающаяся медалей, носящих станковый характер, где формы медалей могут быть самыми различными, что облегчило работу медальеров в построении композиции.

Следует отметить и трудность работы скульптора-медальера, создающего иногда работу непосредственно в миниатюре, требующей реалистических решений во всех деталях рельефа.

Федор Толстой считал важным "глубокое изучение и знание натуры. Медальер должен стремиться к верной передаче человеческого образа и должен быть знаком с зоологией и архитектурой, он должен изучать античное искусство, как самое совершенное и применять его законы при создании своего образа, при разработке современного исторического сюжета".

По мнению Ф. Толстого, композиции должны быть построены по принципу треугольника как наиболее простой лаконичной формы, вписывающейся в круг. Он писал: "Свободное поле медали должно быть строго ограничено, так как его "излишество"... очень вредит красоте медали.

Аллегория должна быть простая, без лишних украшений, образы должны быть простые и понятные современному человеку.

Строго соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех людей, при которых совершалось... известное событие... ни под каким видом не следует наполнять медаль посторонними вещами,не относящимися к объяснению того предмета, на который производится медаль...

Весь процесс создания медали художник должен выполнять сам - проект рисунка и модель из воска..."

Нам остается добавить, что почти всеми наставлениями медальера Федора Толстого современные скульпторы могут руководствоваться и в наше время.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#54 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 28 сен 2013, 19:21

Снятие гипсовых форм с пластилиновых авторских оригиналов

Для формования медалей из гипса из всех видов гипсовых вяжущих следует пользоваться лишь формовочным или медицинским гипсом первого сорта*, выпускаемым для отливки моделей капов и форм в фарфоро-фаянсовой промышленности. Этот же гипс предназначается ГОСТом для изготовления архитектурных деталей и скульптурных работ.

*(По ГОСТу 125-70 формовочный гипс подразделяется на первый и второй сорт. Кроме этого. ОСТом 33-53 предусматривается шесть видов гипса: строительный, технический и др., в том числе выпускается гипс формовочный. Кроме этих видов гипса выпускается по ГОСТу 4746-49 медицинский гипс двух сортов, отличающийся более тонким помолом.)

Выпускаемый формовочный гипс (в соответствии с ГОСТом 125-70) после обжига и помола гипсового камня просеивается через сито, имеющее всего 900 отверстий на см2, что дает возможность гипс такой дисперсности применять для формования обычной скульптуры, в то время как для формования медалей требуется гипс более тонкого просеивания. Поэтому формовочный гипс для формования медальерных работ рекомендуется дополнительно просеивать (вернее, протирать) через сито, имеющее 1200-1400 отверстий на см2.

Затворе ние гипса. Гипс предварительно затворяется в повышенном количестве воды*, с тем чтобы получить массу, напоминающую жидкую сметану. Окружив пластилиновый авторский оригинал медали картонным кольцом - обечайкой, приступают к оплеску оригинала гипсом.

*(При нормальном затворении гипса примерно на 10 масс частей гипса берется 7 масс - частей воды. На практике количество воды определяют приемом, выработанным практикой.)

Оплескивание ведут достаточно быстро, тщательно покрывая рельеф гипсом, применяя кисточку, с тем чтобы гипс проник во все тонко профилированные детали пластилинового рельефа. Затем на рельеф, покрытый первым слоем гипса, накладывают гипс обычный - нормальной густоты.

Для задержания скорости схватывания гипса (по ГОСТу гипс должен схватываться не ранее чем через четыре минуты, а конец схватывания должен быть не ранее чем через шесть минут, но не позднее тридцати минут). Но так как часто гипс схватывается всего за несколько минут и процесс формования при таком гипсе вести трудно, то в гипс вводят вещества, тормозящие скорость схватывания гипса. Для задержания скорости схватывания гипса при его затворении в воду добавляют раствор борной, либо уксусной или лимонной кислоты, либо щелочи (в частности, можно использовать жидкие моющие средства "Лада", "Экстра-73", "Рица", "Каштан" и т. п., взяв их в количестве от 0,5 до 1 процента от массы гипса). Для ускорения схватывания гипса в воду добавляют 3-4-процентный раствор поваренной соли, азотной или серной кислоты и т. п.

Полученную гипсовую форму затем сушат при комнатной температуре, а при ускоренной сушке при температуре не выше 50-60° во избежание разупрочнения гипса.

Высушенную гипсовую форму медали тщательно прорабатывают в контррельефе, благодаря чему достигается еще более тонкая моделировка деталей в рельефе.

После проработки медали в контррельефе приступают к формованию гипсового авторского оригинала.

Для этого высушенную гипсовую форму покрывают 5% раствором поташа, 3% раствором кальцинированной соды или мыльной пеной, либо раствором одного из выше указанных моющих средств, замедляющих схватывание гипса.

Щелочной раствор служит разделительным слоем, заменяя смазку, нанесение которой в медальерной скульптуре недопустимо.

После отливки медали она прорабатывается в рельефе.

Для упрочнения гипсовой отливки гипс затворяют на воде, в которую вводят 5-10% поливинилацетатной эмульсии. Чтобы гипсовая медаль стала блестящей, медаль покрывают раствором, состоящим из 5% глицерина и 95% растворимого стекла.

Иногда с пластилинового авторского оригинала получают медную форму (см. раздел "Изготовление медалей техникой гальванопластики").
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#55 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 28 сен 2013, 19:21

Изготовление эластичных форм из технического желатина или столярного клея

Наиболее удобны и точны формы из технического желатина чглм столярного клея. Наиболее качественные клеевые формы получаются из технического желатина. При приготовлении клея желатик предварительно увлажняется водой (для его набухания). Процесс набухания желатина при его перемешивании происходит 25-30 мин. Так, на 700 г желатина для его увлажнения берут 50-60 мл теплой воды. В дальнейшем воду добавляют минимальными дозами, так как процесс приготовления клея происходит только за счет образования пара между гранулами желатина. При набухании желатин увеличивается в объеме, но при нагреве снова занимает прежний объем.

Применяя столярный клей (для чего берут клей высших сортов) взамен желатина, плитки клея раздробляют и замачивают в течение суток (воду меняют 2-3 раза), при этом количество поглощенной столярным клеем воды будет достаточно для первой его варки.

Клей варят на водяной бане, используя для этого электроплитку, газ и т. п. Размягчается он медленно, температура клея должна быть около 70е С. Клееварку плотно закрывают крышкой, с тем чтобы потери образующегося в ней пара были минимальными. В процессе нагревания клея на водяной бане может быть добавлено небольшое количество воды для компенсации испаряющейся.

Процесс варки клея за счет парообразования довольно длительный (1-2 часа). После полного разжижения столярного клея или желатина и превращения в однородную массу (типа густой сметаны) доливают горячей воды - 35-40 мл, при этом клей тщательно перемешивают и в него добавляют в качестве пластификатора вместе с водой технический глицерин в количестве 15-20 г.

Для предохранения клея от загнивания и образования грибка в него добавляют 2-3 г антисептика, например пентохлорфенолята натрия или фенола. Клей заливают на пластилиновую медаль, вылепленную из твердого пластилина марки Т и охлажденную в холодильнике. Можно клей заливать и на пластилиновую модель, покрытую шеллачным лаком, но тонко профилированный рельеф медали огрубляется, и тонкие детали могут потеряться. Перед заливкой клея пластилиновую модель окружают бумажным кольцом (из ватмана, картона и т. п.), клей заливают на пластилиновую модель, предварительно доведя его температуру до 52-54° С.

После отвердения залитого клея, на клей (с тыльной стороны) наливают гипс, что служит кожухом для клеевой формы, устраняющим деформацию формы. При применении старых клеевых форм для варки клея следует значительно уменьшить количество воды, необходимой для образовании пара, учитывая, что использованные формы уже содержат некоторое количество воды.

При формовании гипсовых медалей в клеевой форме ее обезжиривают, протирая мягкой кистью тальком, после чего форму задубливают два раза 20% раствором квасцов до полного высыхания.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#56 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 28 сен 2013, 19:22

Изготовление медалей техникой гальванопластики

Наряду с получением авторских образцов медалей техникой литья гальванопластический способ также не утратил своего значения, так как дает возможность воспроизводить медали с высокой точностью непосредственно у себя в мастерской. Для этого пользуются гальванопластической ванной.

Медали, выполненные в металле, выгодно отличаются от гипсовых, за тонированных под металл. Гальванопластические медали дают возможность скульптору представлять работу в экспертный совет в таком виде, в каком фактически медаль будет выглядеть в металле при серийном тиражировании.

Изготовление медали в металле, как указывалось, также требуется для создания стальных штемпелей, необходимых для чеканки медали на Монетном дворе. (Хотя эта работа выполняется Монетным двором, но автор может выполнять ее непосредственно сам.) Соблюдая требования Монетного двора*, медали (размером 15-18 см в диаметре) с полученного авторского образца уменьшаются на гравировальной машине до размеров, предусмотренных авторским проектом. На гравировальной машине механически с высокой точностью гравируются штампы - пуансон и матрица, то есть изображение аверса и реверса медали. Гравирование производят на специальной стали в контррельефе.

* (Для упрочнения поверхности металла медаль покрывается никелем.)

Одно из главных условий получения точного воспроизведения медали в металле - тщательное снятие гипсовой формы с пластилиновой авторской модели. Для безукоризненно точного воспроизведения медали в металле можно прибегать к наращиванию металла непосредственно на пластилиновый авторский оригинал для получения металлической формы. Пластилиновый оригинал покрывают тонким слоем шеллачного лака, и затем на поверхность оригинала наносят электропроводящий слой. Затем пластилиновую модель загружают в гальванопластическую ванну, Чтобы обеспечить электропроводность пластилина, поверхность оригинала покрывают тонко просеянным порошком графита, используя мягкую (беличью) кисть. Можно вместо графита химически осаждать серебро, дающее равномерный электропроводящий слой, быстро затягивающийся металлом. Авторский экземпляр проектируемой медали лепится из качественного твердого пластилина на пластмассовой подложке, при этом вылепленная медаль должна иметь припуск по полю подложки не менее 2-3 см по всему периметру медали, что важно для дальнейших операций при работе с полученной металлической формой, а затем и готовой авторской медалью.

Скульптор заранее должен определить размеры дополнительного поля, очерчивая круг, в который композиционно вписывается рельеф. (Намеченная окружность будет являться линией обреза медали.)

По способу, описанному ранее, металл для формы наращивают на проработанную скульптором гипсовую модель медали. Для этого гипсовую медаль предварительно тщательно высушивают, затем пропитывают в течение 30-40 мин. в расплавленном озокерите, после чего гипсовую медаль (пока она еще теплая) натирают тонко просеянным графитом, применяя ватный тампон и мягкую беличью кисть.

После остывания гипса по периферии медали прокладываются токопроводящие проводники (из мягкой медной проволоки), и медаль снова подграфичивают в тех местах, где проложены проводники, после чего медаль завешивается в гальваническую ванну. При этом медаль загружают медленно, горизонтально, так как на ее поверхности в узких местах рельефа могут образоваться воздушные пузырьки (от захваченного воздуха).

При наращении слоя металла в 2-3 мм форму считают готовой и отделяют от модели при легком подогреве.

Форму тщательно промывают бензином, обрабатывают мягкой латунной щеткой и обрезают по намеченной линии для удаления лишнего металла. Затем приступают к механической обработке формы для удаления дефектов формовки, образующихся на фоне и на самом рельефе. Такие дефекты появляются в виде сыпи от мельчайших воздушных пузырьков, неизбежно возникающих при формовании моделей из гипса, Воздушные пузырьки бывают почти незаметными на гипсовой модели, но резко выявляются на металлической форме в виде отдельных выпуклых вкраплений, располагающихся главным образом в углублениях рельефа скульптуры и на фоне медали.

Так как на форме все дефекты фона и рельефа медали получаются в негативном виде и они выпуклы, то их легко можно удалить штихелем, затем шабровкой и последующей шлифовкой пемзой, Поле медали шлифуют твердой пемзой, поливая водой фон медали до тех пор, пока с него не будут удалены отдельные темные пятна - углубления, всегда имеющиеся на фоне.

Далее приступают к полировке фона на мягком полотняном круге хромовой пастой.

Полировка придает фону зеркальную поверхность, годную для нанесения текста гравированием или фототравлением. Если медаль не имеет текста, то ровный полированный фон формы упрощает нанесение на нее разделительного слоя.

Для полировки фона металлической формы заранее готовят рельефный шаблон гальванопластическим наращиванием металла с такой же гипсовой формы. Наращенное изображение обрезают по абрису и вкладывают в обрабатываемую медную форму, защищая контррельеф от полировального круга. С полированной формы удаляют растворителем следы хромовой пасты и промывают форму в горячей щелочи. Далее наносят текст, а если его нет, припаивают подвеску с изоляцией, а оборотную сторону формы покрывают асфальтовым лаком, воском или нитролаком, изолирующим форму от электролита.

Изоляционный слой наносят на обрез формы и края ее рабочей части, чтобы в процессе гальванопластики металл отлагался только в плоскости формы, а не по краям, чем облегчается отделение наращенного рельефа от формы. Подготовленную форму обезжиривают венской известью, которую тщательно растирают жесткой щеткой до получения жидкой кашицы.

При обезжиривании следует обращать внимание на края формы, углубленные и узкие места рельефа, куда плохо проникает венская известь. Степень обезжиривания проверяют смачиванием водой: на форме не должно быть несмачивающихся мест.

На промытую в воде форму наносят разделительный слой (см. ниже), после чего завешивают форму в ванну под током.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#57 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 28 сен 2013, 19:24

Изготовление рельефного текста для медалей

Текстовая часть выполняется на заготовках медалей, для чего текст предварительно рисуют тушью на белой плотной бумаге. На рис. 77, а показана заготовка, предназначенная для реверса медали, на ней расположены контуры лавровой ветки, звезда и рамка для именного текста. Все детали, кроме текста, нанесены как вспомогательные, потому что на готовой модели они композиционно спроектированы скульптором на соответствующих местах, а на заготовке служат ориентирами для размещения текстовой части. Художественные детали реверса медали, в данном случае лавровую ветвь, готовят чеканкой модели (рис. 77, б), на которой фон служит местом для текста. С модели гальванопластически снимают форму (рис. 77, в), на которой затем вытравляют текст. При наращивании металла на такую форму получаются одновременно текст и детали скульптуры (рис. 77, г).
Вложения
000077.jpg
000078.jpg
000079.jpg
000080.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#58 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 28 сен 2013, 19:25

Если в композицию входят тонкие линейные элементы, расположенные непосредственно на фоне, их выполняют гравированием на медной форме.

Текст наиболее удобно выполнять методом фототравления на металле. Для медных гальванопластических форм применяют описанный ниже электрохимический способ фототравления.

Предварительно медную форму тщательно обезжиривают венской известью, промывают водой и протирают мелким абразивным порошком (особенно тщательно края формы). По окончании протирки форму снова промывают водой, после чего протравливают 3-5 минут в растворе азотной кислоты (150 мл азотной кислоты на 100 мл воды).

Протравленную форму тщательно промывают водой и немедленно наносят на нее светочувствительный состав.

Светочувствительный состав готовят смешением двух растворов.

Первый раствор имеет следующий состав:

Аммиак 10-процентный............... 200 мл
Шеллак светло-желтый (в порошке)....140 г
Вода............................... 1000 мл

Раствор размешивают и выдерживают сутки до полного растворения шеллака, затем нагревают до 20° в колбе на водяной бане в течение 10 минут.

Полученную массу выдерживают двое-трое суток для выделения шеллачного воска, после чего сливают с осадка чистый раствор.

Второй светочувствительный раствор имеет состав:

Аммиак 10-процентный......... 25 мл
Спирт 95° . ........... ......25 мл
Аммоний двухромовокислый..... 12 г
Вода......................... 200 мл

Растворы смешивают, медленно приливая второй к первому при непрерывном размешивании до полного осветления. При смешивании растворов жидкость сперва принимает вишневый цвет, затем становится совершенно бесцветной. Готовую светочувствительную жидкость можно хранить в закрытом сосуде не более 15-20 суток.

Обезжиренную форму кладут на край стола несколько наклонно, обливают водой, и тут же через воронку с ватой наливают на верхний край формы приготовленный светочувствительный раствор так, чтобы воду удалить раствором. Когда раствор стечет, вторично наливают его тем же способом и снова дают избытку раствора стечь в течение 2-3 секунд.

Форму, облитую светочувствительным раствором, устанавливают вертикально, чтобы раствор ровным слоем стекал по ней.

Для создания тонкого и ровного светочувствительного слоя на форме ее помещают горизонтально в центрифугу и вращают ручку со скоростью 2-3 об/мин. в течение 2-3 минут. После центрифугирования светочувствительный слой должен подсохнуть по всей площади формы, включая края. Поверхность формы должна быть целиком покрыта светочувствительным слоем, не быть липкой, иметь светло-желтую окраску.

Затем производят экспонирование наложением приготовленного негатива в виде обычной фотопленки с текстом, уменьшенным соответственно размерам медали. Экспонирование производят засвечиванием вольтовой дугой или электролампой в 500 вт на расстоянии 0,5 м в течение 10-20 минут.

Форму проявляют в денатурированном спирте с добавлением 0,2% метилового фиолетового красителя. Проявление длится 3-5 минут, в процессе проявления засвеченные места освобождаются от слоя шеллака.

Проявленную форму поливают фильтрованным 10-процентным раствором метилового фиолетового красителя в денатурированном спирте, после чего промывают струей воды. Если струей воды удалить шеллак в засвеченных местах не удается, то форму проявляют мокрым ватным тампоном. Затем ее сушат в сушильном шкафу при 60-70°. Высушив, покрывают типографской иллюстрационной краской накатыванием твердым типографским валиком и припудривают канифолью. Обратную сторону формы покрывают нитролаком или воском.

Подготовленную таким образом форму травят электрохимически в растворе, содержащем хромовый ангидрид 300 г/л и сернокислый аммоний 100 г/л. Температура раствора 18-20°, плотность тока 10 на/дм2. Продолжительность травления зависит от требуемой высоты шрифта.

Вместо электрохимического можно применять химическое травление 50-процентным раствором хлорного железа.

Кроме приведенного выше, существуют также различные другие рецепты светочувствительных составов. Так, например, применяют хромо-альбуминовый состав:

Яичный белок............ 200 мл
Бихромат аммония........ 10 г
Аммиак 10-процентный.... 2-3 мл
Вода.................... 1000 мл

Для приготовления этого состава белок отделяют от желтка, взбивают в пену и оставляют на 15-20 часов для отстаивания, после чего белок сливают, отделяя его от пены. В отстоявшийся белок вливают аммиак, затем раствор бихромата аммония.

На форму с нанесенным светочувствительным слоем накатывают типографским валиком иллюстрационную типографскую краску.

Краска имеет, например, следующий состав (в %):

Газовая сажа.................40
Олифа........................50,5
Олеиновая кислота............0,5
Стеарин......................2
Стеарат алюминия.............1

Далее форму проявляют, погружая в воду и слегка протирая ватным тампоном; при этом вскрывают шрифт, отделяя пленку засвеченного слоя.

Форму, подготовленную таким образом к травлению, сушат и запудривают тонким порошком асфальта, после чего подогревают до 80-85°; типографская краска сплавляется с асфальтовым порошком. Обратную сторону покрывают затем плотным слоем лака и форму травят.

Вытравленный на соответствующую глубину текст затем в форме подправляют штихелем, обращая главное внимание на стенки букв и лишь частично на дно.

Стенки букв вытравливаются почти отвесно и получаются гладкими, а дно их - шероховатым. Поэтому следует производить травление глубже, чем требуется для запроектированной высоты шрифта. Лишний слой по высоте после наращивания текста снимают плоским надфилем; таким образом, весь шрифт выравнивается по высоте с одновременным удалением шероховатостей, образующихся в процессе травления.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#59 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 28 сен 2013, 19:26

Изготовление контррельефов

Выше уже было упомянуто, что металлические формы могут быть сняты с пластилиновой медали. Получаемые таким путем медные гальванические контррельефы широко применяют в гальванопластике для массового репродуцирования. Впрочем, формы, получаемые электролитическим путем, используют исключительно для плоской скульптуры - медалей, барельефов, различных орнаментов.

Медные контррельефы удовлетворяют самым высоким требованиям, предъявляемым к гальванопластике: дают абсолютную точность воспроизведения, обладают высокой электропроводностью, не имеют усадки и многократно используются в массовом репродуцировании. Способ изготовления медных контррельефов удобен не только для получения абсолютно точных копий, но и для отделки фона плоской скульптуры, что часто требуется в портретных барельефах и особенно при создании медалей.

Медный контррельеф позволяет безукоризненно прошабрить, отшлифовать, затем отполировать фон непосредственно в форме, что часто вызывается необходимостью при работе с гипсовыми рельефами.

Гипсовые модели обычно имеют следы от воздушных пузырьков или от плохо просеянного гипса, а также другие дефекты формования, часто незаметные на моделях из гипса; такие дефекты резко выявляются на металле, требующем по фактурным качествам тщательной и безукоризненной отделки.

Все такого рода дефекты на медном контррельефе удаляют с фона. Одновременно могут быть устранены дефекты формовки, главным образом от воздушных пузырьков, следы которых имеют вид рассеянных выпуклых точек или наростов. Контррельеф, особенно если он представляет собой портретную скульптуру, отделывает опытный гравер, который удаляет указанные дефекты так, чтобы не затронуть фактуры рельефа и не оставить следов своей работы.

Описанный способ дает также возможность наносить гравировку на фон рельефа, что часто требуется при медальерных работах для внесения текста, дат и т. п.

Перед изготовлением медного контррельефа предварительно к обратной стороне копируемой металлической модели припаивают медную подвеску - контакт из хлорвинилового провода соответствующего сечения, подобранного по рабочей плоскости тока. Затем форму обезжиривают щелочью и, если требуется, протравливают азотной кислотой и обрабатывают вращающейся мягкой латунной щеткой. Подготовленную модель с обратной стороны покрывают плотным слоем воска, парафина или кислотоупорного лака, чтобы место припайки контакта, нерабочая сторона модели, края модели и незначительная часть припуска у самых краев модели были изолированы. Необходимо следить за тем, чтобы воск не попал на обработанный фон или рельеф модели. Защитный изоляционный слой лучше наносить на слабо подогретую модель для более прочного сцепления его с металлом. Края модели и незначительную часть фона (3-5 мм, если позволяют размеры) следует покрывать изолирующим слоем с учетом того, на какую величину будут срезаться края будущей репродукции. Изолирующий слой облегчает отделение копии от формы.

Модель, покрытую изолирующим слоем, вторично подвергают тщательному электрохимическому обезжириванию в ванне, содержащей 100 г/л кальцинированной соды, при плотности тока в 2-3 а/дм2 и комнатной температуре; продолжительность обезжиривания 15-20 секунд. Затем модель промывают струей воды и производят дополнительное механическое обезжиривание ее тонко размолотым мелом, одновременно играющим роль полирующего средства. Мел наносят на модель в виде кашицы и тщательно протирают жесткой щеткой всю поверхность модели, особенно у краев. По окончании обезжиривания мелом модель промывают струей воды, декапируют в 10-процентном растворе уксусной кислоты и снова промывают. На подготовленную таким образом модель наносят разделительный слой. Для создания разделительного слоя используют различные растворы.

Раствор для контактного серебрения приготовляется следующим образом: 20 г азотнокислого серебра растворяют в небольшом объеме дистиллированной воды, затем переводят его в хлористое серебро добавлением раствора 20 г поваренной соли в небольшом объеме дистиллированной воды (получение хлористого серебра производится в темноте). Выпавший осадок хлористого серебра несколько раз промывают водой, затем помещают его в предварительно приготовленный 5-процентный раствор гипосульфита.

Для серебрения модели раствором смачивают мел, который затем в виде жидкой кашицы наносят на обрабатываемую поверхность, натирая ее жесткой щеткой до тех пор, пока модель не покроется ровным слоем серебра не только по фону, но и по всем углублениям рельефа. По окончании серебрения модель промывают струей холодной воды, затем обливают горячей или теплой водой и, наконец, окончательно промывают в 2-3-процентном растворе уксусной кислоты.

Для контактного серебрения модели можно пользоваться и другим составом, содержащим цианистый калий, что требует особых предосторожностей при работе с ним:

Азотнокислое серебро............20 г
Поваренная соль.................8 г
Цианистый калий.................20 г
Вода дистиллированная ..........1 л

Цианистое серебро получают предварительным осаждением хлористого серебра, которое несколько раз промывают водой и загружают в 2-процентный раствор цианистого калия в дистиллированной воде.

Модель обрабатывают так же, как и в первом случае.

Чтобы в большей мере воспрепятствовать сращиванию модели с контррельефом, ее дополнительно оксидируют раствором двухромовокислого калия, иода или серной печени, затем промывают струей воды и после этого погружают в электролит.

При оксидировании йодом применяют 10-процентный раствор его в спирте. Модель обливают йодным раствором или погружают в него на 3-4 секунды. Для этой цели можно применять и 3-процентный раствор двухромовокислого калия, в который модель погружают на 40 секунд, или, наконец, серную печень, в которой модель должна находиться 2-3 секунды.

Серную печень приготовляют кипячением 7 г порошкообразной серы в 50 мл 25-процентного раствора едкого натра до полного растворения серы. Для получения рабочего раствора серной печени перед оксидированием смешивают 1,5 мл концентрированного раствора серной печени с 100 мл спирта и 200 мл воды. Перед применением раствор взбалтывают. Сохранность рабочего раствора около 2-3 часов, а концентрированного 3-4 суток.

Перед нанесением разделительного слоя надо тщательно обработать форму. Для получения разделительного слоя высокого качества необходимо также точно соблюдать рецепт его и выдерживать правильный режим работы. Для нанесения разделительного слоя всегда следует применять свежеприготовленный раствор.

При наличии правильно нанесенного разделительного слоя копия легко отделяется от формы при введении между ними лезвия ножа без применения особых усилий, которые могли бы вызвать деформацию формы или репродуцируемой копии.

Медные контррельефы нередко снимают не с гальванопластической скульптуры, а со скульптуры, изготовленной, например, из гипса.

Для этой цели гипсовую скульптуру заранее пропитывают специальным восковым составом, пластилин покрывают водокислотоупорным лаком, изделия из дерева пропитывают парафином и т. п.

Контррельефы наращивают, как было указано, и непосредственно на металлические модели, после тщательной предварительной их подготовки и нанесения разделительного слоя.

В таких случаях для изготовления медных контррельефов необходимо перед наращиванием особо внимательно осматривать модели, избегая изготовления контррельефов со скульптур, имеющих замки, которые не допускают отделения контррельефа.

Особенно тщательно надо проверять сложнопрофилированные медали, при осмотре которых трудно получить представление обо всех поднутрениях, создающих замки. В таких случаях для проверки предварительно снимают контрольную форму из твердого воскового состава и внимательно осматривают ее, а также модель. Если при этом обнаруживается, что от модели или форм оторвались кусочки воска, к изготовлению медного контррельефа приступать нельзя.

Если модель покрыта никелем, разделительный слой делают иначе. Для этого поверхность модели обезжиривают 3-процентным раствором едкого натра в дистиллированной воде, нанося его на модель ватным или марлевым тампоном. Затем модель промывают струей воды при температуре 25° и обливают свежеприготовленным 0,4-процентным раствором хромпика, слоем не менее 1 мм; через 10 минут раствор сливают.

Для образования разделительного слоя на никеле и меди применяют и более грубый, менее надежный раствор в виде 2-3-процентного раствора хромпика, в который погружают форму на 3-5 минут. Свинцовые формы обрабатываются в растворе хромовой кислоты, для этого предварительно формы обезжириваются в бензине, уайт-спирите, затем в 3-5-процентном растворе углекислого калия и после декапирования в 3-5-процентном растворе азотной кислоты и промывания в проточной воде оксидируются для нанесения разделительного слоя в концентрированном растворе хромовой кислоты. Чем выше кислотность ванны, тем дольше оксидируют металл для получения более надежного разделительного слоя.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#60 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 28 сен 2013, 19:26

Гальваническая установка

Гальваническое наращивание медных медалей может производиться в ваннах-сосудах небольшого размера, емкостью 8-10 литров, имеющих прямоугольную форму. Но могут быть применены сосуды и других форм, например, цилиндрические (стеклянные банки и т.п.). Могут применяться керамические глазурованные емкости, а также из пластических масс или специально сваренные ванны из железа, покрытые изнутри винипластом или эпоксидной смолой.

Для получения постоянного тока низкого напряжения можно пользоваться селеновым выпрямителем (например, ВСГ-3), а также выпрямителями на диодах с понижающим трансформатором, или применить электролитический выпрямитель (см. ниже).

Для регулирования силы тока применяются лабораторные ползунковые реостаты. Рабочая сила тока определяется в один-два ампера на один квадратный дециметр поверхности загружаемой в ванну медали.

Для измерения силы тока устанавливается амперметр постоянного тока, а для наблюдения за напряжением - вольтметр. Форму и медный электрод (анод) подвешивают в ванну на подвесках, медный электрод - на медном или латунном проволочном крючке так, чтобы отверстие в пластине электрода и крючок не касались электролита во избежание разъединения крючка-подвески электролитом. Форма подвешивается на медной (отожженной) проволоке на расстоянии 20-25 см от анода. Электродом (анода), соединенным с положительным полюсом источника тока, служит медная пластина толщиной 3-4 мм или более и размером в 2 раза больше наращиваемой медали. Электродом, к которому присоединяется отрицательный полюс постоянного источника тока (катодом), служит форма с электропроводящим слоем.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:


Вернуться в «ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей