Общие материалы по медалям

Сообщение
Автор

Re: Общие материалы по медалям

#91 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:30

Пейзаж

Пейзаж в медальерном искусстве долгое время играл второстепенную роль. В барочных медалях фоном аллегорических композиций служило изображение ландшафта с причудливыми облаками, горами, долинами, замками и замысловатыми руинами, бурлящими морскими волнами. Часто в пейзажную композицию вплетались летящие по небу амуры, персонажи античной мифологии, пышно украшенные завитками и растительным орнаментом картуши* с надписями. Примером может служить шведская медаль "Карл XI" с изображением на оборотной стороне корабля в бушующих волнах. Классицизм приносит иное понимание пейзажа. Он становится правдивее, проще по замыслу. Появляются спокойные дали, архитектурные ансамбли.

*(Картуш (от франц. cartouche) - украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка. Обычно на картуше изображаются герб или эмблема.)

Как самостоятельный жанр пейзаж в медали выступает при воспроизведении архитектурных ансамблей или отдельных сооружений, памятников, мостов. Эта группа медалей свидетельствует о том, что в малой пластике можно передавать иллюзорное пространство (например, уже упоминавшаяся медаль Гедлингера "На сооружение Стокгольмского банка").

В России пейзаж в медали как самостоятельный жанр утверждается в начале XIX столетия. У мастеров середины века он получает интересную разработку (например, в плакете А. Губе "На сооружение в С.-Петербурге Триумфальных ворот в честь войск", медали "На постройку Пулковской обсерватории"; см. рис. 29, 30).

В советском медальерстве наблюдаются две линии развития пейзажа. С одной стороны, композиционное построение пейзажа близко к классицистической форме, утвердившейся в XIX веке. Его определяет четкое деление на планы. Плоскость медали играет роль фона. Перспективное углубление останавливается подчеркнутой линией горизонта. Это может быть изображение архитектурного ансамбля или панорамы города (медали "Москва. Ленинские горы" С. Волкова, "150 лет со дня смерти А. Н. Во-ронихина" И. Козловского, "25 лет Советской Латвии" В. Зейле).

С другой стороны, пейзаж ассоциируется с космическим простором. Здесь возможно и символическое решение композиции (например, медаль "250 лет со дня рождения Донелайтиса Кристионаса" Г. Йокубониса с изображением на реверсе космического простора, пронизанного лучами солнца, и летящих в облаках ласточек; см. рис. 125, 126).

К теме пейзажа обращаются мастера Венгрии, ГДР, Польши. На медалях венгерских мастеров мы можем видеть космические дали, наполненные светом и особой бесконечностью иллюзорной пространственной среды, гармонически сливающейся с реальным пространством. У медальеров ГДР пейзаж в большинстве случаев трактуется как архитектурный ансамбль, окутанный предрассветной дымкой или решенный тонким графическим рисунком, подобно кружевному плетению.

Для медальеров Польши пейзаж - это симфония объемов, динамических пластических масс, окутанных напряженной пространственной средой, гамма мягких силуэтов.

При всем разнообразии мировосприятия мастеров и пластических приемов в отображении пейзажа как в прошлом, так и в настоящее время, интерес к нему раскрывает любовь художников к родной природе, стремление проникнуть в тайны Вселенной.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#92 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:32

Бытовой жанр

Бытовой жанр вошел в русское медальерное искусство в середине XIX века. Вначале это были темы, связанные с сельским хозяйством и промышленностью России. Интерес к бытовому жанру в России тесно связан с процессом демократизации медали.

С середины XX века значительно расширяется и обогащается тематика бытового жанра. События обыденной жизни подчас приобретают особую значимость; художники стремятся раскрыть не столько сюжетную сторону явлений, сколько дать точную оценку явления, философски его осмыслить. Темы каждого дня получают обобщенное образное выражение, нередко приобретают психологическое звучание.

Разработка в медали тем повседневности усиливает ее актуальность как памятника эпохи, подчеркивает значимость медали как национального художественного памятника.

* * *
Искусство медали, зародившись в глубокой древности, прошло долгий, сложный и достаточно интересный путь развития. Развиваясь на разных исторических этапах как сугубо официальный памятник, медаль вместе с тем несла в себе черты гражданственности и гуманизма, которые начинают ощутимо утверждаться со второй половины XIX столетия. Наиболее полное развитие эти устремления получают в XX веке.

Сегодня в области тематики для медали нет границ. Любая тема, будь то социальная проблема или философски обобщенное понимание действительности, событие дня или величайшее свершение современности, может найти пластическое выражение в медальерном искусстве. Широта мировосприятия мастеров, их новаторские устремления в области расширения и обогащения пластики медали позволяют добиваться ярких и самобытных решений.

Медаль понимается современными художниками как малый скульптурный памятник. Фактура медали становится средством пластической интерпретации событий и явлений окружающего мира.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#93 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:32

Истоки русского медальерного искусства. Медаль 18 века

Возникновение медали в России

Истоки русского медальерного искусства (вырезка штемпелей золотых и серебряных монет) относятся к X веку, ко времени расцвета Киевской Руси. Это было время правления князей Владимира и Ярослава. Экономические связи с Византией способствовали известному влиянию византийской культуры: Киевская Русь усваивала все то прогрессивное, что дала культура Византии, где были живы традиции античности. Киевские князья приглашали византийских зодчих и живописцев.

Однако, опираясь на лучшие византийские образцы, русские мастера создавали свои самобытные произведения. Таковы композиции на первых русских монетах с изображением князя Владимира и родового знака Рюриковичей.

Расцвет Киевской Руси, который обусловил зарождение русского монетного дела, продолжался недолго. С конца XII века наступает тяжелое время в русской истории, время монголо-татарского ига. Развитие национальной культуры затормаживается. В истории денежного обращения XII и XIII века определяются как "безмонетный период". Только с середины XIV века, когда укрепляются удельные княжества, монетное дело вновь оживает.

Композиции первых русских монет чрезвычайно интересны, самобытны. Резчики штемпелей изображали то, что видели в окружающей их жизни. Отсюда богатство и разнообразие сюжетов. Эти монеты являются яркими иконографическими памятниками. Они дают представление о занятиях русских людей, о народном творчестве, сохранившем многие элементы язычества. Здесь мы видим сцены охоты, посадки деревьев, чеканки монет. Таковы монеты - деньги Великого Московского, княжества времени Ивана III.

Как художественный памятник монеты удельных княжеств развивались в едином русле с русским народным искусством. В их композициях умело сочетаются традиции народного лубка, резьбы по камню, дереву.

В XVI веке в монетном деле утверждается единый канонический тип композиции - всадник на коне (разящий змея или скачущий с поднятой саблей). Творческая работа резчика такого штемпеля низводится до уровня ремесленничества. Несколько большую свободу сохраняет резчик штемпелей "золотых". Их нельзя назвать монетами, так как они в денежном обращении не участвовали. Ими награждались воины за ратные подвиги. Именно к этим "золотым" и восходят в России истоки возникновения медали.

В конце XVII века крупными "золотыми" награждались именитые люди, государственные деятели. В 1687-1689 годах все участники Крымского похода были награждены специально выпущенными "золотыми" с изображением на одной стороне царицы Софьи, на другой - малолетних Иоанна и Петра.

В этот же период, в конце XVII века, появляются персональные "золотые" для награждения определенных лиц. Для князя В. В. Голицына, возглавившего Крымский поход, был отчеканен большой "золотой".

На основе этих воинских наград и возникает в начале XVIII столетия медаль как исторический и художественный памятник.

Возникновению медали способствовало и освоение на монетных дворах в конце XVII столетия чеканки крупной монеты. По реформе Петра I расширяется монетное дело. К этому времени в Москве уже были мастера штемпелей первых крупных монет. До нас дошли имена этих мастеров. Это Федор Байков (штемпель рублевика 1654 года) и Василий Андреев (штемпель полтины). На Кадашевском монетном дворе работал иностранец Юрий Фробус.
Вложения
000010.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#94 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:34

Становление и развитие медали в 18 веке

Реформы Петра I привели к созданию централизованного государства и способствовали значительному усилению роли России как суверенной державы среди европейских стран. Они дали толчок развитию экономики, науки, культуры. Монументальные сооружения петровского времени увековечили исторические события эпохи. Такая обстановка способствовала утверждению медали как исторического памятника. Вместе с тем с момента своего возникновения медаль становится официальным памятником, выпуск которого всецело зависел от правящих учреждений и непосредственно от самого императора.

Большинство медалей этого времени представляли собой изображения Петра I на одной стороне и сюжетные композиции - на другой.

Немалое значение для развития медальерного искусства в России имели путешествия за границу Петра I, его сподвижников, государственных деятелей. Петр I проявлял большой интерес к западноевропейскому медальерному искусству. Не случайно в коллекции Кунсткамеры находилась серия медалей, посвященных Людовику XIV, дабы русские мастера имел", возможность познакомиться с прекрасными французскими, а также итальянскими и шведскими медалями. В свою очередь латинские надписи на медалях петровского времени свидетельствуют о том, что русские медали вывозились за границу. Так, римскому папе была подарена медаль "На мир со Швецией".

В начале XVIII столетия выпускается большое количество наградных медалей. Дальнейшее развитие получают персоналии. Примером могут служить медали за воинские доблести в честь Ф. М. Апраксина, Ф. А. Головина. Мастера медальерного дела с особой тщательностью и любовью воспроизводят карту сражения или самое сражение. Причем на первом плане обычно изображаются русские войска - победители. В батальные композиции включен и пейзаж, исполненный в низком рельефе.

Примечательно, что на заре развития медальерного искусства медаль была тесно связана с гравюрой. В русской гравюре раньше, чем в живописи, наметился поворот к светскому, реалистическому искусству, о чем свидетельствуют произведения конца XVII века, исполненные мастерами Московской Оружейной палаты Леонтием Тарасевичем и Афанасием Трухменским. Изображая человека, художники отступают от церковной схемы, образ приобретает реальные, светские черты.

Петр I очень интересовался гравюрой. Этот жанр искусства мог ярко и выразительно отобразить успехи государства, особенно это сказалось в батальных сценах. Одним из замечательных граверов того времени был А. Зубов. В эти годы успешно работали медальеры Медынцев и Константинов.

На Монетном дворе обучали медальеров иностранные мастера С. Гуэн, Ю. Фробус, Г. Гаупт, И. Г. Брейер, Ф. Бекер. С Гуэн обычно исполнял лицевую сторону медали с портретом Петра I, оборотную сторону делал Г. Гаупт. Примером может служить интересная по композиции и исполнению медаль "На победу под Полтавой".

С. Гуэн создал определенный тип портрета Петра I. В его медалях подчеркиваются характерные черты облика Петра: простота, величие; в решении портрета еще нет пышности, присущей стилю барокко.

В первой четверти XVIII столетия в медальерном искусстве нашла всестороннее отражение Северная война, обеспечившая России выход к Балтийскому морю. Серию медалей на темы, связанные с этой войной, исполнил немецкий медальер Ф. Г. Мюллер (1683-1718). Среди них композиции "На взятие Шлиссельбурга", "На взятие Нарвы", "В память победы при Вазе". Выполнены они не позднее 1716 года. Заканчивается серия медалью, посвященной Ништадтскому миру. Латинские надписи содержат выдержки из Виргилия и Овидия.

Портрет Петра I исполнен по образцу портрета талантливого русского художника Я. Купецкого, сделанного им во время заграничной поездки Петра I.

В сюжетных композициях медалей серии "Северная война" много элементов античной мифологии, что было характерно для немецкого искусства того времени. Это богиня Минерва, бог Меркурий, любимый в западноевропейском медальерном искусстве мотив картуша. Мифологический сюжет или декоративные группы предметов показаны на фоне пейзажа. Изображение графично, часто поражает виртуозной отделкой деталей. Нередко в композиции применяется метод перспективного изображения, замысловатость сюжета сочетается с четкостью в передаче отдельных деталей.

Многие медали в это время были исполнены Федором Алексеевым, в том числе медаль "На взятие А зова". В память этого события была выбита медаль и в Голландии по заказу Петра I мастером Яном Боскама. Алексеевым была выполнена медаль "На взятие Шлиссельбурга" с изображением Петра I на одной стороне и развернутой композицией - на другой.

Русские мастера в большинстве случаев выполняли наградные медали. К сожалению, до нас не дошли сведения о порядке проектирования медалей этого времени. В работах А. Г. Голикова упоминается, что в свободное от работы время Петр I любил заниматься составлением планов медалей.

Выпуск медалей в первой четверти XVIII столетия не был регулярным. Вероятнее всего, причина этому малое количество медальеров-художников, а также низкий уровень техники монетного дела на монетных дворах. В это время пробуждается интерес к эпохе Петра I, к собирательству предметов искусства этого времени. В 30-е годы появился альбом "Рисование российских медалей и куриозных монет, которые деланы были для триумфов, радостей и печалей времени правления Петра I".

В эти же годы выпускается первая литература по описанию медалей и рисунков к ним. Эта работа была проделана медальером Петербургского монетного двора И. А. Шлаттером, сыгравшим большую роль и в развитии техники чеканки медалей и монет.

В 30-е годы директором Московского монетного двора Головкиным была подана в кабинет "мемория" о необходимости выпуска медалей на события царствования Анны Иоанновны. Математиком Гольбахом была составлена "историческая справка" о "знатнейших делах" правления Анны Иоанновны, в частности о событиях войны России с Турцией. Аналогичная записка написана и Головкиным. Однако идея выпуска медалей, посвященных событиям правления Анны Иоанновны, не получила осуществления.

В 1738 году вновь был открыт Петербургский монетный двор. Главным медальером стал приехавший из Копенгагена датчанин А. Шульц. В медалях Шульца, еще очень графичных, нашли отражение элементы барокко - пышность форм, претенциозность замысла. Такова его медаль "На коронацию Анны Иоанновны".

Вторым известным медальером в 30-е годы был И. К. Гедлингер. В России мастер работал всего два года (1735-1737). Гедлингер большую часть жизни жил и работал в Швеции, куда он вновь возвратился из России, там он выполнил несколько медалей для России. Особенность его метода заключалась в том, что он исполнял медали по собственным композициям. В них парадность и пышность барокко сочетаются с заостренной характеристикой образа, с жизненной правдивостью.
Рис. 12. И.Б. Гасс. В честь Г.Г. Орлова. Рис. 13, 14. И.К. Гедлингер. В честь залуг графа Остермана (аверс и реверс). Рис. 15. Т. Иванов. На возобновление Кремлевского дворца

Работы этого мастера отличаются законченностью и особой пластической выразительностью. Такова медаль "В честь заслуг графа Остермана". Художник создает сдержанный, замкнутый образ Остермана-дипломата, хитрого царедворца, сумевшего удержаться при пяти правителях. Вместе с тем сдержанность образа сочетается с барочной пышностью. Сочная замысловатая лепка одежды создает живописные переходы от света к тени (рис. 13).

Оборотная сторона медали аллегорична: пустыня и пальма как символы могущества и власти (рис. 14).

Представляет большой интерес медаль Гедлингера с изображением Анны Иоанновны, исполненная в Швеции в 1737 году. По художественному стилю это развитое барокко. Образ Анны торжествен и величав, пышная одежда красиво обрамляет обнаженные плечи. Композиционная схема образа построена на контрастах: пышные складки одежды, образующие живописную светотеневую гамму, плавный, спокойный в линиях абрис открытых плеч и в противовес к ним отмеченное печатью жестокости лицо.

Интересно сравнить медаль Гедлингера со скульптурой К. Б. Растрелли "Анна Иоанновна с арапчонком". Скульптура тоже выполнена в 30-е годы.

Совершенно очевидно, что оба художника пользуются одним пластическим приемом. Группа "Анна Иоанновна с арапчонком" - высшее достижение творчества Растрелли. В ней пышность, парадность барокко органично сочетаются с реалистической, даже несколько гротескной, трактовкой образа. Жестокое, самодовольное лицо Анны, оттененное красивой, пышной игрой одежд, потрясает своей откровенностью. Это жестокость, деспотизм, возведенные в абсолют. И рядом - живой, наивный ребенок, черный раб. Это сопоставление нашло великолепное выражение в скульптуре.

Сходство медали и статуи говорит о том, что уже к 30-м годам русская медаль, отойдя от графичности, утверждается как памятник малой скульптурной формы.

Творчество Гедлингера оставило глубокий след в русском медальерном искусстве. Оно знаменовало утверждение в медали стиля барокко с его пышностью форм, сложностью образов, внутренним динамизмом.

В середине века работали также мастера И. Лефкен, Б. Скотт, Ж. А. Дасье (несколько лет жил в России).

Для Дасье характерна медаль "На открытие Московского университета". В портрете Елизаветы на лицевой стороне, сдержанном и спокойном, с плавными линиями силуэта, нет барочной пышности и торжественности. Сдержанность, мягкость линий и объемов характерны для медалей Дасье.

Из русских мастеров в 30-50-е годы работал Лукьян Дмитриев, Иван Козьмин, Иван Кудрявцев, Василий Климов. Они в основном исполняли копии. Самостоятельная работа Ф. Климова - медаль "В память строительства русского флота" (1757).

До середины XVIII века еще не существовало школы медальеров. Опытные мастера обучали отдельных учеников своему искусству. Так, при Монетной канцелярии молодые мастера проходили обучение у Ф. Алексеева.

Профессиональная школа медальеров при Монетном дворе была образована И. А. Шлаттером. С 1741 года по решению директора Монетного двора Миниха молодые мастера посылались для обучения рисунку в классы Академии наук.

Новая эпоха в медальерном искусстве начинается с 50-х годов XVIII века. После правления Анны Иоанновны наступает оживление во всех областях культуры. На это время приходится деятельность великого русского ученого, мыслителя, художника М. В. Ломоносова. По его инициативе в 1754 году открылась Академия наук. Именно здесь сосредоточилось проектирование медалей. Это свидетельствовало о том, что медаль окончательно утвердилась как исторический памятник. В 1758 году по инициативе Ломоносова указом Елизаветы была создана Академия "трех знатнейших художеств".

М. В. Ломоносов проявлял огромный интерес к медальерному искусству, он часто сам проектировал медали. Для Ломоносова медаль была прежде всего иллюстрацией исторических событий. Им были созданы рисунки к медалям на рождение и коронование Петра I и "На зачатие флота" (правда, по проекту Ломоносова лицевая сторона медали, получившей название "На рождение русского флота", выполнена лишь в 50-е годы медальером Климовым).

Ломоносов составил еще четыре проекта медалей, посвященных победе при Франкфурте-на-Одере.

В конце 60-х годов была создана серия портретных медалей русских царей и императоров. Серия явилась иллюстрацией к написанному М. В. Ломоносовым и А. И. Богдановым "Краткому Российскому летописцу". Она начиналась с княжения Рюрика, первого русского князя (в дальнейшем серия пополнилась портретами до XX века). Над созданием серии работали ведущие медальеры середины XVIII столетия - И. Гасс, С. Юдин, И. Вехтер.

Во второй половине XVIII века Россия стала значительной державой в ряду европейских стран. Однако именно в это время внутри государства обострились противоречия крепостнической системы. Правление Екатерины II ознаменовалось волной крестьянских восстаний, наиболее крупным из которых было восстание Е. Пугачева.

В 1764 году Екатерина II вторично издает указ об учреждении Академии художеств. Президентом Академии становится И. И. Бецкий. В Академию приходили люди из народа, дети мещан, крестьян, ремесленников. Создание Академии художеств знаменовало формирование светского искусства.

В творчестве архитекторов, живописцев, скульпторов второй половины XVIII века утверждаются идеи гражданственности. Изобразительное искусство выдвигает художников, творчество которых приобретает мировое значение: в архитектуре - В. Баженов, в живописи - Ф. Рокотов и Д. Левицкий, в скульптуре - Ф. Шубин.

В русском изобразительном искусстве стиль классицизма получает свои особые формы выражения. Ему свойственны душевная теплота, жизненная правда. Расцвет его в архитектуре и скульптуре падает на последнюю четверть и рубеж XVIII- XIX столетий.

Уже с середины XVIII столетия четко определяется отставание медали от всего изобразительного искусства. В то время как в изобразительном искусстве утверждается стиль классицизма (в 70-80-е годы), в медальерном искусстве продолжался расцвет барокко. Объяснение этому - официальная функция медали. Пышность и парадность были превосходной формой для прославления деяний Екатерины II и ее двора.

В 70-80-е годы выходят специальные издания, посвященные медальерному делу: "Слава России, или Собрание медалей для Петра Великого" и записки Екатерины II "Собеседник русского слова", которые включали проекты задуманных ею медалей с исторической тематикой. Вскоре после смерти Гедлингера выходит монография о его творчестве.

К 70-м годам относится возникновение медальных комитетов. Их задачи определил Указ Екатерины II (1772). По этому Указу было образовано два комитета. На один из них возлагалась обязанность составления проектов медалей, на другой - изготовление штемпелей. Комитет по составлению проектов медалей должен был выбрать из русской истории наиболее знаменательные события. В его состав входили: историк М. Щербатов, писатель А. Нартов, поэт М. Херасков. В Штемпельный комитет вошли Я. Штелин, профессор класса исторической живописи Г. Козлов, художник-портретист М. Вилье.

Проектным комитетом был составлен реестр исторических событий царствования Петра I. Комитет считал, что задача медали - увековечить знаменательные события русской истории, поэтому надписи на медалях должны быть сделаны обязательно на русском языке. Тем самым подчеркивалось, что медаль - национальный памятник.

Деятельность медальных комитетов фиксировалась в журналах. В 1774 году произошло последнее заседание комитетов с разбором рисунков Штелина. За два года комитетами было создано 128 рисунков, посвященных жизни и деятельности Петра I. Здесь нашли отражение как внешняя политика Петра I, так и внутригосударственные дела - учреждение сената, полиции, потешных войск.

Основными темами медалей во второй половине XVIII века были исторические. Этому в значительной мере способствовала деятельность медальных комитетов. По их инициативе была выпущена серия медалей "На события древней истории России" за период с 860 по 1141 год. Серия состояла из 94 медалей.

К медалям, посвященным князьям Рюрику, Игорю, Олегу, Ярославу, Юрию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Юрию Всеволодовичу, рисунки исполнялись по описаниям Екатерины II граверами Г. Харитоновым и И. Макаровым. Штемпели резали ведущие медальеры того времени.

В 1764 году в Академии художеств был открыт медальный класс. Во главе класса стал приглашенный из Франции медальер П. Вернье. Однако через четыре года он был уволен. С 1776 по 1778 год в классе преподавал медальер Петербургского монетного двора И. К. Егер.

Сама по себе идея создания медального класса в Академии художеств свидетельствовала о том, что уже в 70-е годы XVIII столетия медаль понималась не только как исторический памятник, но и как художественное произведение.

В целом деятельность медального класса до конца века была чрезвычайно слабой из-за плохой организации. Из медального класса за эти годы вышли только два медальера - Самуил Алексеев и Николай Алексеев. Преподавание в классе свелось к обучению вырезке штемпеля. Свое истинное назначение - воспитание медальеров-художников - медальный класс Академии художеств осуществил позднее, в XIX веке.

Вторая половина XVIII века - наиболее яркий период в развитии медальерного искусства эпохи, это время пышного расцвета стиля барокко. Примечательно, что творчество иностранных мастеров - Иоганна и Христофа Вехтеров, Гасса - полностью укладывается в рамки развития русского медальерного искусства.

Наиболее полное и законченное выражение стиль барокко получил в творчестве Иоганна и Христофа Вехтеров. К сожалению, до настоящего времени не удалось точно разграничить медали, выполненные этими мастерами. Скорее всего, оба брата работали совместно. Иоганн Вехтер приехал в Россию в 1762 году. Здесь он работал до конца жизни, создавая выразительные композиции.

Пышные формы барокко, сочная моделирующая лепка с живописной игрой светотени отличают медали И. Вехтера. Такова, например, медаль "В память прекращения межевых споров". На лицевой стороне изображена Елизавета. Красиво струящиеся локоны волос изящно схвачены бантом. Плавный изгиб плеч продолжает мягкую линию силуэта головы и шеи. Пышный каскад складок одежды окутывает бюст. Лепка сочная, скульптурная, создающая живописные переходы от света к тени.

Интересное решение получает медаль И. Вехтера "В память вступления на престол Екатерины II". В изображении Екатерины II формы барокко сочетаются с отдельными элементами стиля античного искусства. Екатерина II изображена в форме офицера Преображенского полка, шлем украшен пышно развевающимися перьями. Поверх кольчуги накинута мантилья с красивыми волнующимися складками. Вместе с тем в портрете чувствуется спокойствие, величавость и особая торжественность.

Эта медаль как бы предвосхищает черты классицизма. Сюжетная аллегория, построенная на образах античной мифологии (оборотная сторона медали), становится характерной для композиции этого времени.

Младший Вехтер-Христоф приехал в Россию в 1771 году. Работ с подписью этого мастера немного. Примером может служить медаль "В честь Г. Г. Орлова за избавление Москвы от моровой язвы". Судя по этой подписной медали, работы Христофа Вехтера менее интересны. Они грубее, массивнее, примитивнее по замыслу, чем медали Иоганна Вехтера.

Значительный след в медальерном искусстве XVIII столетия оставило творчество Иоганна Бальтазара Гасс. Он появился в Петербурге около 1760 года как мастер-ювелир, а на Монетном дворе начал работать над штемпелями портретной серии медалей с 1768 года.

Стиль барокко у Гасса несколько сдержанный, как бы упрощенный. Линии более спокойные, изображение более конкретное.

Одна из интересных работ Гасса - медаль "В честь Г. Г. Орлова". Простой мундир без складок и украшений, хорошо найденное изображение фигуры в фас, положение, весьма трудное в рельефе. Отдавая дань стилю барокко, художник окружил шлем пышными перьями (рис. 12).

Еще один иностранный мастер работал в эти годы - Иоганн Каспар Егер. Однако его творчество лишено индивидуальности. В его искусстве обнаруживаются черты, присущие произведениям И. Вехтера, И. Б. Гасса. Он работал над штемпелями для исторической серии, так как был весьма искусным резчиком.

Наряду с иностранными мастерами во второй половине XVIII столетия работали и русские медальеры. Наиболее значительным из них стал Тимофей Иванов. Мастер прошел школу медальеров на Монетном дворе, где учился у Скотта. В 50-е годы ему уже поручают самостоятельные работы. Самобытное творчество Тимофея Иванова предвосхитило утверждение на рубеже XVIII-XIX веков в медальерном искусстве стиля классицизма.

Т. Иванову принадлежат почти все штемпеля лицевых сторон рублевых монет с портретом Екатерины II. Художественному языку его медалей присущи сдержанность и яркость выражения. Пышность и парадность несколько приглушены. Ясность и правдивость замысла гармонично сочетаются с простотой и мягкостью линий. Изображение Екатерины II на медалях и монетах Т. Иванова спокойно, несколько торжественно, легкая улыбка придает образу жизненность, локоны красиво ниспадают на плечи. Складки одежды становятся более спокойными, определенными. Силуэт четко очерчен мягкой линией. Моделирующая лепка сочная, но без резких переходов от света к тени.

Медаль "На возобновление Кремлевского дворца" (рис. 15) примечательна тем, что в ней пейзаж (изображение Кремлевского дворца и части Москвы-реки*) становится самостоятельным сюжетом. Это было новым для русской медали. Обычно в XVIII столетии пейзаж являлся частью аллегорической композиции. В творчестве же Иванова пейзаж утверждается как самостоятельный жанр, дальнейшее развитие которого в медальерном искусстве начнется лишь в XIX веке.

*(Изображен проект архитектора В. Баженова, не получивший исполнения.)

Творчество Т. Иванова в области медальерного портрета созвучно произведениям лучшего скульптора второй половины XVIII столетия - Ф. Шубина с его умением обобщить и передать индивидуальные черты портретируемого.

Вместе с Тимофеем Ивановым на Петербургском монетном дворе работал Самуил Юдин. Он в совершенстве владел техникой резьбы штемпелей. Подчас отделка деталей была виртуозной. Юдин много работал над штемпелями для монет, часто работал совместно с Т. Ивановым и создал свой тип портрета Петра I. Примером может служить медаль "На заключение мира с Турцией", где Юдин заменил штемпель, сделанный Мюллером.

Одновременно с ведущими медальерами во второй половине XVIII века работали мастера: Пуд Бобровщиков, Семен Васильев, Самуил Алексеев, Николай Алексеев. Однако их творчество не оказало существенного влияния на развитие русского медальерного искусства.

В развитии русского медальерного искусства XVIII век сыграл наиболее важную роль. Возникнув на основе жалованных воинских наградных монет, медаль очень быстро вступает в тесную взаимосвязь с развитием всего русского искусства. Постепенно она освобождается от плоскостного, почти графического изображения.

Бурная динамика Петровской эпохи дала сильный толчок развитию скульптурной выразительности медали. Известную роль в этом сыграла уже вполне сложившаяся форма медали в странах Западной Европы - Италии, Франции, Швеции.

Изобразительный язык медалей XVIII века России определяет стиль барокко, для которого характерны аллегорические сюжеты, пышные скульптурные формы, известная парадность образа. Вместе с тем, как и во всем русском искусстве этого периода, и в медальерстве европейский стиль барокко получает в России свое самобытное, национальное направление. При всей торжественности и официальности образов, сложности и сочности как бы закрученных сильным порывом ветра пластических форм русский вариант барокко строится на реалистическом мировосприятии художников. Каждая композиция - это или образ конкретной личности, или реальный исторический эпизод.

Богатый событиями XVIII век способствовал развитию в медали исторической тематики. Примечательно, что этот жанр был тесно связан с идеей патриотизма. В полководцах, выдающихся государственных деятелях мастера видели не только официальных лиц, но и русских людей. Не случайно на реверсах этих медалей чаще всего изображались победные баталии русских войск.

В XVIII веке в значительной степени были заложены основы медали как подлинно национального художественного памятника. В следующем столетии эти тенденции наиболее полное развитие получат в творчестве Ф. Толстого.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#95 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:35

Русское медальерное искусство первой половины 19 века
Вложения
000012.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#96 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:37

Классицизм в медали

Первая половина XIX столетия неразрывно связана с целым рядом замечательных имен и исторических событий. Начало этого периода ознаменовано славной эпопеей Отечественной войны 1812 года. Высокий патриотический подъем, проявившийся в этой войне и в послевоенные годы, восстание декабристов в 1825 году определили развитие всей русской культуры XIX века. Возвышенное, героическое начало стало ведущим в архитектуре, скульптуре, живописи. В героях античного мира, овеянного республиканским духом, лучшие русские люди видели идеальных граждан и патриотов, борцов за справедливое общественное устройство.

В Россию идеи классицизма проникали различными путями. В прошлом столетии по установившейся традиции воспитанники Академии художеств после окончания академии получали разрешение на поездку за границу для продолжения своего образования. Там они знакомились с идеями Дидро и Вольтера. Их работой непосредственно руководили художники классицистического направления: во Франции-Ф. Лемуан, О. Пажу, Э. Бушардон, Аллегрен, Ж. А. Гудон, в Италии - датский скульптор Б. Торвальдсен.

Утверждению классицизма в русском изобразительном искусстве способствовали скульпторы, приехавшие в Россию с Запада - Рашетт, Жилле и особенно Фальконе, создавший непревзойденный нх^девр - памятник Петру I. В этом произведении художник обратился к теме гражданственности, воплотив в облике Петра образ идеального правителя. Очень интересно высказывание Фальконе о назначении скульптуры: "Самая лучшая цель ваяния со стороны нравственной есть увековечение памяти великих мужей и показание свету примеров добродетели, которые обезоруживают и самою зависть..." В этих словах заключен глубокий смысл.

В России наибольшее развитие классицизм получил в архитектуре и скульптуре, где он достигает своего расцвета на рубеже XVIII-XIX и в первой четверти XIX столетия.

В архитектуре первый возбудил интерес к античному искусству приехавший в Россию из Англии архитектор и художник-декоратор Ч. Камерон. Творчество Камерона было лишено холодной чопорности английского классицизма. Художник внес в этот стиль легкость, изящество, простоту форм, теплоту человеческого чувства. В своих работах Камерон умело сочетал интерес к деталям, тонкую декоративную отделку, барельефные украшения из фарфора с классицистической целостностью, законченностью архитектурного ансамбля. Лучшими его произведениями в России явились Храм дружбы, Екатерининский дворец, "Камеронова галерея".

Шедевры классицистического архитектурного ансамбля создали художники конца XVIII - начала XIX века Дж. Кваренги, В. Воронихин, А. Захаров, К. Росси. При всем различии творческой индивидуальности эти мастера сумели наполнить свои произведения теплом человеческого чувства, трепетом живой природы. Это было одним из проявлений национального своеобразия русского классицизма.

Гражданственные и гуманистические идеи классицизма наиболее полно отразились в русской скульптуре. В 1801 году М. Козловский создал памятник великому русскому полководцу А. В. Суворову. Конструктивная схема памятника проста, лаконична. Высокий постамент в виде колонны составляет гармоничное целое с фигурой Суворова. Памятник торжествен, в нем улавливается героическое начало.

Подлинными шедеврами классицизма в скульптуре стали произведения Мартоса. Они элегичны, проникнуты душевной теплотой и наполнены глубоким эмоциональным содержанием и вместе с тем просты, спокойны, величавы (например, "Надгробие Куракиной", "Надгробие Гагариной"). Художник сумел в надгробный памятник вложить жизнеутверждающее начало, идеи торжества жизни над смертью.

Тема героики, борьбы русского народа за свою свободу у Мартоса нашла выражение в памятнике К. Минину и Д. Пожарскому, величаво возвышающемся и поныне на Красной площади в Москве.

В первой половине XIX века пробуждается интерес к национальной культуре. Образуются многочисленные просветительские и научные общества. Таковым было "Вольное общество любителей науки, словесности и художеств", образованное в 1801 году. В него вошли и известные художники: И. Мартос, А. Иванов. С обществом были тесно связаны Ф. Толстой и А. Писарев.

А. Писарев становится одним из основных теоретиков русского классицизма. В 1807 и 1808 годах вышли его работы "Предметы для художеств" и "Начертание художников, или Правила в живописи, скульптуре, гравировании и архитектуре". Эпиграфом к работе "Предметы для художеств" А. Писарев взял выдержку из "Дополнения к уставу Академии художеств": "Истинная и благороднейшая цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительною, предать бессмертию славу великих людей, заслуживших благодарность отечества, и воспламенить сердца и разум к последованию..."

Основную задачу художника А. Писарев видел в изучении природы и следовании основным положениям греческого искусства, в частности "общей красоте в образованиях, подражании совершенству человеческого тела, и особенно голов, постижении величия и благородства греческого искусства, умении смело и правдиво выражать страсть, всегда подчиняя ее красоте".

Некоторые черты русского классицизма нашли свое воплощение и в медали.

Теоретическое обоснование классицизма в медальерном искусстве было дано президентом Академии художеств А. Олениным и Ф. Толстым, взявшими за основу положения А. Писарева.

Оленин утверждал лаконичность и простоту классической композиции, считая, что главным в медальерном искусстве, определяющим его художественность, должны быть "простота композиции, превосходная отделка оживотворенных предметов, представленных в самом малом виде". Ф. Толстой в теоретической работе "Записки" развил далее положения А. Оленина.

Теоретические высказывания А. Оленина и Ф. Толстого созвучны взглядам Фальконе. То, что Фальконе считал главным в скульптуре, в работах Оленина и Толстого становится основополагающим и для малой пластики - для медали.

С 70-х годов XVIII столетия в русское медальерное искусство наряду с изображением правителей и полководцев проникает тема гражданственности. Мастера стремятся к простоте формы, лаконизму композиции. Это впервые обнаруживается в творчестве Карла Александровича Леберехта (1749-1827), приехавшего в 1769 году из Берлина в Россию в качестве мастера по резьбе печатей.

Большая и лучшая часть творчества Леберехта приходится на годы его жизни в России и связана с русским классицизмом. В ранний период своего творчества (конец XVIII столетия) он выполняет памятные и юбилейные медали, посвященные различным историческим событиям или видным государственным деятелям. Наиболее значительными работами этого времени стали медали "На смерть адмирала Грейга" (1788) и "В честь А. В. Суворова" (1790). Для периода становления классицизма интересна медаль "На смерть адмирала Грейга". Особое значение этой медали состоит в том, что рисунок к ней исполнен самим Леберехтом. А надо сказать, что как в XVIII, так и в XIX столетии проекты рисунка медали составлялись заказчиком. Художник-медальер разрабатывал уже готовый проект в соответствии со спецификой медали. Поэтому наиболее ценны те медали, к которым проекты рисунка составлялись самим мастером.

На медали, посвященной Грейгу, портретный бюст адмирала, окутанный знаменем, гармонично вписывается в плоскость. Сдержанная эмоциональность, возвышенность образа, предельная четкость выражения составляют ее отличительные черты. Просто и ясно решается и аллегорическая композиция на оборотной стороне, где изображен монумент в честь героя на фоне графично исполненной армады кораблей.

Более определенно тема героики и гражданственности решается в медали "В честь А. В. Суворова". Правдивое портретное изображение немолодого лица полководца наполнено внутренней одухотворенностью и самоотверженностью.

Художник сосредоточивает все внимание на образе полководца. Суворов без парика и головного убора, отсутствуют пышные одежды, воинские атрибуты. Их заменила накинутая на обнаженное плечо львиная шкура - символ силы и могущества. Именно так изображается легендарный Геракл. Для Леберехта, так же как и для Козловского, Суворов прежде всего полководец, герой Измаила и Сен-Готарда, любимый простыми солдатами человек, их "батюшка" (рис. 16).

Портретное сходство помогает раскрытию образа. Эта медаль выполнена в стиле классицизма, строгий и лаконичный язык которого часто использовался для раскрытия и прославления лучших человеческих черт.

Как и раньше, в период становления классицизма продолжает прослеживаться связь медали и круглой скульптуры, хотя в медали развитие новых художественных тенденций проявлялось всегда несколько позднее, чем в скульптуре.

Если на рубеже XVIII-XIX веков М. И. Козловский в памятнике А. В. Суворову уже решает задачу создания в пластике образа народного героя, то в медальерном искусстве тема героики и гражданственности только намечается. Произведения Леберехта - это первый шаг к их разрешению. Задачи, поставленные мастером, получили полное развитие в 30-х годах XIX века в произведениях Ф. Толстого.

Второй период творчества Леберехта охватывает около двух десятилетий XIX века. Впервые с момента возникновения медали намечается отход от строго официальной линии развития. Это выразилось в проникновении в медаль жанровых тем, в демократизации образа.

Леберехт ищет новые решения медали, стремится к разнообразию средств изображения. Отказавшись от больших исторических тем, художник обращается к темам жанра. Он создает персоналии, медали с архитектурным пейзажем, композиции, посвященные отдельным знаменательным событиям и юбилейным датам.

В 1800 году Леберехт становится ведущим медальером. Его современники В. Алексеев, А. Есаков, В. Безродный, К. Мейснер выполняли в основном копии с работ медальеров XVIII века, а также Леберехта.

Рис. 16. К. Леберехт В честь А.В. Суворова. Рис. 17, 18. К. Леберехт. В память 100-летия С.-Петербурга (аверс и реверс)
Рис. 16. К. Леберехт В честь А.В. Суворова. Рис. 17, 18. К. Леберехт. В память 100-летия С.-Петербурга (аверс и реверс)
Вложения
000013.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#97 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:38

Большой заслугой Леберехта стало открытие в 1800 году по его проекту медальерного класса в Академии художеств. Проект предусматривал всестороннюю подготовку медальеров при Академии с прохождением как специальных дисциплин, так и общеобразовательных (резьба на стали и крепких камнях, лепка, рисунок, геральдика, химия, минералогия, металлургия).

Указом Александра I преподавателем резьбы на твердых камнях был назначен Самуил Алексеев, преподавателем резьбы на стали - академик Карл Мейснер, преподавателем по геральдике и главным медальером класса - Леберехт.

Открытие в 1800 году медальерного класса в Академии художеств не замедлило сказаться на развитии русского медальерного искусства. За более чем полувековое существование медальерного класса (по настоянию художника Матэ класс был закрыт в 1864 году) его окончили все медальеры этого периода. Такие мастера, как К. Леберехт, И. Шилов, Ф. Толстой, П. Уткин, А. Лялин и другие, получили звание академиков.

Примечательно, что основными предметами изучения в медальерном классе были скульптура (лепка), резьба по камню и рисунок. Многие заданные программы на золотые и серебряные медали осуществлялись в рельефе.

Совершенно очевидно, что медальерное искусство понималось в те годы как один из видов пластики и его развитие утверждалось в одном русле со всем изобразительным искусством.

На Петербургском монетном дворе Леберехтом был предпринят ряд мероприятий с целью улучшения медальерного производства, которое к этому времени пришло в значительный упадок. В 1811 году Леберехт составил проект реорганизации Медальной палаты, который предполагал создание специального помещения для медальеров-художников и выделение помещений для коллекции штемпелей.

Утверждение классицизма в русской медали падает на рубеж XVIII и XIX веков и неразрывно связано с творчеством Леберехта. В это время мастер исполняет премиальные медали, композиции в память важных событий в области экономики и культуры России, а также медали, посвященные историческим датам и отдельным видным деятелям.

На многих медалях изображены эмблемы и аллегории, но они проще, спокойнее, замысел их яснее, понятнее, чем аллегории XVIII столетия. Таковы медали: "За полезные труды по земледелию", "За успехи в торговле и промышленности", "За путешествие вокруг света", "За успехи в науках", "В память 100-летия С.-Петербурга", "В честь П. Г. Демидова", "За благонравие наукам" и др.

В ряде медалей начала XIX века уже получает отражение процесс роста капиталистических отношений в недрах крепостнической России. Проникновение в медаль этой тематики свидетельствует о начавшейся демократизации медальерного искусства, об отходе медали от строго официальной линии развития.

Леберехт в своих произведениях часто обращается к мотиву дубового листа как символу гражданской доблести. Интересна по замыслу и по исполнению медаль "На дарование преимущества Абовскому университету" (1813). Заказ на ее исполнение Леберехт получил из Финляндии от Абовского университета. Художник сам составил рисунок к медали. Медаль была преподнесена мастером в дар Академии художеств. Тему Леберехт решил аллегорически. Справа сидящая женская фигура с лирой, около нее опрокинутый кувшин с льющейся из него водой, олицетворяющей реку Або, справа, вторым планом, - фасад здания университета, по фону - лучи восходящего солнца.

Примечательно, что у Леберехта аллегория служит лишь формой для осмысления реального события, тогда как аллегорическая композиция XVIII века - это сложное сплетение символов и мифологических элементов.

Интересна по замыслу медаль Леберехта "В память 100-летия С.-Петербурга" (1803). На одной стороне изображена сидящая на земном шаре мужская фигура - Геркулес с палицей, перекинутой через плечо, указывает на знак зодиака (май), когда был заложен Петром I город на реке Неве (рис. 17, 18). Фигура Геркулеса как бы покоряет необъятное пространство, являя собой образное осмысление международного значения основания Петербурга.

Лицевая сторона обычна для большинства медалей тех лет: изображен бюст Петра I под звездным венком. Однако и здесь строгая официальность портрета уступает место героизации, прославлению личности. Облик Петра I у Леберехта перекликается с памятником Петру I Фальконе.

В творчестве Леберехта утверждается тип медали-персоналии с портретом юбиляра на одной стороне и строгой надписью, без символов и аллегории на другой. Это созвучно устремлениям классицизма, где образ человека приобретает особую значимость. Пышность и помпезность XVIII века уступают место сдержанности и простоте.

С начала XIX столетия увеличивается выпуск медалей-персоналий в честь крупных государственных деятелей, представителей науки. Примером может служить медаль Леберехта "В честь А. С. Строганова", выбитая как память о "принесенной им пользе Академии художеств" на посту президента (1807). Леберехт исполнил и рисунок к медали.

В творчестве Леберехта получает дальнейшее развитие архитектурный пейзаж. В развитии этого жанра он шел по пути, намеченному в XVIII веке Тимофеем Ивановым.

Пейзажи Леберехта типичны для классицизма: двуплановость изображения, подчеркнутая плоскость медали; в основе изображения лежит всегда реальное событие. Такова медаль "На заложение С.-Петербургской биржи" (рис. 19).
Вложения
000014.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#98 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:39

Рис. 19. К. Леберехт. На заложение С.-Петербургской биржи

Творчество Леберехта имело определяющее значение в развитии русского медальерного искусства. Мастер подошел к созданию ясных, реалистических по содержанию, гармоничных по форме композиций. Отдельные элементы стиля барокко сохранились в творчестве Леберехта, однако они не имели определяющего значения.

Леберехт первым в русской медали ставит задачу создания образа героя-гражданина. Обращение к пейзажу и бытовому жанру способствовало расширению тематики и позволяло медали выйти за рамки сугубо официального, парадного памятника.

Леберехт оставался ведущим медальером почти до конца первого десятилетия XIX века, когда появились новые мастера, воспитанники Академии художеств. В 1807 году заканчивает медальерный класс академии ученик Леберехта И. Шилов. В 1809 году приобретает известность как художник автор восковых барельефов Ф. Толстой; в том же году он был назначен в Монетный департамент "по медальной части".

В первом десятилетии XIX века не было создано больших исторических серий медалей, видимо, немаловажную роль здесь сыграла бездеятельность медальных комитетов. В 1809 году сенатором А. Татищевым была предпринята попытка возобновить работу медальных комитетов. Им была составлена записка о целесообразности медального комитета для продолжения выпуска медалей на события из русской истории. Татищев считал, что таковые медали являются "незыблемым памятником, служащим потомству основанием для российской истории".

Работа нового медального комитета предполагалась на тех же основаниях и по тем же правилам, которые были определены в XVIII веке. Возглавить комитет предлагалось А. Оленину, "известному своими сведениями в российской истории и любителю художеств". Члены комитета: статский советник, специалист по российской истории Бороздин, надворный советник Круг и "известный своими сведениями в древностях и медалях", старший медальер при Петербургском монетном дворе Леберехт. На последнего возлагалась организация выполнения медалей по утвержденным комитетом проектам рисунков. В 1810 году был утвержден состав комитета под председательством А. Оленина. Тем собственно и ограничилась вся работа по возобновлению деятельности комитета.

Выпуск медалей в XIX веке происходит через Департамент горных и соляных дел по указам отдельных министерств, ведомств, научных обществ, академий, учебных заведений и просто частных лиц. Проекты рисунков проходили утверждение в Министерстве финансов или непосредственно императором.

То, что в XIX веке сами учреждения получили право заказывать медали, уже было шагом по пути демократизации тематики медалей. В XVIII веке выпуск медалей происходил только по согласованию и "повелению" императора, что ограничивало творческие возможности художников.

Одновременно с Леберехтом работало несколько медальеров, некоторые из них были преподавателями Академии художеств. Владимир Алексеев - медальер С.-Петербургского монетного двора, Алексей Есаков - преподаватель Академии художеств (резьба на твердых камнях), академик Карл Мейснер - преподаватель Академии художеств (резьба по стали) были лишь хорошими исполнителями. В целом творчество этой группы медальеров существенного влияния на развитие русского медальерного искусства не оказало.

Дальнейшее развитие классицизма в медальерном искусстве связано с творчеством ученика Леберехта И. Шилова. Он прибыл в Академию художеств с Екатеринбургской гранильной фабрики.

Работы Шилова полностью освободились от элементов барочного стиля. Мастер исполнял большей частью персоналии с портретом на одной стороне и надписью - на другой. Таковы медали "Для депутатов новой Финляндии", "Владетелю Сандвичевых островов" и др. Шиловым исполнено несколько копий с медалей Леберехта.

Для творчества Шилова характерна медаль "В честь А. С. Строганова". Штемпель лицевой стороны с изображением А. С. Строганова исполнен Леберехтом. Шилову принадлежит наиболее интересная для нас оборотная сторона медали. Здесь мастер, создавая символический образ, впервые в русском медальерном искусстве обращается не к традиционным персонажам античной мифологии, а к образу славянского витязя. Воин в кольчуге и шлеме с секирой в правой руке, круглым щитом в левой стоит, облокотясь о гладкий четырехугольный пьедестал. Изображение просто и ясно по замыслу. Спокойная поза воина, замкнутый, четкий, активный силуэт, очерченный одной мягкой, но определенной линией. Композиция одноплановая, геометрическая, с подчеркнутой линией основания. Пластическая моделирующая лепка мягкая, при которой ювелирная проработка деталей не нарушает целостности образа (рис. 20).
Вложения
000015.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#99 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:40

Рис. 20. И. Шилов. В честь А. С. Строганова

В творчестве И. Шилова уже намечаются те своеобразные, развившиеся на русской почве аллегорические образы, которые получат в дальнейшем полное воплощение в творчестве Ф. Толстого.

Жизненный путь И. Шилова был коротким, вместе с тем его творчество ознаменовало определенный этап в истории русского медальерного искусства, явилось необходимой ступенью в развитии классицизма.

Рубеж XVIII-XIX веков и первые два десятилетия XIX столетия - это время утверждения медали как подлинно национального художественного памятника. Уже в этот период в недрах зреющего классицизма яснее выступают реалистические тенденции, развитие которых определяет, хотя и в различной степени, характер всей русской культуры этого периода.
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:

Re: Общие материалы по медалям

#100 Непрочитанное сообщение Дормидонт » 01 янв 2014, 20:41

Федор Толстой и его школа

Патриотический подъем времени Отечественной войны 1812 года, а также передовые идеи выступивших на политическую арену дворянских революционеров нашли отзвук в лучших памятниках медальерного искусства.

30-50-е годы - это время подлинного расцвета русской медали. Идеи гражданственности, героики и патриотизма отразились во всей культурной жизни России середины века и легли в основу литературы, музыки, изобразительного искусства. Наиболее полное раскрытие эти высокие идеи получили в поэзии А. Пушкина, А. Грибоедова, М. Лермонтова, в музыке М. Глинки, в полотнах О. Кипренского и К. Брюллова, в скульптурных образах М. Козловского, В. Орловского, И. Мартоса, В. Демут-Малиновского.

Яркие страницы медальерного искусства XIX века связаны с именем Федора Петровича Толстого. Творчество этого разносторонне одаренного художника раскрывает своеобразие русского классицизма, его главную черту: соединение возвышенно героического идеала с простотой замысла, с правдивой передачей натуры через раскрытие ясных, предельно завершенных движений, через передачу пластичности человеческого тела.

Творческие принципы Ф. Толстого получают теоретическое обоснование в его "Записках". Эта работа включает ряд положений, определяющих художественность медали и раскрывающих ее реалистические тенденции.

Художник видел при создании медали одну из главных задач "в строгом наполнении красоты и верности природе". Эта мысль нашла развитие в высказывании художника А. Венецианова: "Дело состоит в том, чтобы ничего не изображать иначе, как только в натуре, и повиноваться ей душой, без всякой примеси какого бы то ни было художника..."

Героические и гражданственные принципы в творчестве Ф. П. Толстого находят объяснение во взглядах художника. Выходец из аристократических кругов, Ф. Толстой в то же время являлся одним из основателей декабристского "Союза благоденствия".

Вершиной медальерного искусства периода классицизма явилась серия медальонов, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года, которая раскрыла героику и патриотизм русского народа. Приступая к созданию медальонов, Ф. Толстой писал: "...любя славу... народа... в восторге души моей, предпринять труд, в котором... неслыханная доселе слава наших дней, поражая ум и сердце каждого, может посредственный талант так одушевить, что он силою своего усердия отворит себе и выйдит во врата грядущих времен..."

В медальонах Толстого с особой силой прозвучал образ русского народного героя. Художественный язык классицизма, антикизированный образ древнего славянского воина наполнились живым патриотическим чувством художника. Красота композиций, лаконичность и простота форм сочетаются с тонким лиризмом и одухотворенностью.

Интересной стороной творчества Ф. Толстого явилось своеобразие его аллегорического языка. Условность и антикизация служат лишь формой для образного выражения сложных исторических сюжетов, преломленных через героический образ древнего славянского витязя.

Серия состоит из 22 медальонов. Толстой не стремится к рассказу о событиях, показу подвигов отдельных героев, полководцев. Художник создает обобщенный образ определенного исторического события. Центральной фигурой, воплощающей пафос борьбы, патриотизма, становится славянский воин как образ героического русского народа. Вокруг него строится сюжетное действие.

Начинается серия с клятвы верности гражданскому долгу в медальоне "Народное ополчение". Тема призыва к борьбе, зарождение патриотических чувств раскрываются в лучших классицистических традициях. Композиция медальона "Народное ополчение" находит аналогию с одним из программных произведений французского классицизма - "Клятвой Горациев" Давида.

Сидящая на возвышении женская фигура в русском национальном костюме - Россия левой рукой опирается на овальный щит, а правой, вытянутой вперед рукой подает мечи славянскому воину, символизирующему дворянство, и юноше-крестьянину. На постаменте изображена сцена пожертвования в пользу воинов. У ног фигур - шлем как символ русской воинской доблести. Вверху по кругу и под обрезом - надпись. Крестьянин и дворянин дают клятву своей родине - России. Склоненная голова женщины полна горя и печали, но в энергично протянутой руке, удерживающей меч, чувствуется скрытая сила, уверенность, призыв к русскому народу подняться на защиту Отечества. Композиция лаконична, сдержанна, позы простые, спокойные. Вместе с тем в фигурах ясно читается внутренняя убежденность, твердая решимость к борьбе.

Темы героики и патриотизма получают дальнейшее развитие в медальоне "В память Бородинской битвы". Толстой отказывается от сдержанности выражения. Образы становятся более динамичными, приобретают внутреннюю силу. Первым планом изображены две фигуры неприятеля. Поднятым щитом, защищаясь от русского воина, они стремятся как бы оттеснить его, принудить к отступлению. В фигуре русского воина чувствуется твердость, сила, но в ней нет еще пафоса наступления. Воин энергично, отважно сдерживает натиск врага. У ног его два сраженных противника (рис. 21).

В дальнейших композициях утверждается пафос борьбы и победы, определивший характер второго периода Отечественной войны 1812 года (после Бородинской битвы).

Наиболее выразительны в этой группе медальоны "В память битвы при Арсис-сюр-Об" (рис. 23) и "В память трехдневной битвы при г. Красном" (рис 22).

Сюжетом медальона "В память битвы при Арсис-сюр-Об" служит кульминационный момент, определивший исход сражения. Неприятель сломлен. Сложная драматическая ситуация изображается с помощью трех фигур.

Центральная фигура композиции - русский воин. Это образ силы, несокрушимой воли, мужества и физической красоты. У ног русского воина лежат фигуры поверженных врагов. Один из них, приподнявшийся последним усилием воли, дан в напряженном, чрезвычайно сложном ракурсе. Запрокинутая назад голова с разметанными волосами полна отчаяния и безнадежности погибающего. Развязкой драмы и завершением действия является третья фигура воина, распростертого у ног победителя.

Построена композиция по принципу пирамиды. Силуэт обобщен, как бы очерчен единой плавной линией, плоскость основания строго ограничена. Рисунок четкий, мягкий. Пластическая лепка создает живописную игру светотени.

Для Толстого характерно чрезвычайно тонкое чувство скульптурного объема на плоскости. Художник умело дает почувствовать трехмерность фигуры, ее объемность, оперируя художественными средствами рельефа при строгом сохранении архитектоники медали.

Целостный и обобщенный образ сражения создан в медальоне "В память трехдневной битвы при г. Красном" (рис. 22). Медальон этот более сложный, композиция многофигурная. Как и в других медальонах, пафос борьбы, героическое начало выражает русский воин (изображенный справа). Он смело и стремительно, с занесенным над головой мечом, шагает по полю сражения. Упрямо склоненная голова полна воли, непоколебимой решимости к победе. Слева фигура неприятеля, в страхе пытающегося бежать. На втором плане - на коленях - фигуры с закрытыми лицами. Согбенные, поникшие, они выражают безнадежность и отчаяние. Их обликом художник как бы предопределяет исход сражения. Жесты фигур сдержанны, их движения гармоничны, взаимообусловленны. Сложный силуэт всей группы объединяется подчеркнутой линией основания, она как бы завершает все действие, останавливает движение фигур.
Вложения
000016.jpg
У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам. Б. У.
Дормидонт
Зарегистрированные пользователи
Сообщений: 5413
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 22:32
Откуда: Деревня
Контактная информация:


Вернуться в «ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость